admin / 26.11.2018

Что такое формат raw в фотоаппарате

Что такое RAW и его отличия от JPEG

Как было сказано выше, RAW – это формат фото, который доступен в профессиональных и полупрофессиональных фотоаппаратах. Если перевести на аналогию с пленочными устройствами, то RAW – это негатив, скорее информация о фотографии, чем она сама. Преимуществом RAW является возможность широкого варианта обработки данных с помощью специальных программ на ПК.

Для того чтобы понять, как получается фотография в формате RAW, следует рассмотреть весь процесс формирования изображения:

  1. матрица получает аналоговый сигнал;
  2. специальный преобразователь превращает аналоговый сигнал в цифровой;
  3. осуществляется цветовая интерполяция;
  4. процессор обрабатывает данные, исходя из настроек устройства;
  5. сохраняется фото со сжатием данных в формате JPEG или TIFF.

Для формата RAW пункты 2-5 пропускаются, то есть камера записывает непосредственно аналоговый «необработанный» сигнал. В результате пользователь получает фотографию большего размера, но с базовыми данными. Обработка происходит уже на компьютере с помощью программ. Это значит, что к фото не применяются вообще никакие настройки.

При сохранении фото в JPEG часть данных теряется, и зависит это от степени сжатия фотографии. Чем она больше, тем больше артефактов может быть на снимке, и тем меньше вариантов для дальнейшей обработки изображения на компьютере остается у фотографа.

Еще одним отличием форматов JPEG и RAW является тот факт, что JPEG – это конечный формат, а RAW – это скорее семейство форматов, которые могут отличаться в зависимости от камеры. Даже внутри одного бренда итоговый формат может отличаться. Необработанный снимок в формате RAW нельзя открыть на каком-либо устройстве кроме самого фотоаппарата и специальных программ на ПК.

Плюсы и минусы формата RAW

Профессиональные фотографы выбирают именно такой вариант сохранения фотографий, так как в последующем они могут обработать их так, как нужно. JPEG такой возможности не дает. Но на этом достоинства формата RAW не заканчиваются.

  1. Разрядность RAW составляет от 12 до 14 бит, JPEG – 8 бит. Таким образом, пользователь получается возможность проводить большее количество манипуляций с цветовой схемой без риска получить артефакты на снимке. Особенно это заметно при попытках осветления затемненных участков на фото. Разрядность или битность многие профи предпочитают называть глубиной цвета.
  2. При контрастном освещении снимать в RAW удобнее, так как фотографическая широта у него на несколько ступеней выше, чем у JPEG.
  3. Баланс белого можно настраивать уже после съемки, то есть на компьютере пользователь сможет выбрать лучший вариант на одном снимке, а не делать много разных снимков с выставлением баланса белого для каждого из них отдельно.
  4. Такие параметры, как яркость, насыщенность цветов, шумы, резкость можно изменять на снимке при форматировании его на ПК.
  5. Во время форматирования исходник остается не тронутым, и из одного фото в RAW можно сделать множество итоговых снимков с разными настройками.
  6. Разные конверторы формата имеют свой механизм обработки фотографии с разным конечным результатом. Пользователь сможет выбрать программу на свой вкус, которая поможет ему получить задуманный изначально результат.
  7. Снимок в RAW не имеет цветового пространства, и в дальнейшем пользователь сможет самостоятельно выбрать более подходящий вариант – sRGB или Adobe RGB.

При этом есть и некоторые недостатки, которые стоит учитывать, снимая в RAW.

  1. Медленная обработка. При съемке в таком формате устройство долго думает над формированием изображения и может ввести начинающего пользователя в ступор.
  2. Большой объем. Фотографии в RAW занимают много места на карте памяти, поэтому для работы с ним нужно сразу запастись носителем с большим объемом и высокой скоростью передачи данных.
  3. Сложность обработки. Для того чтобы работать с RAW на компьютере, понадобится наличие специальных конверторов, что для начинающих фотографов может стать сюрпризом.

Пункты о цветовом пространстве и глубине цвета в преимуществах формата RAW требуют пояснения. Ниже мы рассмотрим, что это означает.

Понятие цветового пространства

В фотографии есть понятие цветового пространства. Под ним имеют ввиду абстрактную математическую модель цветовой палитры из трех цветов в трехмерном отображении. С помощью основных цветов (красный, желтый и синий) получаются остальные. При этом любой цвет и оттенок имеют свои строго заданные параметры, которые определяется по значениям в трехмерной системе координат.

Самое полное цветовое пространство называется CIE xyz, оно охватывает весь цветовой спектр человеческого глаза и является эталоном. Очевидно, что в мире не существует устройства, которое способно отобразить весь этот спектр. По этой причине для техники были разработаны другие цветовые пространства.

В настоящее время существует два наиболее популярных и используемых пространства — sRGB и Adobe RGB. Первый вариант был разработан компаниями Microsoft и HP в 1996 году. По сути это унифицированный стандарт, который описывает лишь 35% цветов от CIE.

Adobe RGB появился спустя два года. Его разработку осуществила компания Adobe Systems. Преимущество заключается в том, что оно способно отобразить 50% от CIE. При этом в большинстве случаев разницу между цветами заметить очень сложно — для этого потребуется специализированная техника и программное обеспечение. Данное цветовое пространство применяется в профессиональном фотоделе.

Современные фотоаппараты поддерживают работу в обоих вариантах, но часто пользователи просто не понимают, какое цветовое пространство выбрать в фотоаппарате. Фотографы, которые только осваивают технику и сохраняют в JPEG, по умолчанию используют sRGB. Данный вариант можно изменить, но никакой практической пользы от этого не будет, так как разница будет незаметна. Как отмечают профессионалы, неопытные фотографы часто выбирают Adobe RGB из-за мнимого превосходства в количестве отображаемых цветов, но по факту не получают никакой разницы.

При сохранении данных в формате RAW вопрос в принципе теряет актуальность, так как для данного формата цветовое пространство не применимо и назначается уже в процессе обработки на компьютере.

Как включить RAW в фотоаппарате

Как уже было отмечено, каждый бренд имеет свой вариант формата RAW. У Nikon он называется NEFF, у Canon – CR2. Принципиальное отличие заключается в обработке данных процессором, и на выходе получается так, что для каждого формата требуется использовать разные конвертеры. Причина этого заключается в том, что производители используют разные процессоры в своей технике. Каждый из них обрабатывает данные по своей схеме, поэтому добиться единообразия невозможно.

На заметку! В истории была попытка сделать единый вариант — предпринят он был компанией Adobe и назывался DNG. Однако широкого распространения он не получил и использовался в нескольких камерах от разных брендов.

Для того чтобы поставить формат RAW, пользователю требуется лишь войти в настройки камеры и выбрать пункт обработки фото. В нем есть возможность выбрать размер фото и формат записи. Соответственно для того, чтобы фотографировать с сохранением «сырых» данных, требуется выбрать пункт RAW. Независимо от того, как он будет называться на конечном фото, в настройках фотоаппаратов большинства брендов используется общепринятое название.

Чем открыть RAW

Открыть RAW в простом редакторе фото не получится. Для этой цели нужно использовать специальные конверторы, самые простые из которых — поставляемые на диске с фотокамерой. У Nikon он называется Nikon Imaging и Capture NX, у Canon — Canon Utilities RAW Image Converter.

Также можно использовать обычный Photoshop, но для него потребуется установить отдельно расширение Adobe Camera RAW. Самые большие минусы этих программ – высокая стоимость лицензии.

Кроме того, можно использовать программы XnView, IrfanView, ACDSee. Первые два варианта распространяются бесплатно, но в базовой версии имеют достаточно урезанные возможности. Для расширения потребуется установить плагины. ACDSee – платная программа с широким функционалом для просмотра и обработки файлов, а также с возможностью организации их хранения.

Формат RAW позволяет провести максимум манипуляций с фото и не сильно заботиться о выставлении настроек во время снимка. Он является более предпочтительным, но подойдет лишь тем людям, которые понимают, как в дальнейшем будут заниматься обработкой фотографии.

Совет! Начинающим фотографам не стоит выбирать RAW, так как актуальней разобраться с влиянием настроек на конечное фото непосредственно при съемке, и с полученным багажом знаний браться за обработку «сырых» данных на ПК.

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

  • Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
  • Баланс белого может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
  • Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
  1. Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
  2. Наличие резкости (повышение показателя);
  3. Яркость;
  4. Насыщенность;
  5. Цветовой контраст.
  • Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
  • Использование всех возможностей динамического диапазона позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
  • Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
  • Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
  • Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.

Недостатки формата:

  • Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
  • Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
  • Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
  • «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
  • Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт» – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView – бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView – бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.

Блиц-советы по съемке

  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. Цифровая зеркалка для новичка 2.0 или Моя первая ЗЕРКАЛКА. Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения всех нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа. Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0. Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP. Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры NIKON.

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Изображения в RAW и Android: все, что нужно знать

Facebook Twitter Вконтакте Google+

По материалам androidcentral.com

Многие из нас возлагают большие надежды на съемку в RAW формате и возможности, которые открываются при редактировании таких снимков на компьютере. Но некоторые имеют вообще очень мало представления о том, что это за зверь, RAW, и почему энтузиасты фотографирования из мира Android столько о нем говорят.

В общем и целом, если камера вашего аппарата способна делать RAW снимки, у этих фотографий будет лучший исходный набор характеристик для редактирования, чем у изображений в обычном JPG. И несмотря на то, что в смартфонах маленький сенсор и фиксированное фокусное расстояние не позволяют сравниться с «настоящей» камерой, сейчас на Android устройствах можно делать фотографии, которые ранее не были возможны. Чего стоит один HDR…

Но давайте посмотрим поближе, что такое снимок в RAW и что с ним можно сделать.

1. Что такое снимок в RAW

Если вы просто достанете новенькое устройство из коробки и сделаете снимок, у вас получится милое фото, которое отправится в вашу галерею. То, что у вас вышло – результат работы сенсора, который собирает информацию о мельчайших точках, от которых поступает по-разному окрашенный свет – о пикселях. Затем изображение корректируется (настраиваются баланс белого, резкость, уменьшается уровень шума и т.п.), проходит окончательную оптимизацию и наконец приобретает достойный для вашего экрана вид. Когда это происходит, лишняя информация о файле удаляется. Итоговый результат – изображение в JPG, которое намного меньше по размеру и создано при помощи специального ПО, чтобы выглядеть настолько хорошо, насколько это предполагает алгоритм. Если у вас современный Android аппарат, наверняка большую часть времени вас устраивает то, что получается на выходе.

Если ваше Android устройство снимает в RAW+JPG, вы получаете тот же результат, что и выше, плюс файл, содержащий минимально обработанную версию всей информации об изображении, собранной сенсором. Сенсор собирает ее с очень темных участков, очень светлых, он получает сведения о цветах, которые кажутся иными нашему глазу, и многое другое, но значительная часть этой информации теряется после оптимизации в JPG. В RAW она сохраняется, и специальное ПО может ее использовать.

Возможно, для повседневного фотографирования на Android-устройстве RAW формат вам не нужен. На таких телефонах, как LG G4, процесс создания JPG хорошо оптимизирован – получается так же хорошо, как если бы вы использовали всю информацию о снимке и создали свой JPG в фоторедакторе. Но иногда вы можете использовать RAW, чтобы исправить снимок, с которым не справился встроенный алгоритм. А некоторые из нас просто любят заморочиться – для них этот формат тоже идеален.

2. Какой формат RAW использует Android и почему это важно

В Android на момент существования Lollipop 5.0 есть метод, в котором камера снимает RAW в формате DNG. DNG (Digital Negative) – открытый лосслесс RAW формат, написанный Adobe в 2004 году. Он основан на формате TIFF, файлы содержат информацию об изображении, по крайней мере одно JPG превью и метаданные, которые позволяют программам читать и обрабатывать файлы. Вот почему эти файлы так велики – в них много данных.

Для тех, кто пишет ПО под Android и разрабатывает устройства, очень важно наличие формата файлов, основанного на открытых стандартах. Они могут легко и свободно распространять ПО и апдейты для новых версий, также как и рассчитывать на обратную совместимость. Таким образом они платят меньше отчислений, ведь каждая копейка на счету.

Для нас с вами это все означает только поиск программ, которые будут видеть и читать такие файлы. DNG – это широко поддерживаемый формат, вы можете видеть, что его поддерживают многие редакторы изображений под Windows, Mac, Linux и даже менее известные Unix-варианты. Есть шанс, что и у вас уже есть программы, которые понимают DNG и могут их слегка обработать. На специальные программы мы посмотрим в разделе ниже, а пока отметим, что для Android RAW – это популярный формат с хорошей поддержкой специально для тех, кто хочет серьезно углубиться в обработку изображений.

Не стоит только забывать, что несмотря на то, что поддержка RAW масштабна и позволяет делать со снимками всякие классные вещи, ограничений малого фиксированного фокусного расстояния это не отменяет. Столько информации, сколько может собрать большой сенсор обычной камеры, мы не получим. Так что в ближайшее время ваш «андроид» не заменит вам цифрозеркалку. Поэтому очень важно подходить к делу с адекватными ожиданиями.

3. Как обрабатывать RAW файлы

Если вы новичок, вам надо понимать, что лучшие результаты получатся на компьютере. Наверное, кто-то где-то и разрабатывает под Android супер-пупер-DNG-редактор, но для того, чтобы выжать все лучшее из ваших RAW изображений, потребуется большой экран и довольно сложное ПО. Так что скиньте изображения на компьютер любым способом.

Есть много возможностей редактирования RAW файлов на компьютере. Пользователи Windows и Mac могут использовать Photoshop или Lightroom или менее дорогостоящие, а то и вовсе бесплатные GIMP или Photoshop Express. Большинство дистрибутивов Linux укомплектованы DarkTable, ImageMagick или digiKam, также как и GIMP. Какого-то одного лучшего варианта не существует.

И вот, у вас есть файл и программа, и вы можете играться с настройками. Вам стоит поработать с экспозицией, балансом белого, резкостью и т.д., и вы можете внести безобидные изменения в информацию о снимке. Потребуется практика, чтобы фото выглядели так же или лучше, чем JPG, который выдает камера, но удовольствие от процесса – тоже не последний аргумент.

Что вы можете делать изначально, так это хорошо фокусироваться и делать хорошие композиции, а затем вам предстоит менять вручную экспозицию, резкость и уменьшать шум. Потратите время на игру с настройками – можете получить реально эффектные снимки. Фото выше было получено в ручном режиме с затвором, открытым на 1/5 секунды, чтобы вода вышла таким образом. Затем файл был открыт в Lightroom и была чуть «затемнена» экспозиция (медленный затвор все делает слишком ярким), чтобы получилось то, что вы видите. Что-то подобное можно сделать и автоматическими режимами или JPG.

А если время вам тратить не хочется, не забывайте, что ваша камера и автоматически может делать отличные снимки. Не каждый кадр нужно непременно снимать в RAW и обрабатывать, и не каждый готов на такие мучения ради хорошего снимка.

4. А мой Android снимает в RAW?

Возможно. Изначально требуется версия Lollipop, но не каждый смартфон с этой версией снабжен набором инструкций Сamera2 API, который позволяет снимать в RAW, и не каждое приложение камеры поддерживает эту возможность, даже если ее поддерживает смартфон.

  • LG G4 снимает в RAW в стоковом приложении камеры.
  • Nexus 6 снимает в RAW с использованием стороннего ПО камеры.
  • В будущем обновлении приложения камеры ожидается поддержка RAW для Samsung Galaxy S6.
  • HTC One M9 снимает в RAW в стоковом приложении камеры.

Другие смартфоны также могут поддерживать съемку в RAW, а обновления могут добавить эту функцию в такие аппараты, как Note 4 или Moto X, которые в настоящее время не поддерживают полностью Сamera2 API. Поэтому за полной информацией о поддержке RAW лучше обратиться на форумы.

Если вы ищете приложение для съемки в RAW, вариантов множество. Из известных – Manual Camera, Camera FV-5 и L Camera. Для более детальных разъяснений здесь тоже можно посоветовать обратиться к форумам.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW — аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого. Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

z

Конвертированный RAW-файл. © www.birdinfo.co.za

Снимок в формате JPEG. © www.birdinfo.co.za

z

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов — зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

zАвтоматический импорт RAW-файлов в Adobe Lightroom. z

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками — например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 — более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

z

Необработанный RAW, показанный на этом примере, был снят камерой Canon ® EOS™ 20D© 2006 Raw Release.

Тот же самый рав после обработки в программе Phase One® Capture One™ © 2006 Raw Release.

z

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

zz

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном — High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них — формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это — исключение из общего правила.

z z

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

z

Файл, конвертированный из RAW без обработки © М. Харин

Обработанный RAW файл © М. Харин

z

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*