admin / 15.04.2019

Альтернатива зеркальному фотоаппарату

Эксперимент: может ли беззеркалка заменить зеркалку в работе?

Идея этого материала возникла случайно. Мне порядком надоело таскать на спине тяжеленный рюкзак с фотовсем, а благодаря широкому кругу знакомств появилась возможность на неделю заменить привычную зеркалку Nikon D7000 новенькой беззеркалкой Fujifilm X-M1 и проверить, способна ли она заменить ее в быту и работе. Вот что из этого получилось.

Сразу скажу, что я ни разу не профессиональный тестировщик фотокамер, поэтому здесь вы не найдете серьезного теста, да я к этому и не стремился. У меня есть совершенно определенный круг задач, которые должен решать фотоаппарат и нужно было выяснить, может ли с ними справиться легкая и компактная беззеркальная камера. Поэтому, вооружившись новенькой Fujifilm X-M1 с объективом 16-50 f/3.5-5.6 я отправился в рабочую поездку, где мне предстояло снимать на украинской земле британские Range Rover.

Правда, первые же эксперименты с камерой поставили в тупик. Я привык снимать в RAW, чтобы максимально использовать возможности цифрового фото. Естественно, X-M1 это прекрасно умеет. Но вот привычный пакет для «проявки» RAW-ов и каталогизации — Adobe Lightroom — перед сырцами с этой камеры спасовал. Беглый поиск по сети показал, что это действительно проблема, а работать с RAW-файлами камер Fujifilm можно только с помощью пакета SILKYPIX. Который на деле оказался настолько специфическим, что отбил все желание снимать в RAW в принципе. Возможно, конечно, «Галя балувана», но пользоваться подобным ПО лично я не могу. Тем более, что для меня Lightroom не только RAW-конвертер, но и удобнейшая система хранения и каталогизации фото. Говорят, что с фуджифилмовскими равами справляется последняя версия Apple Aperture, но так как бета-версии у нее в данный момент нет, то проверить этот факт не получилось. Поэтому было решено оставить надежду на съемку в RAW, но не проверку Fujifilm X-M1. Ок, раз уж говорят, что современные беззеркалки настолько хороши, предоставлю им всю работу и буду снимать в JPEG. Это, опять же, дисциплинирует, заставляя внимательнее относиться к съемке, не думая «я потом из равов вытащу».

Первые эксперименты с камерой показали, что по эргономике она практически не уступает привычному «Никону». Да, камера значительно менее ухватистая, но это компенсируется легкостью. Плюс под большим пальцем правой руки есть очень правильная площадка для фиксации камеры.

Меню не вычурное, со всеми нужными функциями разобрался сразу, создатели не стали выдумывать велосипед и не перенасытили его графикой или какой-то специфической логикой. Настройка основных параметров съемки также под рукой, на кнопку Fn я назначил управление чувствительностью ISO, остальное доступно быстро по умолчанию. Все же остальное на расстоянии пары нажатий через быстрое меню, вызываемое горячей клавишей. Порадовала и возможность быстрой экспокоррекции верхним колесом. Не сразу получилось разобраться с экраном, который отчаянно врал по экспозиции, пересвечивая результат где-то на 1.3-1.6 Ev. Даже настройка яркости на минимум не помогала, пока в настройках не был найден параметр «защита от бликов» или что-то в этом роде, который задирал контрастность дисплея до дикого значения. Отключение помогло, экран стал более-менее показывать правду.

Но как-то я начал не с того. Эргономика, функциональность, съемка — это все отходит на второй план перед дизайном этого фотоаппарата. В душе сразу возникли ассоциации с теплой ламповой дальномеркой ФЭД-5, которая была моим первым знакомством с миром фотографии, в общем, поросячий восторг, хипстеры одобряют. Камера выглядит очень круто, не менее круто ощущается в руках. К чести конструкторов эргономикой в угоду дизайну не пожертвовали, все удобно.

Работа

Рабочая модель использования камеры заключается в съемке автомобилей и редких репортажных съемках. Но в первую очередь в объектив Nikon D7000 обычно попадают именно машины. Времени на съемку обычно мало, особенно, когда речь идет о выездных, а не украинских тестах. Поэтому и универсальный объектив для экспериментов был выбран сознательно. Ведь гораздо важнее для меня не шикарное бокэ фиксов, а именно универсальность. Да и в любом случае, я не снимаю машины на диафрагме шире f/4, ведь иначе лишь часть автомобиля будет в фокусе. Конечно, больше хотелось бы что-то вроде 18-105, как на рабочем Никоне, но и так неплохо. Беглый обзор доступной для этой системы оптики показал, что есть в ней и телевичок 55-200, и широкий выбор фиксов. Впрочем, большой набор объективов, имхо, убивает саму идею компактной беззеркальной камеры. Ибо при наличии трех и более объективов теряется смысл компактности, все равно придется таскать с собой отдельный рюкзак для фото. А так же мне наконец-то удалось осуществить давнюю мечту и поехать в командировку с одним рюкзаком, в который поместилось все необходимое.

А что же съемка? Для начала очень непривычно пользоваться исключительно дисплеем в качестве видоискателя. Все же съемка на зеркалку, даже при наличии режима LiveView, предполагает использование аналогового видоискателя в большинстве случаев. Но зато поворотный дисплей дает множество интересных возможностей. К примеру кадр c картой на капоте машины я бы на рабочий Nikon сделать не смог. Конструкция, кстати, в Fujifilm X-M1 очень понравилась, не нужно крутить экран туда-сюда, он стоит себе на месте, а при необходимости быстро поворачивается в нужное положение. Вариант с переврачивающимся экраном, как на Canon 60d, мне нравится гораздо меньше, хотя потенциально он дает больше возможностей, но на практике менее удобен.

(Полноразмерные фотографии вы найдёте в отдельной галерее.)

Работа алгоритмов конвертации в JPEG внутри камеры меня вполне устроила. Большинство кадров получены в режиме приоритета диафрагмы с автоматическим выбором чувствительности ISO, фиксированным на максимальном значении 1 600 и минимальной выдержке 1/60 с. Факт, что можно задать максимум ISO и минимум выдержки я отметил сразу, это очень удобно при той же репортажной съемке, когда недосуг постоянно задавать все параметры вручную. Такая вилка параметров позволила не заботиться ни о шумности фото (ISO 1600 более чем рабочее), ни о смазанности кадров при съемке с рук.

Одесса, к сожалению, не радовала погодой, поэтому иллюстрации к тесту получились довольно мрачные. Но камера отработала очень достойно, мне нравится ее динамический диапазон да и в целом картинка очень хорошая и целиком меня устраивает. Но в первый же день было обнаружено два существенных недостатка.

Автономность

Теоретически я был готов к тому, что автономность будет в разы хуже, чем у Nikon D7000, на который я обычно снимаю от одной до полутора тысяч кадров от одного заряда батареи и не беру зарядку даже на автосалоны. Но, тем не менее, был наказан за безалаберность, не полностью зарядив батарею перед поездкой. Несмотря на максимальные три деления, камера умерла к вечеру первого дня, отсняв менее двух сотен кадров. И тут минус даже не в автономности как таковой, а в индикаторе, который долго показывал максимум, а потом быстро скис до нуля. Не мешало бы иметь хотя бы пять делений и более адекватный алгоритм оценки остаточного заряда. На второй день, зарядив батарею уже действительно до максимума (ориентируясь на показания самого зарядного устройства), я снял еще пару сотен кадров и к вечеру камера все еще показывала максимальный заряд. В общем, нужно быть готовым во-первых к гораздо более низкой автономности (что понятно, ведь все время работает экран), а во-вторых — не слишком полагаться на индикатор оставшегося заряда.

Съемка динамических сцен

Второй минус, который также не стал сюрпризом — съемка динамических сцен. Несколько попыток снять машину с проводкой, чтобы получить кадр со смазанным фоном не увенчались успехом. Причин несколько.

Во-первых, следить за проезжающей машиной по дисплею очень неудобно, удержать ее в видоискателе очень сложно. Во-вторых — пресловутый лаг затвора, от которого я успел порядком отвыкнуть за время работы с зеркалками. От нажатия до непосредственно срабатывания затвора проходит определенное, весьма продолжительное время, которое не играет особенной роли при съемке статики, но вот для проезжающей мимо машины это критично. Она успевает либо выехать из кадра, либо из фокуса. Подозреваю, что после определенной тренировке все же можно было бы добиться приличного результата, когда-то я даже Формулу 1 снимал на беззеркалку Samsung NX-10, но все же через обычный, пусть и электронный видоискатель, да и далеко не с первого раза был получен достойный внимания результат.

В быту

За время теста кроме рабочих моментов камера пригодилась еще и для отчетных фото с первого звонка в школе. Здесь Fujifilm X-M1 проявил себя также с лучшей стороны. Понравилась работа баланса белого, люди получаются с гораздо более естественным цветом лица, чем при съемке с автобалансом у Nikon. Дети, конечно, тоже не самые статические объекты для съемки, но все же здесь лаг затвора не сказывается так сильно. Чувствительности матрицы с запасом хватает, чтобы снимать в помещении при естественном освещении без вспышки. В общем, мои бытовые потребности такая беззеркалка покрыла бы полностью.

В итоге

Понравилась ли мне Fujifilm X-M1? Несомненно. Абсолютно чумовой для меня дизайн, легкость, отличная эрногомика и качество съемки — вот ее первостепенные и несомненные плюсы. Выбирай я камеру для дома и семьи — всерьез бы задумался о покупке именно с таким объективом, да каким-то хорошим фиксом для портретов впридачу, например, 60/2.4. Но вот заменить мне рабочую камеру беззеркалка пока не может. Ни при обычной съемке машин (слабая работа с динамикой), ни на автосалоне, где вес особенно критичен (автономность). Тем же, чьи модели использования камер предполагают менее длительные съемки и в большей степени статических сцен я бы настоятельно советовал подумать, зачем таскать на шее зеркальный кирпич.

Зеркалка была выбором по умолчанию для всех мало-мальски хороших фотографов на протяжении многих лет, но тогда улучшение качества и скорости работы непременно приводило к увеличению размеров и веса модели. Сегодня дела обстоят немного по-другому. Беззеркальные камеры просто слишком новые, чтобы рассматриваться в качестве серьезных фотографических инструментов. Не говоря уже о том, что они выглядят столь пугающе хорошими, что в это «чудо» просто сложно поверить простому обывателю. И тем не менее, все больше и больше любителей и профессионалов начинают отказываться от приевшихся стереотипов и отдают предпочтение качественным новинкам. Почему это происходит?

Формат матрицы и качество изображения

Качество изображения во многом зависит от физического размера датчика, а не размера самого фотоаппарата. Большинство компактных камер обладают огромным расширением, но при этом оснащены крошечной матрицей, это является ограничением при съемке в условиях низкой освещенности. Но зеркальная фотокамера оснащена большой матрицей, которая в итоге обеспечивает намного лучшее качество изображения при работе в условиях низкой освещенности, а так же обеспечивает малую глубину резкости, позволяя создавать приятное боке. Большинство беззеркальных камер со сменными объективами обладают такими же или немного меньшими датчиками, как и зеркальные камеры с сенсором APS-C размера и способны гарантировать такое же качество изображения, а иногда дают еще лучше результаты. Сегодня вы не сможете отдать предпочтение зеркальной камере, аргументируя это разницей в качестве изображения (если речь не идет о полнокадровой фотокамере), главным аргументом может быть только то, что вы планируете фотографировать. Для конкретных целей, таких как съемка спорта и дикой природы, где скорость автофокуса с учетом способности слежения за объектом являются такими же важными факторами, как и наличие качественного видоискателя, беззеркалки не подходят. Это пока что остается преимуществом зеркальных фотоаппаратов. Разумеется, беззеркальные модели еще не полностью догнали зеркалки по своей производительности, но это всего лишь вопрос времени (подробнее об этом ниже).

Для всех других ситуаций, беззеркальная камера окажется намного более полезной, так как она меньше, легче, потенциально совместима с меньшими объективами. Все это дает вам возможность всегда и везде брать её с собой без ущерба и всяческих неудобств. Главное, для себя понять и запомнить, что быть счастливым обладателем зеркалки не так уж и круто, как вы думаете. Задумайтесь о всех преимуществах беззеркальных фотоаппаратов.

Потенциал

Беззеркальные камеры имеют большой потенциал. Объяснение того, почему зеркальные камеры являются настолько большими и тяжелыми, кроется в наличие у них зеркала и оптического видоискателя, как показано ниже:

Для правильной работы камеры между датчиком и креплением объектива должно быть большое расстояние. Оптический видоискатель и расстояние между креплением и сенсором вынуждают делать зеркалки относительно большими и широкими. Тем не менее, другие компоненты являются относительно маленькими. Даже тот же мощный процессор обработки изображения, такой, как EXPEED 3 занимает не так уж и много места. Процессор в новейшей камере Nikon D800 по размеру такой же как и в компактной беззеркалке Nikon 1 V1. Это говорит о том, что создать быструю камеру, делающую высококачественные снимки с большим сенсором и достаточным буфером для съемки, движущихся объектов можно и с помощью компактных электронных компонентов. Потенциально у вас может быть карманная камера, по характеристикам напоминающая D4. При этом даже объективы с большим фокусным расстоянием могут быть легче и меньше. Выглядит весьма заманчиво, не так ли? Я знаю многих профессиональных свадебных фотографов, которые откажутся от своих больших и тяжелых зеркальных камер, как только эта перспектива станет реальной.

Не менее важно то, что беззеркальные камеры медленно, но уверенно начинают использовать все свои теоретические возможности. Если быть до конца справедливым, нужно отметить, что сейчас системные камеры не всегда интересны для профессионалов. Такие камеры изначально создаются для пользователей, которые ищут достойную замену своей надоевшей мыльнице. Такие камеры, как Sony NEX-5 являются альтернативой зеркальным камерам и при этом, находятся с ними, примерно, в одном ценовом диапазоне. Камера создавалась специально для тех пользователей, кто не желая покупать тяжелую и громоздкую зеркальную камеру, готов выложить такую же сумму денег за более облегченный, но не менее качественный вариант. Уже сегодня, мы можем говорить о более продвинутых беззеркальных камерах, к которым, в частности, и относятся такие модели как Sony NEX-7, Olympus OM-D E-M5 и Fujifilm X-Pro1. Многие из них предлагают быстрый режим непрерывной съемки, большую производительность видео, качественную сборку и прежде всего — отличное качество изображения. Nikon 1 оснащена практически такой же системой автофокусировки, как и зеркальные модели. Теперь ясно, что беззеркальные фотоаппараты имеют огромный потенциал, которого должно быть достаточно, чтобы в будущем ей отдали предпочтение даже профессиональные уличные или свадебные фотографы. Возможно, в будущем, видоискатель станет так же более качественным, что даже фотографы дикой природы и спорта начнут приобретать беззеркальные камеры.

Рынок

Как уже было отмечено, беззеркальные камеры становятся все более серьезными каждый год. Мы видели огромный успех в улучшении качества автофокуса, видоискателя, конструкции и в качестве изображения. OM-D E-M5 доказал, что маленькие датчики 4/3 действительно очень хорошо продуманный компромисс того, что было не совсем очевидно в зеркальных моделях. Сенсорные технологии от Fujifilm, наконец, помогли нам понять, что улучшения могут быть достигнуты не только с увеличением количества пикселей, ISO и динамического диапазона, но и с инновационным подходом к самой конструкции матрицы (то, что Sigma стремилась сделать в своих датчиках Foveon). Все эти усовершенствования дают возможность убедиться в том, что беззеркальные камеры получили заслуженное внимание со стороны, как новичков в фотографии, так и опытных пользователей. Они делают небольшие камеры, которые гораздо более привлекательны для профессиональных фотографов в силу своего размера и веса. К немногим недостаткам подобных моделей относятся отсутствие полного кадра, и достаточного количества сменной оптики, но второй недостаток, в скором времени, наверняка будет исправлен.


Единственный вариант, по-настоящему компактной полнокадровой камеры со сменными объективами предоставила компания Leica, но это единственная на сегодняшний день камера, которая была выпущена еще в 2009 году, модель называется M9. Возможно, одной из причин, которая способствовала не большой популярности данных камер, является их стоимость и недосягаемость для большинства фотографов. Беззеркальная полнокадровая камера от Leica прекрасно зарекомендовала себя в определенных видах съемки, но при этом не очень хорошо работала с телескопическими объективами. Еще одним недостатком было небольшое количество совместимых объективов, а те, что и были выпущены, стоили баснословных денег. Другими словами, камера Leica представляла собой узкоспециализированный продукт, использование которого было трудно постижимо для многих, не говоря уже о том, что покупка просто не оправдывала себя. В данном случае не столько важно, каким получился первый полнокадровый беззеркальный фотоаппарат, а сам факт возможности его появления. Такая возможность привлекла внимание других производителей, не говоря уже о потенциальных покупателях. Теперь у нас есть профессиональные APS-C беззеркальные камеры, такие как NEX-7 и X-Pro1. У нас есть полнокадровая компактная камера в виде Sony RX-1. Полноценная и удобная полнокадровая беззеркалка появится рано или поздно и привлечет большой интерес со стороны профессиональных фотографов. К тому времени контрастность и система гибридного автофокуса, вероятно, догонит, а может и превзойдет возможности зеркальных фотокамер.

Итак … Может ли системная фотокамера действительно заменить зеркалку?

Мнений о том, что это возможно, становится больше с каждым днем. Тот день, когда беззеркальные фотокамеры APS-C станут дешевле, чем зеркалки начального уровня наступит и тогда большинство людей начнут переходить к более легким и компактным моделям. На рынке уже есть бюджетные варианты, такие как Sony NEX-F3, но им не хватает видоискателя (добавление которого на бюджетные модели либо невозможно, либо слишком дорого), и они имеют расширенную функциональность и возможности настройки такие, как у зеркальных фотоаппаратов начального уровня. Однако, ясно, что рынок беззеркальных фотокамер уже конкурирует с более простыми и недорогими зеркальными фотокамерами. Взгляните на некоторые из рекламных роликов, которые показывают пользователей камер Sony, которые не имеют ни малейшего представления о том, как использовать зеркальную камеру:

Эти ролики специально предназначены для рынка камер из серии Sony NEX. Sony стремится к тому, чтобы как можно больше людей отказались от идеи приобретения зеркалок и привлекают внимание к своим фотокамерам из серии NEX. Количество таких пользователей, несомненно, будет расти.

Беззеркальные камеры имеют достаточно преимуществ по сравнению с их более крупными братьями и сестрами. Они меньше, легче и, возможно, выпущенные для них объективы так же будут меньше и легче. У них очень удобный дизайн, что особенно понравится фотожурналистам и уличным фотографам. Нет никаких видимых причин, по которым зеркалки в будущем смогут выдержать конкуренцию.

Как насчет полнокадровых камер? Думаю, в этом случае, преимущество еще долго будет на стороне зеркалок. Отчасти потому, что производители вложили в них много средств, времени и, как следствие, преимуществ, отчасти потому, что они просто больше подходят в некоторых случаях. Через пять лет я хотела бы приобрести полнокадровую беззеркальную фотокамеру X-Pro5 с ярким портретным объективом, но пока это только мечты. Отчасти, в случаях с полнокадровыми камерами именно их вес является большим преимуществом. Они выглядят намного надежнее и, работая с ними, ты уверен в высоком качестве результатов. Спортивные фотографы и фотографы дикой природы, вероятно, ценят большие камеры за их эргономику для монтажа больших объективов.

Однако, есть вероятность того, что полнокадровые зеркалки станут очень специализированными инструментами в будущем, похожими на среднеформатные камеры сегодня. Что делать, если Nikon выпустит полнокадровую беззеркальную камеру, которая будет настолько хорошо работать, что многие захотят её приобрести, забыв о своих зеркалках? В данном случае, единственно верным вариантом будет возможность использования объективов на разных камерах, и совместимость оптики на зеркальных и на беззеркальных моделях. Даже если для этого понадобится адаптер, такой как Nikon FT-1, это все равно удержит потенциальных клиентов и не разочарует пользователей.

Может быть, со временем, беззеркальные камеры заставят нас выбросить наши громоздкие зеркальные фотоаппараты. Технологии меняются быстро, поэтому я считаю, что это всего лишь вопрос времени. Механическое зеркало, которое должно двигаться вверх и вниз до и после попадания лучей является еще одним потенциальным вариантом упрощения камер в будущем. Sony уже избавились от зеркала в их полупрозрачных камерах SLT, но зеркало там все еще есть. SLT является промежуточным этапом, на данный момент, который, я уверенна Sony в конечном итоге усовершенствует.

Почему это так важно?

Я ни в коем случае не хочу, наговаривать на зеркальные фотоаппараты. Вместо этого, я хочу просто отметить появление нового, более легкого и компактного варианта, который станет хорошей альтернативой в будущем. Я люблю фотографировать, я не могу похвастаться колоссальным опытом, но за те четыре года, что я работаю с зеркальным фотоаппаратом, я немного устала все время носить с собой весь этот громоздкий арсенал из камеры, вспышки и объективов, и тем более держать тяжелую камеру по пять, или более часов съемки. Возможность в будущем, приобрести камеру и оптику, которая будет весить и занимать место в разы меньше, кажется очень заманчивой. Если пару лет назад я рассматривала только зеркалку в качестве дополнительной камеры, то сегодня я бы скорее всего купила беззеркальный фотоаппарат.

Важно понимать, что системные камеры догоняют зеркальные довольно быстро. Они не только достаточно хороши для фотографов, которые работают изо дня в день, но и для тех, кто планирует много путешествовать, да и просто не хотят носить лишний груз без особой надобности. Подождите еще два или три года, и вы, вероятно, найдете беззеркальную камеру в своей рабочей сумке. Большой выбор объективов появится со временем. Если вы ищете достойную кандидатуру на роль своей первой серьезной фотокамеры, то можете смело отдать предпочтение таким моделям как Sony NEX, Fujifilm X, Olympus, Panasonic и другим беззеркалкам на свой вкус. Конечно, никто не исключает варианта, что зеркальный фотоаппарат подойдет вам лучше. Сегодня у вас есть выбор, что является главной хорошей новостью для всех нас.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*