admin / 24.03.2019

Что такое оверклокер

Вступление

ЧТО ТАКОЕ ОВЕРКЛОКИНГ

Что такое оверклокинг, или, проще говоря, разгон ПК? Оверклокинг — это действие юзера, которое направлено на увеличение производительности компьютера за счет трех основных способов разгона: 1-увеличения подаваемого к некоторому устройству напряжения, 2-увеличения частоты работы шины или памяти, 3-установка новых драйверов.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ОВЕРКЛОКИНГ

Предположим, что вы купили ваш компьютер 2-3 года назад. Время не стоит на месте, и появляются все новые и новые потребности юзера, которые не удовлетворяются железной начинкой компа. А денег у вас не пруд пруди, да и жаба душит, и покупать новое железо вы не собираетесь. Теперь ворос: что вы будете делать? Работать на компе в первобытном текстовом редакторе «Слово и дело» (как делает мой учитель информатки) или все же задумаетесь о разгоне своего компьютера? Большинство народу ответит:»Я не учитель информатики, и я способен использовать материалы данного сайта для улучшения работы моего железного друга(компьютера, естественно).» Также очень важная деталь — оверклокинг БЕСПЛАТЕН! Он предоставляется производителями комплектующих. Но об этом — в следующем подпункте.

ПОЧЕМУ ОВЕРКЛОКИНГ ВОЗМОЖЕН

Итак, почему же оверклокинг предоставляется самим прогизводителем железа? А дело вот в чем: на некоем заводе, например на NVidia, воплотили в жизнь партию видеокарт GeForce 6600. Некоторые из них не прошли тест (их температура превысила допустимый предел), и чтобы не выкидывать эти видеокарты в мусорку, NVidia решила выпустить их в свет под более низким «именем» — GeForce 6200, например. И мы можем применить один из указанных в разделе ЧТО ТАКОЕ ОВЕРКЛОКИНГ способов, чтобы «дорастить» 6200 до 6600!

ТЕОРИЯ ОВЕРКЛОКИНГА

Рассмотрим первый способ увеличения производительности — увеличения подаваемого к некоторому устройству напряжения. Всем известно, что при увеличении подаваемого напряжения на лампочку, она начинает гореть ярче. Тоже самое и с комплектующими ПК. Они, конечно же, не начинают светиться ярче, но прирост в производительности наблюдается, причем заметный. Только, к сожалению, процессор, да и видеокарта стоят дороже лампочки, и в случае, если вы увеличите напряжение выше критического, может произойти их повреждение. Так что будьте осторожны! Практическая часть будет рассмотрена в разделе РАЗГОН.

Второй способ — повышение частоты системной шины. Самый простой и эффективный способ разгона. Действие происходит над материнской платой. Также есть три пути разгона данного вида:

  • повышение частоты с помощью DIP-переключателя на материнской плате;

  • повышение частоты с помощью BIOS;

  • повышение частоты программным путем.

Первый вариант — самый идиотский. Не на всех матках есть эти переключатели, так что фиг с ними. Второй вариант — для более-менее продвинутых в этой среде ламеров и программистов. Самый простой способ — третий. Согласитесь, проще сидеть в виндоусе и смотреть на все эти красивые его прибамбасы, чем сидеть в БИОСе, интерфэйс в котором чуть лучше, чем в ДОСе. Второй способ будет рассмотрен в разделе РАЗГОН. Третий способ, то бишь установочные файлы программ для разгона, смотрите в разделе ФАЙЛЫ.

Третий способ — установка новых драйверов. Драйвера обеспечивают связь между устройствами, и, следственно, чем новее драйвера, тем быстрее будет работать устройство. Драйвера можно найти на сайте-производителе ваших комплектующих.

ОХЛАЖДЕНИЕ

Существует несколько видов охлаждения: воздушное, водяное и охлаждение с помощью элементов Пельтье. Рассмотрим эти способы подробнее. Воздушное охлаждение используется почти на всех компьютерах. Для охлаждения используется радиатор и вентилятор. Такое устройство в сборе называется кулером. Лучшим производителем кулеров на сегодняшний день является компания Zalman. Кулеры стоят дороже обычных, зато надежнее и с более высокой производительностью. Водяное охлаждение менее безопасно, чем воздушное, зато оно эффективнее. Также данные кулеры легко поддаются установке, за что они получили широкое распространение среди оверклокеров. Охлаждение с помощью элементов Пельтье — самый экзотический способ разогнать свой компьютер. Он для тех, кто не пожалеет денег ради максимальной отдачи от вашего компьютера. Правда, данный способ имеет некоторые недостатки, главный из которых — конденсат.

Приветствую! Сегодняшней статьей хочу начать небольшую серию статей на тему оверклокинга. Так как статья базовая, то и рассмотрим мы только базовые понятия, а более подробно коснемся этой темы в следующих статьях. А сегодня вы узнаете, что такое оверклокинг и для чего он нужен.

  1. Что такое оверклокинг? (эта статья)
  2. Разгон центрального процессора
  3. Разгон видеокарты
  4. Разгон оперативной памяти

Что такое оверклокинг простыми словами?

По уже сложившейся традиции, я расскажу вам, что такое оверклокинг так, чтобы всем было все понятно. Без заумных фраз.

Оверклокинг (или разгон компьютера) – это процесс, в ходе которого физическим или программным путем увеличивается производительность ПК.

Говоря про разгон компьютера, подразумевается разгон трех комплектующих – центрального процессора, видеокарты и оперативной памяти. Это все делается самостоятельно и абсолютно бесплатно, поэтому многие пользователи устаревающих ПК сначала пытаются «выжать из него все соки» и только когда этого становится недостаточно – покупают новое оборудование (делают апгрейд железа). Читайте подробнее, как выбрать центральный процессор, видеокарту и ОЗУ в этом году.

Единственное за что придется заплатить при разгоне компьютера так это за более сильное охлаждение. Почему? Да потому что при увеличении производительности очень сильно увеличивается тепловыделение разогнанных комплектующих. Если пренебречь усовершенствованием охлаждения, то такой компьютер долго не проработает, потому что при нагреве усиливается износ компонентов компьютера. Да, электроника любит комфортные температуры. Вот почему, кстати, производители любой электроники предупреждают, что нельзя допускать прямого попадания солнечных лучей на нее.

Для чего нужен оверклокинг?

Как я уже говорил, оверклокинг увеличивает производительность компьютера. Соответственно нужен он в первую очередь тем людям, которым критически важна мощность ПК, но тратить большие деньги на покупку новых комплектующих нет желания (или возможности).

Такими людьми вполне могут быть геймеры. Например, вышла новая игра, которая идет у вас только на минимальных настройках графики или сильно тормозит. Можно разогнать компьютер и наслаждаться этой игрой. К тому же можно будет немного сэкономить на отоплении помещения.

Также есть люди, которые просто тащатся от оверклокинга и разгоняют все, что им попадает в руки, а потом меряются результатами с другими такими же фанатами разгона. Существуют специальные форумы и сайты, посвященные это теме. Разгоняют даже самые топовые процессоры просто для того, чтобы посмотреть, что из них можно выжать. Однажды попробовав разогнать свой компьютер можно вполне потерять контроль над собой и присоединиться к обществу таких энтузиастов. Держите себя в руках. Во всем нужно знать меру.

Overclocking. Все тонкости и секреты разгона видеокарты

Часть 1. Теория

Часть 2. Практический разгон процессора

Часть 3. Разгон видеокарты

Часть 4. Стандартное охлаждение компьютера

Разгон видеокарты

Общее понятие о разгоне видеокарты

Overclocking видеокарты предусматривает повышение частоты графического ядра и памяти и как следствие повышение производительности видеоподсистемы компьютера. Безопаснее всего разгонять видеокарту специализированными утилитами — такими, как RivaTuner, PowerStrip и т.д. Изменение частот происходит на лету в видеодрайвере, поэтому, если что-то пошло не так — всегда легко откатиться на шаг назад. Также можно повышать частоты непосредственно в самом BIOS`е видеокарты (путем прошивки новых частот), но может случиться так, что вы прошьете частоты, на которых видеокарта не сможет работать — тогда восстановить ее рабочие способности будет намного труднее, поэтому первый способ разгона самый относительно безопасный.

О скорости памяти

Скорость памяти измеряется в наносекундах. Определить ее можно по последним двум цифрам одной из строк маркировки микросхемы памяти. Например, xxxxx xxx -33 означает, что 33 есть 3,3 наносекунды (сокращенно нс). Перевести нс в мегагерцы довольно просто: существует формула 1000/нс; если у вас память типа DDR, то вдобавок нужно умножить полученное значение на 2. Например, на моей видеокарте установлена память 2,8 нс типа DDR — значит, нужно 1000/2,8 = 357 x 2 = 714 MHz.

Разгоняем

Сам принцип overclocking`а довольно прост: повышаем частоты ядра/памяти и тестируем видеокарту на стабильность работы. Итак, вы уже установили RivaTuner. Если нет, скачайте самую свежую версию данной программы (http://www.nvworld.ru/docs/overclock.html). Запускаем RivaTuner, и перед нами появляется главное окно программы, где можно увидеть модель вашей видеокарты, установленный видеодрайвер и т.п. А теперь есть два пути действия: разгонять видеокарту посредством видеодрайвера или «напрямую», не затрагивая видеодрайвер. Последний вариант не пройдет практически на всех новых моделях видеокарт, поэтому будем рассматривать вариант номер 1. Кликаем по Customize, появляется дополнительное меню, где нам нужна только первая закладка System settings, соответственно переходим на нее, и нашему взору открывается центр управления частотами графического ядра и памяти вашей видеокарты, далее устанавливаем флажок напротив Enable driver-level hardware overclocking, после чего выскочит окошко с предупреждением о рекомендации перезагрузки системы для якобы более корректного определения частот видеокарты. Смело жмем Detect now и переходим непосредственно к самому процессу разгона. Вы видите перед собой пару ползунков: Core clock отвечает за частоту ядра, Memory clock — за частоту памяти (если ваша видеокарта имеет раздельные частоты 2D- и 3D-режимов, то следует переключиться на управление 3D-частотами и разгонять их). Начнем с повышения частоты памяти: прибавляем по 20 MHz, жмем кнопку Test, Применить, а далее тестируем видеокарту, например, в 3DMark 2001/2003, потом еще повышаем частоту, опять тестируем — и так до тех пор, пока не найдем потолок разгона памяти (подробнее, чем тестировать, ниже). Метод разгона графического ядра такой же. Будем считать, что вы нашли потолок частот ядра и памяти, протестировали видеокарту на стабильность и корректность работы. Чтобы все наши труды не пропали напрасно после перезагрузки Windows, нужно сохранить уже новые частоты видеокарты. Для этого устанавливаем флажок напротив Apply overclocking at Windows startup все в том же окошке управления частотами и жмем Save.

Признаки переразгона

Основными признаками переразгона (перегрева) памяти видеокарты являются артефакты, появляющиеся на экране монитора во время работы 3D-приложений (при сильном переразгоне их появление возможно даже в 2D-режиме): «выбитые» участки изображения, отсутствие текстур, полосы и другие аномалии, которые не возникают на стандартных частотах. Зависание же изображения — это признак переразгона (перегрева) графического ядра видеокарты. Если вы столкнулись с переразгоном, следует предпринять следующее:

  • Снизить частоту переразогнанного компонента до той частоты, когда видеокарта сможет работать стабильно.
  • Если вы никак не улучшали стандартную систему охлаждения, нужно ее модернизировать: установить радиаторы на память, добавить дополнительный вентилятор. Следствием этого будет уменьшение температуры ядра и памяти и, возможно, повышение порога разгона.
  • Сделать вольтмод ядра и/или памяти, если это, конечно, стоит того. Минусы: большая вероятность потери гарантии, трудность выполнения, повышение температуры ядра и памяти. Плюсы: значительное повышение порога допустимых частот.

Разблокирование видеодрайвера

Практически все новые модели видеокарт имеют защиту от изменения частот самим пользователем. В большинстве случаев такая защита существует только на уровне видеодрайвера, но встречаются прецеденты, когда производитель блокирует изменение частот на уровне BIOS видеокарты, тогда прошивают версию BIOS от иного производителя, которая не имеет такой защиты. Но, как я уже сказал, такие случаи редки, поэтому рассмотрим метод избавления от защиты в видеодрайвере. Для этого нам нужен чистый дистрибутив видеодрайвера для видеокарт NVIDIA или ATI — Detonator/ForceWare или Catalyst соответственно — и свежая версия RivaTuner (куда же без нее:)). Распаковываем драйвер (но не устанавливаем!), если он был в архиве.

Находим в корневой директории RivaTuner папку Patch-Scripts, заходим в нее — там расположены еще две папки: ATI и NVIDIA, — и в зависимости от вашей видеокарты заходим в нужную. Для видеокарт ATI направляемся в папку по адресу ATI/ATIOverclocking Antiprotection и смотря какая установлена ОС выбираем нужный скрипт. Кликаем по нему, в появившемся окне жмем Continue, указываем путь к приготовленному дистрибутиву Ca-talyst и патчим файл ati2mtag.sys или ati2mtag.sy_ в зависимости от расширения файла, расположенного в дистрибутиве. Для видеокарт NVIDIA скрипт находится по адресу NVIDIA/ Detonator FXAntiprotector (до Detonator 45.xx) или ForceWare Antiprotector (от ForceWare 53.03 и выше), также выбираем скрипт, зависимый от версии ОС, и патчим. Итогом вышеприведенных действий станет возможность изменения частот в RivaTuner.

Назначение иных скриптов

Наверно, вы уже заметили, что, кроме вышеприведенных скриптов, в директории PatchScripts есть и множество других, не менее важных. Попробую кратко описать назначение каждого.

Скрипты, расположенные в папке ATI:

  • SoftFireGL — предназначен для программной переделки видеокарт, основанных на ядре R300, в профессиональный видеоускоритель FireGL Z1/X1/ T2/X2.
  • SoftR9x00 — позволяет разблокировать 8 пиксельных конвейеров на ATI Radeon 9500/ 9800SE. В теории мы можем получить из любого 128-битного Radeon 9500 Radeon 9500 PRO, из любого 256-битного Radeon 9500 — Radeon 9700 PRO, а из любого Radeon 9800SE — Radeon 9800PRO (128- либо 256-битный в зависимости от разводки печатной платы).

Скрипты, расположенные в папке NVIDIA:

  • AnisoBoosterD3D — позволяет разблокировать функции оптимизации анизотропной фильтрации на текстурных стадиях в Direct3D, по умолчанию применяемые на видеокартах семейства GeForce4 Ti, для видеокарт GeForce3 и ее вариантов.
  • AnisoBoosterOGL — позволяет повысить скорость работы алгоритма оптимизации анизотропной фильтрации в OpenGL.
  • LODBiasFix — устраняет ошибку, существующую в Detonator 23.10-52.14, и позволяет видеодрайверу устанавливать отрицательный Direct3D mipmap LOD Bias правильно.
  • NV25AALines — позволяет использовать аппаратный антиалиасинг линий на видеокартах на базе ядра NV25 ревизии A2.
  • NVStrap antiprotection — блокирует защиту от NVStrap.
  • RTPatchFix — включает заблокированные возможности D3DDEVCAPS_QUINTICRTPATCHES и D3DDEVCAPS_ RT PATCHES.
  • SoftQuadro4 — позволяет разблокировать большинство профессиональных возможностей в видеокартах на ядре NV17/NV18/NV25/NV28.

Тестирование видеокарты

3DMark 2001SE/2003 — это программы, предназначенные для тестирования производительности видеокарты. Параллельно с этим их можно использовать для выявления некорректной работы видеокарты — сразу заметен переразгон и перегрев. Интерфейс программ прост и интуитивен, имеются гибкие настройки тестирования. Однозначно 3DMark является самым популярным тестовым пакетом, «попугаями» которого «меряются» во всем мире, а благодаря системе ORB и вы можете вступить в гонку — позволила бы только видеокарта.

  • 3DMark 2001SE — требуется аппаратная поддержка DirectX 8.1 со стороны видеокарты. Рассчитан на видеокарты предыдущего поколения (GeForce 3/4).
  • 3DMark 2003 — требуется аппаратная поддержка DirectX 9.0b со стороны видеокарты. Рассчитан на видеокарты сегодняшнего поколения (GeForce FX/6600/6800, Radeon 9500-9800/X700/X800). За 2001SE@Pro придется заплатить $9,95, за 2003@Pro — $14,95. Все пакеты можно скачать и купить по адресу

Относительно недавно компания Futurmark выпустила 2005-ю версию 3DMark. Остановлюсь на ней немного подробнее. Как и в предыдущих своих инкарнациях, 3DMark 2005 состоит из набора тестов: Game Tests, CPU Test, Feature Test и новый Batch Size Test. Отмечу, что все тесты из набора требуют поддержки PS 2.0 либо 3.0 (пиксельные шейдеры). В отличие от 3DMark 2001/2003, которые имели четыре игровых теста, 2005-я имеет только три:

  • Return To Proxycon — нам предлагают посмотреть продолжение битвы на космическом корабле из 2003-й версии. Зрелище более чем впечатляющее.
  • Firefly Forest — наследник Mother Nature — действие происходит в ночном волшебном лесу и имеет два источника освещения: лунный свет в сочетании со светлячком.
  • Canyon Flight — летающий корабль проходит сквозь водный каньон и вступает в схватку с чудовищем. Отлично реализовано водное пространство.

Новый тест Batch Size Tests позволяет оценить скорости отрисовки простых полигонов, объединенных в группы различной сложности (от 8 до 32768 треугольников). Можно утверждать, что 3DMark 2005 полностью предназначен для видеокарт следующего поколения. Скачать его можно по адресу http://www.futuremark.com/download/. AquaMark3 — похожий тестовый пакет, также предназначенный для тестирования производительности видеокарты. Требует поддержки DirectX 8.1/9.0 со стороны видеокарты. Главное меню AquaMark3 оформлено немного в другом стиле, чем в 3DMark — похоже на предстартовое меню игры. Имеются гибкие настройки и различные режимы тестирования. Тестирование проходит путем запуска игрового уровня, разбитого на несколько сцен. Действия большинства объектов являются симуляцией, осуществленной с помощью искусственного интеллекта и физической системы движка. AquaMark3 предлагается к скачиванию как условно бесплатная версия, в которой изначально доступны только стандартные функции:

  • тест в разрешении 1024x 768×32 c 4х анизотропной фильтрацией и максимальной детализацией;
  • проигрыш демо-версии;
  • возможность публикации своих результатов в онлайне.

Для получения больших возможностей вам потребуется зарегистрировать программу, заплатив разработчикам за тот или иной тип лицензии. Весит AquaMark3 62 Mb.

Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения вашего компьютера, а также за сбои и «глюки» в работе любого программного обеспечения, установленного на вашем компьютере.

Наверняка многие из нас слышали про оверклокинг (разгон) процессора. Давайте попробуем разобраться, что следует понимать под этим процессом, зачем он нужен и как он влияет на аппаратную часть.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*