admin / 24.01.2019

Акустическая обработка помещения

Содержание

Акустика помещений: подготовка комнаты для домашнего кинотеатра

Общеизвестно, что на звучание аудиоаппаратуры влияет множество факторов и одной из важнейших составляющих качества звука является акустика помещения. Учитывая многочисленные просьбы наших читателей и активное обсуждение вопроса на GT, мы решили посвятить этой теме несколько публикаций.

В этом материале мы рассмотрим акустическую подготовку помещений для домашнего кинотеатра. Следует также отметить, что принципы, описанные в этой статье, во многом будут полезны при создании комнат для прослушивания музыки, домашних музыкальных студий и репетиционных баз.
Сегодня многие приобретают достаточно дорогую аудиоаппаратуру для домашнего кинотеатра, и, нередко случается, что в связи с проблемами помещения, где она установлена, звук оставляет желать лучшего. Акустика помещения играет одну из ключевых ролей при формировании сцены, характера звучания, передачи различных тембральных и частотных особенностей. Во многом именно благодаря акустике помещения удается добиться т.н. эффекта присутствия при просмотре фильмов и использовании систем объёмного звука.

Общие принципы

Путешествие звуковых волн по помещению начинается на выходе из излучателей, после чего они многократно отражаются от стен, пола и потолка. Именно эти препятствия на их пути и создают наибольшее количество проблем. На звук влияет всё, начиная от мебели, напольного покрытия, типа потолка, вплоть до материала, из которого создано здание и межкомнатные перегородки. В некоторых помещениях существенной проблемой становится не только отражение, но и резонанс материалов отделки или мебели.

Стремление к получению качественного звука начинается со снижения количества отражений, устранения резонансных поверхностей, и получения максимально возможного рассеивания звука в помещении. При подготовке помещения необходимо чтобы акустические свойства поверхностей минимально влияли на частотные параметры сигнала, не вносили существенных искажений, не порождали негативно влияющих отражений и отзвуков.
Для этого при подготовке такого помещения настоятельно рекомендуется свести к минимуму количество плоских поверхностей, деревянных и стеклянных предметов интерьера. Совсем идеальный вариант – оставить в комнате только мягкую мебель, а также предметы интерьера с рельефной поверхностью. Кроме того, важно понимать, что чем больше помещение, тем более существенные изменения придется вносить в отделку.
Подавляющее количество акустических проблем вызывается т.н. «стоячими волнами» и отражением звуковых волн. Используя ряд доработок в отделке можно свести к минимуму влияние этих факторов на звук домашнего кинотеатра. Наиболее простыми и доступными способами изменения акустических свойств помещения является применения звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Для наглядности на схеме ниже отражено влияние поглощающих и рассеивающих поверхностей на звуковые волны:

Поглощение

Для отделки стен домашних кинотеатров сегодня широко используются звукопоглощающие панели. При этом следует понимать, что различные частоты поглощаются материалами неодинаково. Большинство современных панелей, созданных на основе стекловолокна, с толщиной 2,5 см способны эффективно поглощать звуковые волны с частотой до нижней границы 850 -1000 Гц.

При этом добиться эффективного поглощения более низких частот можно используя увеличение толщины слоя. Закономерно, что при подобном подходе, неизбежно придётся жертвовать объёмом помещения. Учитывая линейность зависимости, при использовании стекловолоконных и аналогичных им панелей, для эффективного поглощения звуковых волн всего слышимого спектра необходимо использовать слой толщиной около 15 см. При более эффективном звукопоглощении материала толщина подобного слоя может быть меньше.
Для оценки звукопоглощения используется специальный коэффициент.
Коэффициент звукопоглощения – отношение величины, не отраженной от поверхности звуковой энергии, к величине падающей энергии. Она рассчитывается по формуле:
А(зв)=Е(погл)/Е(пад)
где А(зв) — коэффициент звукопоглощения; Е(погл) — поглощённая звуковая волна; Е(пад) — падающая звуковая волна; E(отр) — отраженная звуковая волна; Е(рас) — звуковая волна, рассеянная в материале; Е(прош) — звуковая волна, прошедшая через материал.
При этом, следует помнить, что при расчетах коэффициента для материалов оценивается не весь слышимый спектр частот, а лишь диапазон в пределах от 125 до 4000 Гц.
Ниже привожу сравнительную таблицу с коэффициентами некоторых материалов:

Наиболее существенная роль поглощающих панелей – это устранение так называемого «первого отражения». Как известно, звук из АС достигает наших ушей как непосредственно, так и за счет отражений от нескольких поверхностей, и, естественно, отраженная волна делает это через несколько миллисекунд после прямой. Негативное влияние первого отражения неизбежно искажает сцену (расположение кажущихся источников звука), может способствовать формированию нежелательных пространственных звуковых иллюзий при использовании систем объемного звука (4.0, 5.1, 7.1 и др).
Соответственно, в первую очередь необходимо оборудовать звукопоглощающими панелями поверхности, на которых будут находиться проекции точек «первого отражения». Количество таких точек будет зависеть от количества колонок (кабинетов) в использованной акустической системе.
Ниже приведены упрощённые схемы дающая представление о точках первого отражения:


Ориентировочное расположение точек первого отражения легко определить при помощи зеркала. Суть метода: один человек находится на месте просмотра, другой двигается вдоль стен с зеркалом. Как только первый видит в зеркале отражение динамика – точка первого отражения определена. Большинство специалистов считают, что для эффективного звукопоглощения нет необходимости покрывать материалами все поверхности, достаточно закрыть точки отражения панелями с шириной 70-90 X 200-250 см (или более) в зависимости от высоты стен. Также, для того, чтобы снизить негативное влияние низких средних, имеет смысл установить панели на потолке.
После правильной установки панелей остаётся только одна проблема с поглощением – волны с частотой ниже 140 Гц. Обеспечение оптимального звучания низких частот требует особого подхода – использования специальных низкочастотных поглотителей. Существует несколько конструкций таких поглотителей, и я не берусь утверждать какие из них лучше (многие хвалят трубы). Важно понимать, что их количество и коэффициент поглощения будут зависеть от уровня звукового давления сабвуфера или низкочастотных динамиков АС. Также, в качестве альтернативы поглотителям, можно использовать мягкую мебель, что не всегда эффективно, но в ряде случаев может помочь справиться с низкими.

Рассеивание

Поглощение должно быть оптимальным, чрезмерное звукопоглощение сделает звук менее реалистичным, исчезнет иллюзия объёма. Для обеспечения баланса отражения и поглощения используется рассеивание звука. Как мы видели на таблице во второй части статьи, рассеивание позволяет увеличить количество векторов каждого отражения. За счет неровностей поверхности возникают дополнительные звуковые поля, образующиеся в результате дифракции звука. Таким образом звук «заполняет» помещение более равномерно.

Существуют разнообразные рассеивающие панели, которые могут создаваться из различных материалов, например, твёрдых сортов древесины, камня, синтетических материалов. В некоторых случаях рассеивающие панели покрывают тканью или войлоком. Характерной особенностью рассеивающих панелей является неровная фактура поверхности, не редко используется коническая форма элементов. Известно, что в нашем недалёком советском прошлом, при остром дефиците акустических отделочных материалов, в качестве рассеивающих панелей, некоторые музыканты и меломаны использовали яичные лотки.

Расчет комнатных резонансов

Для более точного определения параметров звукопоглощения низких частот будет полезен расчет комнатных мод (комнатных резонансов). В любом помещении возникают так называемые комнатные моды или комнатные резонансы. На их формирование влияют соотношения длины, ширины и высоты комнаты. Эти параметры задают расположение комнатных резонансов в частотном спектре и плотность их распределения.
Таким образом, используя известные размеры помещения, можно заранее рассчитать частоты, на которых возникнут резонансы, а, следовательно, знать о том будут ли усиливаться или же подавляться те или иные частоты.
Для идеального прямоугольного помещения с ровными поверхностями стен пола и потолка, резонансы вычисляются по формуле:
где nx, ny и nz – целые числа, а Lx, Ly и Lz – это соответственно длина, ширина и высота комнаты.
Для вычисляя все резонансы необходимо поочередно подбирать все комбинации из трех целых чисел Nx, Ny, Nz. Специалисты отмечают, что на практике имеет значение вычисление только низкочастотных мод, т.е. максимальным N=4.
Отдельные резонансы описываются различными комбинациями из целых чисел Nx, Ny, Nz. Так, например, комбинация (1, 0, 0) будет описывать моду первого порядка вдоль стороны, принятой за «x», а (0, 2, 0) описывает моду второго порядка вдоль стороны, принятой за «y», и т.п…
Когда 2 из 3-х целых чисел равны нулю, расчет существенно упрощается и позволяет легко вычислить частоты «стоячих волн», которые возникают между парой противоположных стен вдоль одного из размеров помещения. f (1,0,0) = c/2/L
Эти моды называются осевыми или аксиальными и являются самыми интенсивными из всех. Именно их расчет представляет наиболее существенную важность.

Итог

Оптимальное использование рассеивающих и поглощающих материалов позволят избавиться от негативных эффектов в акустике помещения, а соблюдение простых принципов, использование технически не сложных приёмов может существенно улучшить ваши ощущения от просмотра кино и прослушивания музыки. В следующем материале на эту тему специалисты нашей компании поделятся опытом, который они получили при создании наших демонстрационных комнат.

Материалы для устройства студии или домашнего кинотеатра в квартире, доме, комнате

Для устройства в квартире домашнего кинотеатра или даже студии необходимо самому себе задать два вопроса – как и с помощью чего улучшить акустические характеристики помещения, комнаты, квартиры, дома и как не дать звуку выйти из помещения? При этом любителям музыки и кино придётся бороться с «врождёнными» недостатками типовых многоквартирных зданий.

Если вы бывали в пустой, ещё не отремонтированной квартире, то наверняка обращали внимание на гулкое эхо, мешающее даже обычной беседе. Особенно этот эффект заметен в домах из железобетона. Дело в том, что многократное отражение звуковой волны акустически «жёсткими» поверхностями порождает так называемое порхающее эхо, а собственный резонанс конструкций усиливает «бубнение». Это ведёт к катастрофическому искажению первичного звука. Ясно, что получить удовольствие от прослушивания любимых музыкальных произведений и просмотра фильмов без коррекции акустики здесь не удастся.

Другая проблема—звукоизоляция.

В панельных и блочных домах стены между квартирами способны сдерживать звук речевого диапазона громкостью не более 55 дБ. В старых зданиях с кирпичными и блочными перегородками ситуация зачастую ещё хуже, так как шум «просачивается» через щели и пустоты в швах кладки.

Междуэтажные перекрытия отличаются большей толщиной, поэтому значение индекса изоляции воздушного шума Rw у них выше (до 65 дБ). Однако через эти конструкции (как, впрочем, и стены) могут передаваться в соседнее помещение вибрации от громкоговорителей и низкочастотные звуки (последние вообще очень трудно погасить).

Современные аудиосистемы даже на половинной громкости «выдают» до 70 дБ и не жалеют басов. Таким образом, если проигнорировать вопрос звукоизоляции, не избежать конфликтов с соседями. Сразу оговорим, что изолирующие конструкции, установленные со стороны источника звука, гораздо эффективнее тех, что находятся снаружи.

Улучшение акустической среды и изоляция звука — связанные друг с другом задачи, вот только способы их решения далеко не всегда одинаковы. Однако при обустройстве домашнего кинотеатра необходимо одновременно исправить акустику и улучшить звукоизоляцию. Это вполне возможно, но, чтобы понять, как это сделать, надо познакомиться с особенностями акустических материалов и конструкций.

Какие нужны (необходимы) строительные материалы для устройства домашнего кинотеатра или студии

Шумопоглощающие плиты

Материал предназначен для борьбы с воздушным шумом и уменьшения времени реверберации, хотя иногда его используют и при возведении конструкции чернового пола, чтобы изолировать интенсивные ударные и вибрационные нагрузки. Плиты делают из базальтового и стеклянного волокна, технического войлока, древесных волокон, льна и т. д. Принцип «действия» материала заключается в том, что звуковая волна при прохождении через множество мелких пор теряет энергию за счёт трения.

Для звукоизоляции лучше использовать не обычные утеплители, а специализированные продукты, такие как «ЗвукоЗащита» («Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»), «Акустик Баттс» (Rockwool), «Шуманет-БМ» (Acoustic Group). Эти изделия отличаются несколько лучшим шумопогло-щением за счёт увеличенной демпфирующей способности и большего числа открытых пор. Важно, чтобы со временем они не уплотнялись и не теряли форму. Поэтому одним из главных требований к этим материалам является формостабильность.

Основные недостатки большинства шумопоглотителей в том, что они могут служить лишь заполнением каркасных конструкций (а последние увеличивают толщину отделочного слоя и стоимость ремонта) и, кроме того, выделяют вредные для здоровья летучие вещества и (или) твёрдые частицы. Поэтому шумопоглощающие плиты обычно требуется «укутывать» в непроницаемые плёнки.

Читайте также: Звукоизоляция потолка своими руками – фото, инструкция

Акустические панели и плиты

Это особый тип отделочных материалов для стен и потолков. Производят подобные изделия компании Armstrong, Ecophon, КНАУФ, LETO, Parafon, OWA, Rockfon и др.

Существуют два основных вида акустических панелей — однослойные и двухслойные. Первые изготовляют из прессованного минерального волокна, металла, твёрдых ДВП (MDF), гипсокартона, обычных и газонаполненных пластмасс (пенополиуретана, пенополистирола).

Однослойные перфорированные панели (их толщина составляет 0,5-20 мм) используют главным образом в качестве облицовки каркасных и подвесных конструкций в сочетании с мягкими шумопоглощающими матами. Благодаря наличию отверстий такая облицовка не отражает звуковые волны (а значит, не создаёт эха), а пропускает их к шумопоглотителю. Впрочем, некоторые изделия, например панели толщиной 20-40 мм из прессованного минерального или растительного волокна с насечкой или поролоновые панели с рассеивающими неровностями, сами по себе неплохо гасят звук.

Двухслойные панели и плиты состоят из твёрдой перфорированной облицовки и шумопоглощающего пористого либо упругого демпфирующего слоя. Например, основа плит «КНАУФ-Акустика» — это перфорированные гипсокартонные листы, на тыльную сторону которых наклеено нетканое полимерное полотно, снижающее эффект эха.

Выбор цветов и фактур акустических панелей довольно широк: их покрывают эмалями разных цветов (некоторые изделия допускают самостоятельную окраску), облицовывают декоративными плёнками и натуральным шпоном. Перфорация на поверхности может быть практически незаметной (например, при диаметре отверстий 0,1 мм) либо видимой, причём отверстия делают как круглыми, так и квадратными либо заменяют узкими щелевидными прорезями. Заметим, что форма отверстий, а также характер поверхности панелей влияют на частотный спектр шумопоглощения (скажем, изделия с рельефом в форме пирамидок хорошо гасят высокие и средние частоты).

Акустически прозрачные ткани

Их выпускают фирмы Gutermann, Drapilux, Vicoustic и др. Этот материал иногда используют вместо панелей — ими драпируют каркасные шумопоглощающие конструкции на стенах и потолке. С помощью тканей можно также скрыть громкоговорители, расположенные на полках или подвешенные к потолку.

Демпфирующие прокладки

Материал хорошо изолирует ударный шум. И этой группе относятся листы из агломерированной пробки, тонкие маты из пенополиэтилена или модифицированного каучука, мягкие ДВП. Прокладочные материалы применяют в том числе для гашения вибрации от колонок, способной передаваться стенам и перекрытиям.

Акустические натяжные потолки

Натяжные потолки с акустикой выполняют ту же функцию, что и тонкие однослойные акустические панели: закрывают слой шумо-поглощающего материала, закреплённый на ограждении. Подобные системы есть, например, в ассортименте компании Clipso, выпускающей натяжное бесшовное полиэфирное полотно с микроперфорацией (около 250 тыс. отверстий на 1 мг). Подчеркнём, что использование такого полотна даст ощутимый результат лишь при условии, что за ним будет расположен слой шумопоглотителя (для крепления последнего к перекрытию потребуется соорудить особый каркас).

Акустические герметики

Их используют для создания виброгасящих прослоек в местах примыкания звукоизолирующих и акустических конструкций (обшивок и перегородок) к капитальным стенам и перекрытиям. Такими герметиками, как, например, «Вибросил» (Acoustic Group) и Professional Acoustical Sound Sealant (Titebond), рекомендуется также уплотнять стыки звукоизолирующих панелей. Особые герметики, а точнее нетвердеющие вязкоупругие компаунды (например, Green Glue), позволяют создать промежуточный виброгасящий слой (0.5-3 мм) между двумя листами гипсокартона при обшивке стен.

Устройство домашнего кинотеатра, студии – как все сделать правильно и получить хороший звук

Для улучшения акустики и звукоизоляции домашнего кинотеатра важны не столько свойства применяемых при отделке материалов, сколько конструктивные решения. Акустические (в нашем случае — они же звукоизолирующие) конструкции монтируют на стенах и на потолке комнаты. Кроме того, требуется уложить демпфирующий «ковёр» на нижнее перекрытие, установить особую дверь, а иногда и окна. Приведём несколько примеров. Обшивку стен, как правило, монтируют на каркасе (обрешётке). Его можно изготовить из обычных металлических профилей для гипсокарто-на, однако некоторые специалисты советуют использовать только деревянные бруски (ДО х ДО и ДО х 50 мм). Элементы каркаса следует крепить к стенам, полу и потолку через демпфирующие прокладки из пробки, резины или специальных мембран, например Tecsound. Желательно также притягивать бруски к бетону через резиновые шайбы. Всё это нужно для того, чтобы вибрация от облицовки не передавалась несущим конструкциям, а через них в соседние помещения. Идеальный вариант — вообще не связанный со стеной независимый каркас, однако данное решение связано со слишком большим проигрышем в площади комнаты: чтобы обеспечить жёсткость обшивки, придётся в 1,5-2 раза увеличить сечение стоечных брусков.

Пространство между брусками обрешётки заполняют шумопоглощающими матами, а затем поверхность затягивают плёнкой, проклеивая стыки скотчем для пароизоляции (обычный может со временем отклеиться). Далее каркас обшивают акустическими панелями или перфорированными гипсокартонными листами либо двумя слоями гипсоволоконных листов, склеенными друг с другом не-твердеющим полимерным составом.

Стены: изоляция воздушного шума

Схема 1: Звукоизоляция тонкой кирпичной перегородки: каркас делают из направляющих и стоечных профилей (1), к стене его крепят с помощью прямых подвесов (2). Между каркасом и стеной прокладывают шумопоглощающие плиты (3), а затем обшивают конструкцию двумя слоями ГКЛ или ГВЛ (4)

Не стоит изнутри отделывать стены домашнего кинотеатра звукоизоляционными панелями, такими как ЗИПС (Acoustic Group), так как их лицевая поверхность слишком интенсивно отражает звук. Подобные «сэндвичи» предназначены для изоляции воздушного шума, приходящего из-за пределов защищаемого помещения. Также не принесёт желаемого результата использование тонких материалов, приклеенных либо напылённых прямо на стену: этим способом можно корректировать акустику только в больших залах, а улучшить звукоизоляцию вообще не удастся.

Также ссылка по теме: Правильная звукоизоляция дома, коттедж, квартиры

Потолок также очень важен для создания комфортной акустической среды. Лучше всего смонтировать подвесную систему, причём крепить её каркас к плите перекрытия нужно с помощью виброразвязывающих подвесов. Результаты испытаний показывают: чем больше относ фальшпотолка от перекрытия, тем лучше конструкция гасит низкочастотный звук. Чтобы значительно повысить шумопогтющение на высоких и низких частотах, используют акустические потолочные панели в сочетании с мягкими пористыми плитами. Последние при этом укладывают на обратную сторону панелей в процессе монтажа либо приклеивают к плите перекрытия. Если высота комнаты невелика, то придётся обойтись без каркаса и подвесов, а вместо этого приклеить к перекрытию финишные шумопоглощающие плиты из пенополиуретана, пенополистирола или вспененного меламина.

В помещении, где установлена мощная аудиоаппаратура, необходимо устроить плавающий звукоизолирующий пол. При этом под бетонную стяжку укладывают плотные маты из минерального волокна толщиной не менее 50 мм или лист из пористой резины (20-25 мм). Слой звукоизоляции заводят на стены на высоту стяжки.

Сабвуфер и фронтальные громкоговорители должны находиться примерно на уровне головы слушателя. Специалисты не рекомендуют подвешивать их на стены, так как это вызывает специфический гул (за счёт резонанса). Одно из популярных решений — возведение подиума для колонок.

Конструкция должна включать не менее двух виброразвязывающих слоев. Возможен, например, такой вариант: уложить на пол слой агломерированной пробки толщиной 8-12 мм, затем соорудить деревянный каркас, обшить боковины и заполнить пустоты минеральной ватой.

После этого подиум накрывают фанерой, сверху приклеивают ещё один слой пробки, а поверх него укладывают (опять на клей, без жёсткого крепления к каркасу) финишное покрытие.

Звукоизоляционные двери делают из двух или трёх слоев облегчённых ДСП с прокладками из пробки, резины или пенополиэтилена. Дверь оснащают двумя или тремя контурами уплотнения, а в нижний торец полотна врезают выдвижной порожек. Стоимость дверей этого типа стартует от 35 тыс. руб.

В комнату не должны проникать посторонние звуки с улицы. А как быть, если дом стоит поблизости от оживлённой улицы?

Придётся приобрести шумозащитные окна, оснащённые особыми стеклопакетами — двухкамерными с внешним стеклом толщиной 6 мм (вместо Д мм).

Обычно на черновые работы по отделке домашнего кинотеатра уходит в 2-3 раза больше времени и средств, чем в случае с обычной жилой комнатой тех же размеров. Создание акустических конструкций требует внимания к деталям и особых навыков, поэтому поручить обустройство лучше мастерам, имеющим опыт таких работ.

Читайте также: Барная стойка своими руками

Характеристики и параметры шумопоглощающих плит

Важная характеристика шумопоглощающих плит и акустических панелей — коэффициент звукопоглощения, обозначаемый «аw» (альфа). Его измеряют и вычисляют в соответствии с европейскими стандартами ISO 354 и ISO 11654. Величина может принимать значение от 0 до 1 (0 означает отсутствие поглощения, то есть полное отражение звуковой волны; 1 — полное звукопоглощение). Иногда вместо коэффициента а приводят американский NRC (Noise Reduction Coefficient). Его значение отличается от значения aw как минимум на несколько сотых из-за разницы в методике расчётов. Чем выше коэффициент звукопоглощения материалов, применяемых при обустройстве помещения, тем меньше окажется время реверберации. В просторных залах и аудиториях есть даже опасность настолько приглушить звук, что задние ряды ничего не услышат. Однако в небольшой домашней студии этого не стоит опасаться и лучше приобрести материалы с максимальным (0,6 и более) значением a. Увы, иногда значения коэффициентов aw и NRC вводят потребителей в заблуждение. Дело в том, что нередко производители проводят испытания не самих материалов, а акустических конструкций, созданных с их использованием.

Чтобы звук был хорошим

Даже в очень маленькой комнате не таи уж трудно добиться приемлемого звучания домашней аудиосистемы. Для этого необходимо выполнить следующие рекомендации специалистов.

Расстояние от колонок до находящейся за ними стены должно составлять или Уз, или Уз от расстояния до противоположной стены. Если это сделать невозможно, то за колонками на стене следует поместить слой шумопоглощающего материала толщиной не менее 40 мм.

Колонки устанавливают на равном расстоянии от боковых стен.

Оптимальная высота расположения динамиков — 1,2-1,5 мот пола.

Расстояние между колонками выбирают экспериментальным путём, сдвигая и раздвигая их. Для тестирования звучания системы при этом лучше всего подойдёт вокальная музыка.

Создать эффект объёмного звучания в домашнем кинотеатре помогут тыловые громкоговорители.

Если вы хотите скрыть колонки, установите £М потолочную встраиваемую систему. Предпочтение следует отдать моделям с поворотными динамиками, позволяющими оптимизировать звук в зоне прослушивания.

Акустическое проектирование

Некоторые компании оказывают услуги по акустическому проектированию. Они производят измерения на объекте, находят оптимальное место для громкоговорителей и рассчитывают требуемое шумопоглощение для каждой поверхности и зоны комнаты. Затем изготовляют акустические модули для стен и потолков, причём в одном помещении используют панели разной конструкции и толщины. Это позволяет добиться очень хорошей акустики, но, к сожалению, стоят подобные работы недёшево (от 12 тыс. руб. за 1 мг отделываемой поверхности).

Потолок: Акустическая подготовка

Акустическая потолочная конструкция: к перекрытию крепят обрешётку (1), устанавливают шумопоглощающие плиты (2), закрывают их плёнкой (3), а затем — акустически прозрачной тканью (4)

Виды шума

Специалисты по строительной акустике традиционно разделяют шум на воздушный и ударный (последний иногда называют структурным). Воздушный шум порождается колебаниями источника в воздушной среде, ударный является результатом механического воздействия на твёрдую преграду и распространения вибрации по ней.

Воздушный шум с трудом преодолевает стены и перегородки из тяжёлых материалов (кирпича, бетона), так как его интенсивности обычно недостаточно, чтобы раскачать такую преграду. Зато он легко проникает сквозь щели и отверстия. Поэтому борьба с воздушным шумом предполагает максимальную герметизацию помещения.

Структурный шум способен «пропутешествовать» по всему дому, передаваясь связанными друг с другом конструкциями. Породить его могут не только шаги или работа строительного инструмента, но и поставленные на пол или вплотную к стене громкоговорители, вибрирующие с низкой частотой. С этим видом шума хорошо справляются сравнительно тонкие (3-10 мм) демпфирующие прокладки.

Читайте также: Общие принципы звукоизоляции квартиры

Как бороться с эхом

Избавиться от эха, то есть снизить интенсивность отражённых волн и уменьшить время реверберации (убавить гулкость помещения), можно тремя основными способами.

Рассеять звуковую волну с помощью потолочных кессонов, колонн, рельефных облицовок и т. п. Эти конструкции возводят как из плотных (дерево, MDF), так и из специальных пористых материалов (акустический поролон и др.).

Снизить интенсивность звуковых волн у стен и потолка с помощью волокнистых материалов — плит из минеральной ваты, мягких ДВП, войлока и т. п. Способностью гасить энергию звуковых волн обладает и мягкая мебель, заполненная, например, пенополиуретаном.

Демпфировать звуковые колебания, применив при отделке комнаты (в качестве лицевого или промежуточного слоя) материалы с малым значением модуля упругости — листы из пробки, газонаполненных пластмасс, пористой резины и т. п. Правда, эффект при этом способе намного слабее, чем при использовании шумопоглотителей.

К сведению планирующих устроить домашний кинотеатр или студию в доме:

  1. При обустройстве домашнего кинотеатра необходимо использовать «гибридные» конструктивные решения, позволяющие одновременно исправить акустическую среду (то есть улучшить восприятие звука от громкоговорителей) и звукоизолировать комнату.
  2. Кессонный потолок не только улучшает акустику, но и преображает интерьер.
  3. Для коррекции акустики в любых помещениях можно применять волнистые и ребристые конструкции из гипсокартона, а также рельефные панели из пенополистирола, пенополиуретана и поролона. Звуковая волна разбивается о неровности на поверхности этих изделий, благодаря чему уменьшается время реверберации (затухания звука).
  4. Щелевые акустические панели выглядят более привлекательно, чем изделия с круглыми отверстиями, и не менее успешно «гасят» эхо на средних частотах.
  5. Системы подвесных потолков позволяют спрятать в надпотолочном пространстве шумопоглощающие плиты. Акустические сэндвич-панели сани обладают звукопоглощающими свойствами. Перфорированные ГКЛ подойдут для акустической обработки стен и потолка.
  6. Акустическая обработка необходима и для потолка, и для стен домашнего кинотеатра, однако плюс потолочных конструкций в том, что они не «съедают» полезную площадь комнаты. Между тем подвесные системы — акустические и карнизные звукоуловители — способны погасить значительную часть отражённых волн.
  7. Звукоизолирующие конструкции отличаются от корректирующих акустику тем, что при возведении первых допускается использовать отражающие материалы, например обычные (перфорированные) листы гипсокартона и гипсоволокно.
  8. Иногда изолирующая способность перегородки оказывается настолько плоха, что, несмотря на поглощающие конструкции, установленные в домашнем кинотеатре, звук всё же проникает в соседнее помещение. Тогда со стороны этого помещения на стене приходится монтировать дополнительную звукоизоляцию, однако надо учесть, что даже при толщине 100 мм она снизит воздушный шум всего на 8-10 дБ.
  9. Едва ли не главный элемент любой акустической конструкции — узел крепления к стене или перекрытию. Эти крепления не должны передавать вибрации от отделочного слоя ограждению и наоборот. Простейший виброразвязанный узел для подвесного потолка можно изготовить с помощью двух резиновых шайб. На стенах нетрудно подложить под детали обрешётки полосы из ППЭ, а под шляпки дюбелей — резиновые шайбы. Есть в продаже и готовые крепления, например «Виброфлекс».
  10. При звукоизоляции перекрытий специалисты рекомендуют уложить на плиту демпфирующий материал, например пенополипропилен, а поверх него — шумопоглощающие маты из минеральной ваты. Затем отливают железобетонную стяжку пола.
  11. Минераловатные плиты тщательно подгоняют друг к другу, а вдоль стен устраивают бортик из того же материала на высоту стяжки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ШУМОПОГЛОЩАЮЩИХ ПЛИТ

Название Материал Толщина,

мм

Плотность, кг/м3 Коэффициент звуко­поглощения (а или NRS) Цена, руб./м2
«Акустик Баттс» (Rockwool) Каменная вата 50-200 45 а 0.7-0,99 От 105
«ЗвуноЗащита» (Сен-Гобен Стрительная Продукция Рус») Стекловолокно 50,100 10 aw 0,7-0.85 От 98
«Шуманет-БМ» (Acoustic Group) Базальтовая вата 50 40 NRS 0.9 235
«Шуманет-СК» (Acoustic Group) Стекловолокно 50 30 NRS 0,9 235
PureOne (URSA) Минеральная вата на акриловом связующем 50 11 От 50

ХАРАКТЕРИСТИКИ АКУСТИЧЕСКИХ ПАНЕЛЕЙ

Название Материал Толщина,

мм

Плотность, кг/м3 Коэффициент звуко­поглощения (а ) Цена,

руб./м2

Ecophon Acutex-T Прессованное стекловолокно 20 240 В составе акустических конструкций — до 0,99 От 1450
Haradesign Fine (Haradesign) Древесные волокна 15,25 190 0,5 и 0,7 1050
Mappysil(Mappi) Вспененный полиамид 30 и 70 30 0,47 и 0,62 От 790
Decor Acoustic

(Acoustic Group)

MDF + вискоза 17 650 (MDF) и 70 (вискоза) В составе акустических

конструкций — до 0,9

От 7300
Flexy Panel (Vicoustic) Вспененный меламин 50,75 Нет данных 0,7-0,8 От 7000
Isotek

(IsoTek Systems)

Вспененный меламин 10,20,30,

40, 50, 100

8-11 0,4-0,75 От 1200

***
В.Григорьев

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. РЕКОМЕНДУЕМ — ПРОВЕРЕНО 100% ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Реклама

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

  • Стол из клееной древесины своими руками – фото и чертеж Как сделать рабочий стол из…
  • Переделка компьютерного блока питания своими руками Вторая жизнь блока питания компьютераВ…
  • Рецепты растворов для борьбы с вредителями – народные и проверенные (Памятка) Раствор и настои от садово…
  • Цветочный контейнер своими руками из дерева – чертеж Как сделать деревянный контейнер для…
  • Навес у бани из сотового поликарбоната своими руками Как самому сделать навес из…
  • Как при помощи подручных средств можно отмерить необходимое количество удобрения Памятка для садовода – масса…
  • Краткая классификация инсектицидов: памятка-инструкция дачнику Какие бывают инсектициды и как…

    Подпишитесь на обновления в наших группах.

    Будем друзьями!

  • Обуздать волну

    Корректируем акустику помещения при разных бюджетах

    Многократные отражения, стоячие волны, резонансы… Все эти слова вызывают в душе аудиофила тревогу, а описываемые ими явления – печаль. Ничего удивительного: гулкая комната является едва ли не самым эффективным терминатором качественного звучания. Не важно, насколько скрупулезно подобрана техника, не имеет значения и ее класс – помещение с голыми стенами и пустотелыми украшательствами из гипсокартона с легкостью перечеркнет любые ваши старания на ниве повышения звуковых надоев.

    Почему? Да потому что жесткие ровные и при этом параллельные поверхности для появления нежелательной реверберации (многократных отражений звуковых волн, попросту эхо) и комнатных резонансов (гула на определенных частотах) – все равно, что недельной давности хлеб для развития плесени: идеальная среда! Но если батон проще купить новый, то с неприятными акустическими явлениями нужно и можно бороться. Средства борьбы необходимо выбирать исходя из возможностей. Однако стратегия всегда одна: для улучшения звучания колонок необходимо дополнить интерьер предметами и специальными приспособлениями таким образом, чтобы излишки звуковых волн поглощались, а остатки рассеивались. И этот баланс важно соблюсти! Ведь если сделать из комнаты прослушивания безэховую камеру, то результат вам едва ли понравится, поскольку в звучании пропадет то, что аудиофилы называют воздухом или атмосферой. Для человеческого слуха неестественно находиться в акустическом вакууме. Поэтому комната в любом случае должна немного помогать аудиосистеме, создавая необходимый звуковой объем, но делать это обязана предельно деликатно. Чем просторнее комната, тем, казалось бы, больше сил и средств потребуется. Однако большой объем снижает требования к масштабу самой затратной коррекции звучания – в низкочастотном диапазоне, поэтому увеличение стоимости материалов не находится в линейной пропорции с увеличением объема помещения.


    В качестве примера мы решили использовать типовую комнату площадью 19 квадратных метров (3,5 х 5,5) с потолком на высоте 2,8 м. По первому сценарию «музыкальный» рабочий стол с тихим системным блоком компьютера и хорошими колонками полочного типа расположен в центре короткой стены. По второму сценарию стереосистема с парой напольных АС размещена вдоль длинной стены. Оба варианта инсталляции являются далеко не безальтернативными, но весьма распространенными. А вот от идеи установить рабочий стол с акустикой или спикеры стереосистемы вблизи любого из углов лучше отказаться сразу и навсегда. Так вот, если ваша комната схожа по конфигурации с представленной, но несколько больше или меньше по площади, то все упомянутые в статье рецепты применимы к ней в полной мере, только с небольшой поправкой на размеры помещения. Для сложных по форме апартаментов и в случае асимметричной (относительно боковых стен) инсталляции колонок проблематично дать какие-то универсальные советы таким образом, чтобы они гарантированно сработали именно в вашей ситуации, однако общие принципы акустической обработки помещения актуальны и в этом случае. Просто помните, что если колонки расположены к одной из боковых стен заметно ближе, чем к другой, на ближней стене следует организовать более эффективное поглощение звуковых волн для устранения дисбаланса. Ну а тем, кто не чувствует уверенности и желания экспериментировать, посоветуем обратиться к профессионалам, которые выполнят необходимые расчеты и подберут материалы именно на основании расчетов по данному конкретному объекту. Насколько это будет дорого? Весьма. Однако если стоимость вашей системы переваливает за отметку в миллион рублей, то выделить сотню-другую тысяч на акустическую обработку – идея гораздо более здравая, нежели вложить деньги в новый пафосный интерконнект или сетевой кондиционер.

    Базовая коррекция: только предметы интерьера

    На этой стадии можно обойтись применением подходящих предметов интерьера для достижения существенного позитивного сдвига. Программа минимум – это большой толстый ковер на полу, шторы из плотной ткани на окнах, мягкая мебель и звукопоглощающий мат позади стола или аудиосистемы. Им может служить еще один ковер или так называемый акустический поролон с профилем «пирамида» 100 мм. Общая толщина листа в этом случае будет 120 мм, ориентировочная цена – 1100 рублей за квадратный метр. Здесь и далее упоминаются цены по состоянию на июль 2016 года.

    Размер задника следует выбирать из расчета высоты не менее 1,5м и такой ширины, чтобы 0,5 м материала оказалось с каждой наружной стороны стереобазы, то есть выходило во внешние стороны от пары колонок. Если прочие стены в помещении тоже пустынны, то несколько листов акустического поролона можно развесить и на них. Только помните, что белый материал отечественного производства, как правило, желтеет со временем. Так или иначе, ситуация с качеством передачи СЧ и ВЧ заметно улучшится, однако качество баса кардинально не изменится. В этом нет ничего странного, поскольку перечисленные решения, в силу формы, способа размещения и свойств материалов, сравнительно эффективны лишь на частотах свыше 200 Гц. Для ловли длинных низкочастотных волн нужны предметы значительно более крупные. Это могут быть открытые стеллажи с книгами вдоль стен, большие пуфы в углах помещения.

    Улучшенная коррекция: задействуем потолок

    Как уже упоминалось выше, серьезно улучшить точность звучания баса можно лишь объемными в прямом смысле средствами. Но если стеллажей с книгами и больших пуфов в вашем распоряжении нет, либо они справляются не в полной мере, пора посмотреть вверх – на потолок. Ведь это многочисленные квадратные метры, которые сейчас являются огромным акустическим зеркалом, а могут стать отличным инструментом коррекции акустики помещения. Стратегия трансформации потолка в звуковую ловушку зависит от его высоты и желаемого внешнего вида. В помещениях с типовой высотой 2,8 м логичнее всего смонтировать подвесной потолок из гипсокартона «КНАУФ-Акустика С3» (с рассеянной перфорацией 8/15/20 КР) на стандартном каркасе.

    Однако чтобы материал «заработал» на частотах ниже 200 Гц, его нужно отдалить от перекрытия минимум на 200 мм и заполнить всю полость плитами из минеральной ваты, например «Шуманет-БМ» (получится четыре слоя плит толщиной 50 мм).

    Такая конструкция обеспечит ровное звукопоглощение в диапазоне 250-500 Гц (с коэффициентом 0,7), а полный ее рабочий диапазон составит от 100 до 2000 Гц с коэффициентом звукопоглощения 0,3-0,4 на краях диапазона. Ориентировочная стоимость материалов – около 2000 рублей за квадратный метр, или примерно 38 000 рублей за весь подвесной потолок нашей условной комнаты 19 кв.м. Цена услуг по монтажу может варьироваться в широких пределах, однако намекнем, что по сложности сборки этот подвесной потолок не отличается от типовых офисных аналогов. При наличии желания и некоторого опыта можно выполнить работы самостоятельно, все инструкции есть на сайте производителя. Если же высота перекрытия позволяет – делайте отступ 300-350 мм, в этом случае влияние на бас будет еще более позитивным, причем стоимость материалов принципиально не изменится: потолочный «бутерброд» нужно сдвинуть вниз целиком, образовавшейся воздушный зазор между плитами минеральной ваты и перекрытием заполнять не нужно.
    Любителям высокого дизайна и природных материалов можем посоветовать заменить перфорированный гипсокартон «КНАУФ-Акустика С3» на окрашиваемые панели «Heradesign macro» из древесного волокна толщиной 2 мм.

    По своим акустическим свойствам они даже чуть лучше, и уж точно намного «богаче» смотрятся в интерьере, однако стоимость квадратного метра подвесного потолка на их основе возрастет примерно вдвое – до 4 тысяч рублей, причем, напомним, это цена только лишь материалов.

    Комплексная коррекция: пространство в обмен на звук

    Вам хочется реализовать весь потенциал аудиосистемы? Это возможно, хотя комната все меньше будет походить на функциональное помещение. Итак. Во-первых, позади рабочего стола или аудиосистемы предстоит построить фальш-стену. С точки зрения конструкции и материалов это будет тот же подвесной потолок, только вертикально смонтированный на соответствующих креплениях из металлического профиля. Поверхность акустической стены формируется из листов «КНАУФ-Акустика С3», «Heradesign macro» или аналогичного подходящего материала, и она тоже должна быть отнесена от капитальной стены (на 150-250 мм) с последующим тотальным заполнением полости минватой.


    На схеме нижняя часть стены забрана сплошными листам гипсокартона, но это предлагается делать лишь для повышенной ударной прочности: в домашних условиях панелями с перфорацией лучше облицевать всю поверхность конструкции, если в доме нет маленьких детей и больших собак. Дополнительный нюанс: для облицовки фальш-стены выбирайте материал, который не использовался для потолка. То есть, если потолок обшит «Heradesign macro» или аналогичными плитами, отделайте акустическую стену «КНАУФ-Акустика С3» (и наоборот), чтобы обеспечить некоторое разнообразие влияния материалов на звук. На свободных стенах комнаты можно разместить по несколько акустических панелей, чтобы общая их площадь составила около 30-40% от площади стены. Это может быть поролон «пирамида» 100 мм, панель «Heradesign macro» или ее аналог. Причем, стеновые панели лучше вешать в последнюю очередь, чтобы с их помощью тонко настроить звучание. Скажем, для снижения реверберации листы нужно крепить вплотную к стене или просто наклеить на нее. А если хочется вдобавок немного обуздать мидбас или «нижнюю середину», то каждую панель следует поместить в рамку из П-образного профиля шириной 60 мм с подложкой из минеральной ваты – и в таком виде закрепить на стене. Количество и размещение панелей можно варьировать для достижения оптимального результата.
    Завершает ансамбль квартет басовых ловушек в углах, которые призваны снизить комнатные резонансы на частотах ниже 100 Гц. Это могут быть готовые наборные модули из поролона высотой 1 метр, которые ставятся друг на друга до самого потолка во всех углах помещения. Стоимость одного блока российского производства, как на фото ниже, составляет от 650 рублей, то есть все четыре угла при высоте потолка 2,8 метра можно оборудовать ловушками примерно за 9000 рублей, с учетом клея. За такие же блоки из цветного поролона придется заплатить больше.
    Альтернатива — эффективные, но весьма дорогие угловые ловушки «ЭхоКор БасЛ 250», либо самодельные конструкции – акустические колонны диаметром ~40 см, расположенные в углах комнаты с небольшим, 10-15 см, отступом от стен. Вариантов изготовления таких колонн множество. Один из них таков: в качестве сердцевины применяется пластиковая труба 20-25 см в диаметре, заполненная песком или дробью. Труба по кругу обертывается слоем шумоизоляции (минеральной ватой или, в крайнем случае, поролоном 50 мм), затем в один-два слоя плотно обматывается нетканым материалом, вроде того, что предлагается для теплиц и клумб. Это делается ради сохранения формы конструкции. Отделка колонны может выполняться из любого плотного материала с максимально крупным рельефом: толстым джутовым канатом, вертикальными или диагональными ламелями из дерева, треугольными в сечении брусками из твердого полиуретана (их можно изготовить из монтажной пены, залитой в формы, либо обточить пенопласт и окрасить). Ламели или бруски необходимо крепить к колонне вертикально и за ребро, чтобы профиль колонны стал походить на изображение солнца. Обратите внимание на рельеф поролоновой басовой ловушки — это ориентир. Главное, чтобы отделка не была сплошной: нужно оставить зазоры для прохождения звуковых волн вглубь колонны. Наконец, можно просто задрапировать колону тканью, если отделка ламелями или брусками кажется слишком сложной или эстетически неприемлемой. Однако такой вариант таит в себе риск: сделать колонну ровной довольно сложно, рельефная отделка помогает скрыть неровности, в отличие от ткани, и дополнительно выступает в роли рассеивателя звуковых волн. Конструкция крепится к полу и потолку.
    Акустическая колонна с крупным рельефом поверхности является более эффективной, по сравнению с поролоновой басовой ловушкой, но она обходится дороже и, с учетом отступа от стен, занимает больше пространства.
    Если же пространство в дефиците, то имеет смысл использовать именно поролоновые (или аналогичные) модули, но не только в углах, а еще и на стыке потолка со стенами. Особенно это актуально для помещений площадью менее 15 квадратных метров, либо в тех случаях, когда обустроить полноценный акустический потолок возможности нет.
    На кликабельных схемах красным цветом отмечены все элементы акустической коррекции помещения: стеновые акустические панели, звукогасящая фальш-стена за рабочим столом или напольной акустикой, а также вертикальные басовые ловушки (в виде колонн) в углах. Весь этот арсенал дополняют бытовые средства коррекции, такие как ковер, шторы и мягкая мебель. Подвесной акустический потолок подразумевается тоже, просто он не показан.

    Альтернативный вид:

    Еще раз уточним, что показанное на рендерах расположение элементов коррекции акустики помещения не является безальтернативным. В зависимости от площади и конфигурации комнаты, ее «акустическое» наполнение может меняться.
    Денис Репин

    Также интересно!
    • Еще больше мультирума. Тестируем активную беспроводную колонку Audio Pro Addon C10
    • 10 фильмов, в которых герои орудуют бензопилами!. Визг и скрежет!
    • Просто добавь мультирум. Тестируем активную беспроводную колонку Audio Pro Addon C5
    • 5 недорогих AV-ресиверов с Dolby Atmos. Рейтинг весны 2019 г. – цена до 60 тыс. руб.
    • 7 лучших экранных поединков Джеки Чана. Лучший мордобой с Джеки

    Наполнитель для пола

    Если абстрагироваться от расходов, то комнату для прослушивания нужно строить по АМЛ-у. Лучше его никто в мире не написал, как нужно строить правильную с акустической точки зрения комнату для прослушивания музыки и просмотра кино. Он все собрал по крупицам, что было написано по этой теме и еще много вывел из косвенной информации.

    Например — битое стекло. Здесь для засыпки пола комнаты прослушивания предлагают гречневую шелуху, лен и т. п. Это не совсем корректная замена стеклу, т.к. стекло необходимо для поглощения низкочастотных вибраций от единиц до 50 герц. Я нашел подтверждение этому совету в одной старой книге по акустике. В 30 годы на орудийных заводах в Германии при испытании пушек, их отделяли от помещения, в которое стреляли стеной с отверстием для ствола. Сама стена полая с полостью шириной в метр засыпанная битым стеклом, раньше только так спасались от низкочастотных колебаний.

    В настоящее время, чтобы избавится от колебаний рельсового транспорта (трамвай, метро, ж/д) делают слоистую конструкцию; слой керамзита от 10 см и больше, слой жесткой минеральной ваты 10 см, слой керамзита от 10 см и больше, а по верху деревянный пол по лагам. По акустическим свойствам стекло в полу комнаты для прослушивания – заметно лучше этого бутерброда. Как пишет Анатолий Маркович «Стеклянная засыпка не гниет, не уплотняется и стоять будет – век».

    Стены

    Если принять, что большинство комнат для прослушивания музыки имеют прямоугольную форму, то в них для избежания изломов затухания, аксиальные волны должны затухать равномерно. Поэтому торцовые стены комнаты прослушивания должны иметь наиболее высокую поглотительную способность, боковые — среднюю, а пол и потолок самую низкую. Расчеты нужно делать, задавшись временем реверберации 0,5 сек и исходя из площади параллельных поверхностей.

    Звукопоглощающих конструкций для отделки придумано очень много, но как правило, низкие частоты они не поглощают. Высокие и средние — пожалуйста, а частоты ниже 60 — 100 Гц, нет.

    Я предлагаю самый дешевый, экологически чистый, в сравнении с обычными блоками минеральной ваты, широкополосный звукопоглотитель. Отделка стен деревом, верный ход мыслей. Обычно как, обил стены комнаты прослушивания вагонкой по брускам и считается, что ты отделал стены деревом. Такие доморощенные варианты совсем не лучше патентованных изделий, хотя и намного дешевле их.

    Предлагаю проверенный мною лично способ качественно работающей акустической отделки комнаты прослушивания. Набиваем через 60 см на стены и потолок бруски 50 x 100 и заполняем пустоты капроновым волокном. Затем прибиваем к брускам под углом 45 градусов доску двадцатку — тридцатку с щелями 0,5 — 1 см. Сверху к брускам посередине прибиваем на один гвоздь только пиленную — сырую половую рейку. Половая рейка рассыхается и в пазе и гребне образуется «щелевой резонатор», который поглощает до 40 процентов звуковой энергии. А деревянная плита поглощает до 30 процентов низких частот от 40 до 200 Гц. Капроновое волокно поглощает резонансы, возникающие в 100 мм полости.

    Лучше всего переднюю стену и по 25 процентов боковых стен и потолка покрыть капроновым волокном толщиной 100 мм и оббить рейкой 50 мм с зазором 50 мм. Половую рейку можно будет после просушки отшлифовать и чем-нибудь покрыть.

    Элементы звукорассеяния и комфорт

    Где-то пробегала информация о правильной комнате, стены которой представляют собой тысячи выступающих на разную высоту фрагментов переменных углов, форм и наклонов. Смотрится офигительно и работает хорошо, наверное. Работа по отделке комнаты прослушивания таким способом, наверняка — титаническая.

    Abbasz = Единственное к чему я не готов приносить в жертву внешний вид комнаты для прослушивания. Хотелось бы, чтобы комната для погружения в музыку была уютным помещением с мягкой энергетикой, хорошим светом и удобными креслами, а не уродливой специализированной студией. Я не такой фанат звука, чтобы сознательно изуродовать помещение, которое для меня в первую очередь — библиотека и фонотека. В комнате для прослушивания — уют и покой просто обязательная вещь.

    Это потом она уже акустический инструмент который надо оклеивать упаковками для яиц или городить уродливые остроконечные выступы. Остроконечные выступы, применяемые в безэховых камерах студий звукозаписи, весьма опасны с точки зрения энергии, излучаемой любым острым предметом. Какой может быть в комнате прослушивания покой и уют, когда на тебя смотрят выступы, щели, наросты и бугры? В комнатах для прослушивания нужно придерживаться разумного компромисса, а если это идет вразрез с ощущением комфорта, то к черту такие требования. Большинству меломанов хочется просто жить и радоваться, а не приносить жертвы идолу идеального звука.

    Biltser = Имею такие же взгляды на «проблему» с акустикой в помещении. По поводу внутренностей комнаты для прослушивания, так и есть, дома должен быть уют и тепло. Прежде всего предусматривается, что это твоё место, где ты всегда находишь желанный покой после сложного дня. Это должна быть комната для прослушивания с обстановкой, где ты можешь сесть в удобное кресло, взять в руки хорошую книгу и пододвинув поближе к себе свет торшера углубляешься в чтение. Либо включаешь музыку, не важно какую, главное, чтобы тебе она нравилась и можешь полностью отдаться её прослушиванию. Это есть то высшее удовольствие, о которое мы ломаем копья уже много лет на разных аудио форумах. Это та самая цель, к которой мы все стремимся.

    А, если кто хочет построить дома себе вместо комфортной комнаты прослушивания подобие студии — флаг ему в руки, в этом нет тоже ничего плохого. Для комнаты прослушивания существуют естественные поглотители и рассеиватели звука, это полки с книгами и винилом, толстые шторы на окнах, ковёр на полу, покрытие стен и звукопоглощающие обои.

    Вышеописанными способами акустической обработки комнаты прослушивания вполне можно добиться отличного звучания, и не стоит городить у себя дома всяких «зубьев и волн», приносящих совсем мало. Если Вам нужен звук сконцентрируйте свои усилия на системе и будет больше толку. Не забывайте, что ваша комната для прослушивания музыки, это в первую очередь – жилье, а потом уже «студия звукозаписи».

    Капрон, лен и синтепон

    А чем как звукопоглотитель для комнаты прослушивания капрон лучше льна или синтепона? Какие у него преимущества и в чем конкретно? Или — цена ниже и доступность повсеместная? С битым стеклом никто и не спорил, вот только где его взять в достаточном количестве?

    Я предлагаю капроновое волокно исходя из соотношения цена/качество и биологической устойчивости. У нас в Приморском крае уже месяц стоит жара 40 градусов и 100 процентная влажность, книги плесенью покрываются. Если не проветривать платяной шкаф — вся одежда сгниет. Так и лен за деревянной обшивкой через несколько лет в рухлядь превратится, да и для здоровья грибком дышать не полезно.

    Синтепон как звукопоглотитель в комнате прослушивания пойдет отлично, его можно слоями вешать за обшивку. У нас старые капроновые канаты и сети теребят и получается волокно в тюках, или делают нетканный материал «Дорнит» им еще грядки накрывают, чтобы трава не росла. Капроновые и полиэфирные волокна идеальные звукопоглотители и не вредны человеку. А стекло я нашел на бутылочном заводе. У них там огромное количество боя на свалке, чистенькое, мелкое, самое — то.

    Лен — в труху? А ничего, что лен в сантехнике в 100-процентной влажности никак не деградирует?

    Переднюю и по 25 процентов боковых стен и потолок нужно покрывать волокном после обивки этих поверхностей половой рейкой. Я конечно понимаю, что жалко уменьшать площадь комнаты прослушивания, зато за счет равномерного звукопоглощения на всех частотах — тембр будет идеальным, да и дерево есть дерево.

    Лен для подмотки водопроводных труб по технологии нужно смазать после намотки белилами, а льняная каболка для набивки канализационных труб пропитывается как железнодорожные шпалы креозотом. Но как всякая органика в итоге — сгнивает, поэтому пришлось перейти на фторопласт (лента ФУМ). А льном пользовались для уплотнения в первую очередь потому, что лен при контакте с водой дико набухает, почему он и до сих пор применяется для изготовления пожарных шлангов. Мало того, что крепкий, так еще и воду не пропускает. И еще хочу уточнить; листовое стекло лежит плотно, а бутылочное рыхло, а это главное.

    Рассеяние звука

    Иногда в комнате прослушивания рассеивать отраженный звук куда проще, чем поглощать. Я имею в виду всякие решетчатые конструкции, хотя в обычной комнате это не всегда возможно из-за wife-фактора.

    В реверберационной комнате идеальное рассеивание, а время реверберации до 15 секунд. Американцы в начале прошлого века повсеместно в студиях игрались с рассеивателями. Для того чтобы рассеять низкие частоты, рассеиватель должен иметь размеры несколько метров и глубину метра полтора. Решетчатыми конструкциями можно рассеять только высокие частоты и чуть-чуть средние. У нас в комнатах для прослушивания и так полно рассеивателей; мебель, аппаратура, человек, животные, посуда и т. п.

    Идеальный вариант акустического оформления комнаты для прослушивания, это косые стены, наклонный потолок и призма задней стены, вот тогда и будет эффективное рассеивание низких и высоких частот. Все это можно сделать деревянной обшивкой. Если жалко площади пола, сделайте наклонные в 3-10 градусов стены. И еще, если препятствие меньше длины волны в четыре раза, она это препятствие обтекает и все эти решетчатые конструкции низкие частоты просто не замечают. Анатолий Маркович писал, что с резонансами бороться бесполезно, у них нужно отбирать силу, т.е. нужно их рассеивать и поглощать. Я по рекомендациям Анатолия Марковича построил две комнаты прослушивания, одна 40 кв. метров для кино, и вторая 60 метров для музыки, высота потолка в обоих — 4 метра. Осталось обшить деревом стены и пол сделать на стекле.

    Юрий = Самое лучшее поглощение и рассеивание в безэховой камере. К сожалению, я там не был, но кто был — говорят, что музыку слушать там совсем невозможно. Так что все полезно в меру, перебарщивать тоже не стоит. Хотя, когда в меру — очень положительный результат может получиться. У многих сложилось мнение, что глушить комнату прослушивания нельзя. А я вам скажу — совсем неверное это мнение, можно и нужно это делать, но зная меру. Только прямой звук слушать могут единицы, намного более правильно и естественно сочетание прямого и отраженного звука в пропорции 50х50, 40х60 или 60х40 в точке прослушивания. Из этого и надо исходить. Построение звукового поля в комнате прослушивания — это увлекательное занятие, могущее дать удивительные результаты.

    georgy50 = Я сделал совершенно просто: Квадратная комната 5 на 5 метров обклеена со всех сторон, включая потолок, картонными упаковками от яиц и окрашена в светлые тёплые тона. Упаковки для яиц удобно наклеиваются и делают комнату для прослушивания близкой по звучанию к студии звукозаписи. Мною такое было сделано в 1969 году и с тех пор полностью удовлетворяет моим потребностям качественного воспроизведения звука. Менялся только цвет окраски панелей. Пол в ней у меня полностью застлан паласом со средним ворсом. Для дополнительного звукопоглощения можно применить картины. Картины лучше тканные, можно батик. На Ленинградском телевидении и в Доме Радио было сделано точно также. Акустика у меня подвешена на кронштейнах и пружинных растяжках. По профессии я архитектор и мне было интересно создать дешевую и простую звукопоглощающую среду в жилом интерьере.

    Плеханов Андрей = Нередко на стены вешают ковры, они хорошо заглушают, в том числе и музыку. В результате нехитрых экспериментов я пришел к простой идее, комнату для прослушивания особо не переглушать. И почему бы не повесить картины? И палас на пол нужно укладывать обязательно. Для целей акустической обработки комнат прослушивания не существует каких-либо однозначных решений. Применять ковёр на полу или «тканые картины», зависит от Вашей системы и её звуковых особенностей. У меня тонкий коврик перед колонками попросту угробил звук. Наверное, если пол как барабан или покрыт керамической плиткой, то с этим безусловно надо что-то делать, но и превращать комнату прослушивания в студию или в будуар с помощью магазинных ковров и тканых картин не всегда уместно.

    RSD = Рискну предположить, что приведённые фото призваны демонстрировать некоторую разницу в подходах. В одном случае человек слушает музыку, а во втором слушает, как она должна звучать. Причём «должна» именно ему. Но ведь мы все здесь добиваемся от музыки «должного», и наши методы зачастую вызывают у обычных любителей музыки лёгкое недоумение. Лично мне претит как сарай с косыми стенами, так комната прослушивания, забитая хламом и кучей винила до самого верха.

    Ссылки по теме

    • Чем клеить паркет на пол комнаты для прослушивания — Часть 1
    • Акустический натяжной потолок в помещении для прослушивания — Часть 2
    • Способы акустической обработки комнаты для прослушивания — Часть 3
    • Самодельные акустические панели для комнаты прослушивания
    • Звукоизоляция квартиры, дома, домашнего кинотеатра — Часть 1
    • Звук в помещении улучшение звучания и порхающее эхо — Часть 2
    • Шумоизоляция квартир, перегородок, стен к соседям — Часть 3
    • Звукоизоляция потолка шумоизоляция плавающий пол — Часть 4
    • Акустическая изоляция квартиры от соседей и улицы — Часть 5
    • Акустическая обработка звукоизоляционные материалы — Часть 6
    • Создание комнаты прослушивания и места колонок — Часть 7
    • Акустические измерения помещения прослушивания — Часть 8
    • Плавающий пол технология укладки плавающего пола — Часть 9
    • Акустическая обработка и шумоизоляционные материалы — Часть 10
    • Звукопоглощающие материалы для низких частот, щиты бекеши — Часть 11
    • Акустические материалы и звукоизоляция комнаты

    FILED UNDER : Железо

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*