admin / 25.05.2018

Граница Польша Белоруссия

Путешествие по Европе у большинства белорусов начинается с Польши. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь именно поляки наиболее лояльно относятся к белорусским гражданам в вопросе выдачи шенгенских виз, да и граница с Польшей у Беларуси большая.

Многие путешественники используют Польшу как промежуточный пункт в длинном евротуре, ведь из Польши можно купить дешевые авиабилеты и практически за бесплатно попасть в любую европейскую страну.

На сегодняшний день на границе с Польшей у Беларуси есть семь пропускных пунктов. Все погранпереходы имеют международный статус, но не все принимают пассажирский транспорт. Будьте внимательны при планировании своей поездки.

Международные пункты пересечения границы

Как уже отмечалось ранее, на данный момент на белорусско-польской границе действуют семь международных пунктов пропуска. По виду сообщения, т.е. по виду транспортных средств, которые могут пересекать данный пограничный пункт, погранпереходы подразделяются на автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, пешеходные и смешанные. А по характеру сообщения — пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Это очень важно учитывать при планировании поездки, ведь если пункт пропуска не предусмотрен для принятия пассажирского транспорта, или же в данном месте предусмотрен исключительно пешеходный переход, тогда путешественники на легковом автомобиле пройти таможенный контроль попросту не смогут.

«Варшавский мост»

На самом деле официальное название погранперехода «Брест, автодорожный». Но так уж повелось, что чаще всего этот пункт пропуска называют Варшавский мост, т.к. расположен он по Варшавскому шоссе. КПП Варшавский мост принимает только пассажирский транспорт и по своей пропускной способности на сегодняшний день является самым большим — до 2350 легковых автомобилей и до 350 пассажирских автобусов в сутки в обоих направлениях. Пересекать границу на велосипеде через КПП Варшавский мост запрещено!

«Брузги»

Вторым по значимости пропускным пунктом на границе Польши является КПП Брузги. Пункт работает круглосуточно без перерывов и выходных. Пересекать государственную границу через погранпереход Брузги могут как пассажирские транспортные средства, так и грузовые. Пропускная способность Брузги в сутки — 2100 легковых автомобилей, 815 грузовых автомобилей, 80 пассажирских автобусов. При желании можно пересекать границу на велосипеде.

«Домачево»

Третьим по значимости погранпереходом на белорусско-польской границе является пункт пропуска Домачево. Это автомобильный грузопассажирский пропускной пункт. Работает Домачево круглосуточно без перерывов и выходных. Пересечение границы через КПП Домачево возможно на велосипеде.

«Берестовица»

Четвертое место по своим пропускным возможностям принадлежит пропускному пункту Берестовица. Этот международный грузопассажирский погранпереход работает круглосуточно без выходных и перерывов. Способен пропускать до 1500 легковых автомобилей, 650 грузовых автомобилей и 35 пассажирских автобусов международного следования. Заядлые велосипедисты имеют возможность пересечь государственную границу на велосипеде.

«Песчатка»

Далее по пропускным возможностям идет погранпереход Песчатка. Пункт пропуска принимает как пассажирский, так и грузовой вид транспорта. В сутки объект способен принять до 1130 легковых автомобилей, 50 грузовых и 20 пассажирских автобусов. Обратите внимание, пересекать государственную границу в данном пункте пропуска на велосипеде нельзя!

«Козловичи»

КПП Козловичи предназначен исключительно для грузового транспорта, поэтому если Вы не водитель дальнобойщик, смотреть очереди в этом пункте пропуска нет никакого смысла. Погранпереход Козловичи способен принять до 2000 грузовых автомобилей в сутки.

Пункт упрощенного пропуска

На границе с Польшей также действует и пункт упрощенного пропуска — Переров. Этот погранпереход также носит статус международного, вот только пересекать его можно исключительно в пешем порядке. Обратите внимание, работает КПП Переров по графику: В летнее время (с 1 апреля по 30 сентября) с 8.00 до 20.00 по польскому времени, а в зимнее время (с 1 октября по 31 марта) время работы сокращается на 2 часа с 8.00 до 18.00 по польскому времени.

Пересекать границу через КПП Переров можно и на велосипеде.

Пропускные пункты на карте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Европейский маршрут E30

Автодорога

Европейский маршрут E30

E 30

European route E30
Europese weg E30
Europastraße E30
Trasa europejska E30
Еўрапейскі маршрут E30
E30 Европа йүнәлеше


Схема маршрута E30

Страны

Ирландия
Великобритания Великобритания
Нидерланды Нидерланды
Германия Германия
Польша Польша
Белоруссия Белоруссия
Россия Россия

Регион

Суррей, Кент и Хартфордшир

Часть дороги

автомагистраль A12

Длина

Начало

Корк

Через

Лондон
Роттердам
Берлин
Варшава
Брест
Москва
Челябинск

Конец

Омск

E30 на Викискладе

Е30 (ирландская трасса N25) пересекает реку Блэкуотер. Йольский мостЕ30 (N25) под Уотерфордом, мост через ШурУчасток Е30 (британская трасса M4) проходящий среди холмов близ КардиффаУчасток Е30 в Ньюпорте, проходящий через туннель Е30 пересекает границу между Англией и Уэльсом. Второй Севернский мост под Бристолем Участок E30 (М4) проходящий по краю северной окраины Бристоля — Брэдли Стоук Пересечение М4 и М25 («Лондонское кольцо») близ аэропорта Хитроу Нидерланды: пересечение Е30 и А2 на окраине Утрехта. Вид с востока Е30 пересекает Среднегерманский канал под Ганновером. Вид с северо-запада на юго-восток E30 перед въездом в Магдебург в Германии Е30 на участке «Берлинского кольца», к югу от округа Потсдам и к юго-западу от Берлина в Германии. Вид с моста автострады 115 Скоростной участок Е30 у города Познань в Польше Е30 на участке под городом Седльце, к востоку от Варшавы, в Польше E30 (белорусская трасса M1) под Оршей E30 (российская трасса M1) у деревни Мальцево МКАД в районе Ясенева, на юге Москвы. Вид на запад Скоростной участок E30 (М5) в районе дер. Чулково (Московская область) Е30 под Кузнецком (Пензенская область) Е30 проходящая по плотине Жигулёвской ГЭС, на участке между Жигулёвском и Тольятти Виды Южного Урала (Челябинская область). Марьин Утёс с моста через реку Катав Знак на границе между Европой и Азией на участке Е30 под Златоустом

E30 — европейский маршрут, проходит от города Корк в Ирландии через Великобританию, Нидерланды, Германию, Польшу, Белоруссию до Омска в России.

Основные пункты маршрута: Корк — Уэксфорд — Суонси — Кардифф — Ньюпорт — Бристоль — Лондон — Гаага — Утрехт — Амерсфорт — Хенгело — Оснабрюк — Мелле — Ганновер — Магдебург — Берлин — Франкфурт-на-Одере — Познань — Варшава — Бяла-Подляска — Тересполь — Брест — Кобрин — Берёза — Барановичи — Минск — Борисов — Орша — Смоленск — Москва — Рязань — Пенза — Сызрань — Жигулёвск — Тольятти — Уфа — Миасс — Челябинск — Курган — Ишим — Омск.

Маршрут

Протяжённость маршрута составляет около 5800 км.

Ирландия

  • Провинция Манстер
    • N25 Корк
    • Карригтохилл
    • Мидлтон
    • Каслмартир
    • Килли
    • на Йол
    • Мост через Блэкуотер (≈1050 м.)
    • Дангарван
    • Уотерфорд
    • Мост через Шур (≈350 м.)
    • Нью-Росс
  • Провинция Ленстер
    • Уэксфорд
    • Баллигири
    • Рослэр Европорт→ Stena Line

Соединённое Королевство

  • Уэльс
    • Порт Фишгард
    • A40 Фишгард
    • Скледдо
    • Леттерстон
    • Вулфскастл
    • Мост через Афон-Ангольф (≈37 м.)
    • Аэропорт «Хаверфордуэст»
    • Хаверфордуэст B4329
    • B4314 на Нарберт
    • A478 на Кардиган
    • Мост через Авон-Тав (≈40 м.)
    • Уитланд
    • Сейнт Клирс A477 на Пемброк
    • A48 Кармартен A484 на Кидвелли, Лланелли, Суонси
    • Мост через Тови в Кармартен (≈90 м.)
    • B4310
    • Кросс Хандс A476
    • M4 Понт Абрахам A483 на Амманфорд
    • A4138 на СЕВЕР: Понтарддюлей; на ЮГ: Лланелли
    • Мост через Лугор (≈115 м.)
    • Суонси
      • A483 на Суонси-ЗАПАД
      • Район Ллангифелак A48 на Суонси-СЕВЕР
      • Район Кумргайдисер A4067 на Суонси-СЕВЕР
      • Мост через Таве (≈90 м.)
      • Район Берчгров A48 на Суонси-ВОСТОК
    • A465 на Нит, Мертир-Тидвил, Херефорд
    • Мост через Неаф (≈830 м.)
    • Порт-Толбот
    • A48 на Зона отдыха «Маграм Кантри Парк»
    • Корнелли, Руины замка Кенфиг XI в.
    • A4229 на Портковл
    • Бридженд A4061
    • Пенкойд A473 на Бридженд-ВОСТОК
    • A4119 на Талбот Грин
    • A4232 на Кардифф-ЗАПАД
    • Кардифф
      • Мост через Тафф (≈83 м.)
      • A470 на Кардифф-ЦЕНТР, Мертир-Тидвил, Лландидно
      • A4232 на Кардифф-ВОСТОК
    • A48 на Кардифф-ВОСТОК
    • Ньюпорт
    • Туннель через холм Бринглас в Ньюпорте (≈350 м.)
    • Мост через Уск в Ньюпорте (≈790 м.)
    • Мост через Северн (≈5,2 км.)
    • M48 на Калдикот, Чепстоу
  • Англия
    • M48 на Чепстоу
    • Бристоль M5 на СЕВЕР: Бирмингем; на ЮГ: Бриджуотер, Эксетер
      • M32 на Бристоль-ЦЕНТР
      • Мост через Фром (≈90 м.)
    • A46 на Бат
    • A350 на Чиппенхам, Мелкшем, Пул
    • Мост через Эйвон (≈45 м.)
    • Суиндон A3102 на Кальн, Мелкшем
    • A346 на Мальборо
    • A338 на Хангерфорд
    • (740 м.) Авиабаза «Уэлфорд»
    • E 05-A34 на СЕВЕР: Оксфорд, Бирмингем, Ливерпуль, Глазго; на ЮГ: Ньюбери, Винчестер, Саутгемптон
    • Рединг
      • A44 на Татчем
      • A33 на Бейзингсток
    • A404 на (740 м.) Мейденхед, Марлоу, Хай-Уиком
    • Мост через Темзу (≈125 м.)
    • Слау
    • M25 Лондон («Большое Лондонское кольцо»)
      • Хитроу Терминалы 5 и 4
      • Мост через Темзу (≈125 м.)
      • Эгхам M3 на Саутгемптон
      • A33 на Гилфорд, Портсмут
      • M23 на Гэтвик, Кроули
      • A22 на Хейлшем, Истборн
      • A21 на Гастингс
      • M26 на Мейдстон, Ашфорд, Фолкстон
      • E 15-A20 на СЕВЕР: Лондон, Ньюкасл, Эдинбург; на ЮГ: Дувр Кале (Фр.), Париж (Фр.), Лион (Фр.), Барселона (Исп.), Валенсия (Исп.), Аликанте (Исп.), Малага (Исп.)
      • Дартфорд A33 на Рочестер
      • Туннель под Темзой (≈1430 м.)
      • Грейс A13 на Стэнфорд ле Хоуп, Каррингхэм
      • Хэйверинг (район Кранхэм) A127 на Базилдон, Саутенд-он-Си
    • A12 Хэйверинг (район Харольд Вуд)
    • Брентвуд
    • Ингатстоун
    • Челмсфорд A130 на СЕВЕР: Станстед; на ЮГ: Южный Бенфлит
    • Уитхам
    • A120-ЗАПАД на Брейнтри, Станстед
    • Колчестер
    • A120-ВОСТОК Колчестер
    • Хэр Грин A133 на Клактон-он-Си
    • Харвич→ Stena Line

Нидерланды

  • Провинция Южная Голландия
    • Хук-ван-Холланд
    • Рейсвейк
    • (1,7 км.) Делфт, Роттердам-Гаага, Роттердам
    • Гаага
    • Гауда
    • на Роттердам
    • на Алфен-ан-ден-Рейн, Лейден
  • Провинция Утрехт
    • Вурден
    • Утрехт на СЕВЕР: Амстердам; на ЮГ: Хертогенбос, Эйндховен
    • Мост через Амстердам-Рейн-канал в Утрехте (≈340 м.)
    • Мост через Мерведе-канал в Утрехте (≈100 м.)
    • Утрехт-ЮГ
    • Утрехт-ВОСТОК
    • Зейст
    • Амерсфорт E 232 на Зволле, Ассен, Гронинген
  • Провинция Гелдерланд
    • на Барневелд, Эде
    • на Арнем
    • на Авиабаза «Делен»
    • Апелдорн A50 на Арнем, Эйндховен
    • на Зютфен
    • Зона отдыха у c. Бюссло
  • Провинция Оверэйсел
    • Мост через Эйссел (≈1 км.)
    • Девентер на Зютфен, Арнем
    • -СЕВЕР: Алмело
    • -ЮГ: Энсхеде
    • Хенгело
    • на Авиабаза «Твенте», Энсхеде
    • на Зона отдыха «Хет-Хюлсбек», Олдензал-СЕВЕР
    • Олдензал на Энсхеде
    • Де Лютте на Олдензал-ЦЕНТР
    • Мост через Динкель (≈60 м.)
    • МАПП Олдензал (бывш.)

Федеративная Республика Германия

  • Земля Нижняя Саксония
    • МАПП Бад-Бентхайм (бывш.)
    • L40 на Шютторф, Эмсбюрен, Линген
    • на СЕВЕР: Лер, Эмден; на ЮГ: Дорстен, Ботроп
    • K327 на Зальцберген, Эмсбюрен
    • Мост через Эмс (≈180 м.)
  • Земля Северный Рейн — Вестфалия
    • Мост через Канал Дортмунд-Эмс (≈145 м.)
    • L593 на Райне, Хопстен
    • L501 на Хёрстель
    • Мост через Среднегерманский канал (≈120 м.)
    • Иббенбюрен
    • L597 на Лотте, Ладберген
    • E 37- на СЕВЕР: Бремен, Гамбург, Любек; на ЮГ: Мюнстер, Кёльн
  • Земля Нижняя Саксония
    • Оснабрюк
    • Мелле
  • Земля Северный Рейн — Вестфалия
    • Бюнде
    • Бад-Энхаузен
  • Земля Нижняя Саксония
    • Мост через Среднегерманский канал (≈107 м.)
    • Ганновер
    • Лерте
    • Пайне
    • Брауншвейг
    • Хельмштедт
  • Земля Саксония-Анхальт
    • Магдебург
  • Земля Бранденбург
    • («Берлинское кольцо») Вердер
    • на Потсдам
  • Берлин
  • Земля Бранденбург
    • Фридрихсхоф
    • Фюрстенвальде
    • Франкфурт-на-Одере

Республика Польша

  • Любушское воеводство
    • 2 МАПП Свецко (бывш.)
    • 29 на СЕВЕР: Слубице; на ЮГ: Цыбинка, Кросно-Оджаньске
    • A2
    • 92 на ЮГ: Тожим
    • 138 на ЮГ: Тожим
    • S3 на СЕВЕР: Гожув-Велькопольский, Щецин; на ЮГ:Зелёна-Гура
    • Тшцель
  • Великопольское воеводство
    • 305 на Новы-Томысль, Вольштын, Всхова
    • 305 Бук, Опаленица
    • Познань (микрорайон Котово) 5 на СЕВЕР: Познань, Быдгощ; на ЮГ: Лешно, Вроцлав
    • Любонь
    • Мост через Варту в Любони (≈380 м.)
    • Познань (микрорайон Кржешины) S11 на СЕВЕР: Пила, Кошалин; на ЮГ:Острув-Велькопольский, Катовице
    • 430 на ЮГ: Любонь, Пущиково
    • S5 на СЕВЕР: Гнезно, Жнин, Быдгощ
    • 92 на Познань, Тарново-Подгурне
    • Вжесня 15 на СЕВЕР: Торунь; на ЮГ: Милослав, Кротошин, Вроцлав
    • 466 на СЕВЕР: Слупца; на ЮГ: Пыздры
    • Свугочен 467 на Голина
    • Мост через Варту (≈300 м.)
    • 25 на Конин, Калиш, Быдгощ
    • Челмно над Нэрем
    • 473 на СЕВЕР: Домбе; на ЮГ: Унеюв, Шадек, Ласк
  • Лодзинское воеводство
    • 91 на СЕВЕР: Торунь, Гданьск; на ЮГ: Згеж, Лодзь, Ченстохова
    • 14 Стрыкув
    • A1 на СЕВЕР: Торунь, Гданьск
    • Мост через Мрогу (≈0,7 м.)
    • 704 Лышковицы
    • 70 Скерневице
  • Мазовецкое воеводство
    • 50 на ЮГ: Жирардув
    • 579 на ЮГ: Гродзиск-Мазовецкий
    • 718 на ЮГ: Прушков
    • S8 на СЕВЕР: Вышкув, Белосток
    • S2
    • 719 на ЮГ: Прушков
    • S8 на ЮГ: Пётркув-Трыбунальский, Кельце, Краков
    • на ЮГ: Рашино
    • 79 на ЮГ: Козенице
    • 2
    • Сикерковский вантовый мост через Вислу в Варшаве (≈500 м.)
    • Стара Милошна E 372-17 на Гарволин, Рыки, Майданек, Замосць
    • Бжезины 721 на Юзефув
    • A2 Хощовка Рудзкая
    • 50 Миньск-Мазовецки
    • на ЗАПАД: Недзялка Друга, на ВОСТОК: Якубув
    • на ВОСТОК: Калушин
    • 2
    • 697 на Венгрув
    • Мост через Костржынь (≈40 м.)
    • Седльце 803 на Лятович
    • Седльце (Бъялки) 63 на Лукув, Радзынь-Подляский
  • Люблинское воеводство
    • Мендзыжец-Подляски 19 на СЕВЕР: Бельск-Подляский, Белосток; на ЮГ: Радзынь-Подляский, Майданек, Жешув
    • Бяла-Подляска 811 на Константынув
    • Тересполь
    • МАПП Тересполь
    • Варшавский мост через Западный Буг

Республика Беларусь

  • Брестская область
    • М1 МАПП Варшавский мост
    • Брестская крепость
    • Брест
    • Тельмы-1
    • на Объездную г. Бреста
    • Тельмы 2
    • Брест
    • Мост через Мухавец (≈140 м.)
    • Федьковичи Р7 на Жабинку, Каменец
    • Объездная на (3 км.) Кобрин
    • E 85-М12 на СЕВЕР: Вильнюс (Лит.), Клайпеда (Лит.); на ЮГ: Тернополь (Ук.), Бухарест (Рум.), Бяла (Болг.), Александруполис (Грец.)
    • М10 на Мозырь, Гомель, Добруш
    • на Пружаны
    • на СЕВЕР: (2,7 км.) Берёза; на ЮГ: Дрогичин
    • Мост через Ясельду
    • на Белоозёрск, Дрогичин
    • Ивацевичи Р6 на Пинск, Столин
    • E 85-М11 на Бытень, Жировичи, Слоним, Лиду, Вильнюс (Лит.), Клайпеду (Лит.)
    • Мост через Щару
    • на Слуцк
    • на Слоним
    • Мост через Мышанку
    • Памятник Паровозу Эр-1033 у въезда в Барановичи
    • Барановичи
    • Р5 на Городище, Новогрудок
    • Монумент 90-летнему юбилею окончания Первой мировой войны, Дот Первой мировой войны у реки Щара
    • Мост через Щару у дер. Дубровно и кафе «Корчма»
    • Скульптура Зубра (знак въезда в Брестскую область) у дер. Дудичи
  • Минская область
    • Мост через Ушу (≈70 м.)
    • с. Островки
    • на СЕВЕР: Мир, Кореличи; на ЮГ: Городея, Несвиж
    • Мост через Неман
    • Р54 на СЕВЕР: Ивенец; на ЮГ: (3,7 км.) Столбцы, Несвиж
    • на (3 км.) Дзержинск
    • Р1 на Минск
    • Мост через Уссу
    • Р23 на (11 км.) Минск
    • Мост через Свислочь (≈105 м.)
    • М4 на СЕВЕР: (3 км.) Минск; на ЮГ: Могилёв
    • Дамба и мост через Петровичское водохранилище (≈265 м.)
    • М2 на СЕВЕР: Курган Славы, Минск; на ЮГ: Минск
    • на (2,3 км.) Смолевичи
    • на Жодино
    • на Борисов
    • Мост через Березину (≈237 м.)
    • Большая Ухолода
    • на Борисов
    • Крупки
    • Мост через Бобр
  • Витебская область
    • на Толочин
    • Мост через Адров у дер. Задровье
    • на Орша
    • Юрцево
    • E 95-М8 на СЕВЕР: Санкт-Петербург (РФ.), Псков (РФ.), Витебск; на ЮГ: Орша, Могилёв, Гомель, Чернигов (Ук.), Киев (Ук.), Одесса (Ук.) Самсун (Тур.)
    • Буда на Дубровно
    • Редьки
    • Шуховцы

Российская Федерация

  • Смоленская область
    • М1 МАПП Красная Горка (бывш.)
    • Комиссарово
    • Мост через Березину (≈130 м.)
    • Парули
    • Липово
    • Тверитино
    • А141 на Смоленск
    • Ермаки
    • Р133 на Демидов, Невель
    • Ольша
    • Дивасы
    • на Печерск, Смоленск-Северный, Смоленск
    • Природный источник
    • на Смоленск
    • А141 на Брянск
    • Бережняны
    • Р136
    • Каменка
    • Мост через Хмость
    • Мушковичи
    • Ярцево
    • Мост через Вопь в Ярцево
    • Суетово
    • Вышегор
    • Сафоново Р137 на Дорогобуж, Ельня
    • Мост через Вопец в Сафоново
    • Мост через Вержа в Храмцово (≈110 м.)
    • Мост через Днепр (≈260 м.)
    • Прудки
    • Чёрное
    • Мост через Новосёлку в Чепчугово
    • Обелиск ополченцам защищавшим Москву в 1941 г. на берегу Новсёлки в Чепчугово
    • Мост через Вязьму в Относово
    • Природный родник в Относово
    • Андрейково на (500 м.) Вязьму
    • Монумент танку Т-34-85 в Андрейково
    • Мост через Вязьму
    • Бородино Р134
    • Царёво-Займище
    • Памятник в честь принятия Кутузовым командования в Отечественной войне 1812 г.
    • Мост через Полишню
    • Рыбный рынок
    • Мост через Большую Гжать (≈100 м.)
    • на Гагарин
    • Мальцево
  • Московская область
    • Часовня в честь иконы Божьей матери (живоносный источник) у истока Москвы-реки
    • (1 км.) Шапкино, Замри-гора (самая высокая точка Московской области)
    • Монумент «Их было десять тысяч»
    • Уваровка
    • Дот Можайской линии обороны 1941 г.
    • Мост через Еленку
    • (1,4 км.) Можайск
    • Шаликово А100 (Можайское шоссе) на Можайск
    • Як-3, памятник лётчикам-защитникам Москвы
    • Дорохово А108 (Большое Московское кольцо) на Рузу, Волоколамск
    • Ляхово
    • А100 (Можайское шоссе)
    • Кубинка
    • Голицыно
    • А107 (бетонка, Московское малое кольцо)
    • Краснознаменск
    • на (1,3 км.) Жаворонки
    • Ликино
    • Лесной Городок на Толстопальцево
    • Одинцово
    • А100 (Можайское шоссе) у пос. Трёхгорка
    • Новоивановское
  • Москва
    • МКАД-ЗАПАД
    • E 101-М3 на Внуково, Калугу, Брянск, Киев (Ук.)
    • E 105-М2 на Тулу, Орёл, Харьков (Ук.), Симферополь, Ялту
    • E 115-М4 на Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск
    • Бесединские мосты через Москва-реку
  • Московская область
    • М5 Люберцы
    • Чкалово Лыткарино
    • Жилино Рязанское шоссе на Томилино, Люберцы, Москва
    • Октябрьский
    • Островцы
    • Памятный знак в честь переправы русских войск через р. Москву в походе на Мамая в 1380 г. в дер. Заозерье
    • Мост через Москва-реку (≈270 м.)
    • Чулково
    • Старое Рязанское шоссе на Бронницы
    • Бронницы А107 (бетонка, Московское малое кольцо) на Электросталь, Ногинск
    • Вохринка
    • Морозово
    • Старниково
    • Мост через Отра (≈32 м.)
    • Мост через Ольховку (≈30 м.) в Ульянино
    • Новотроицкое А108 (Большое Московское кольцо) на Воскресенск
    • Мост через Северку (≈60 м.)
    • на Коломну
    • Радужный
    • Мост через Москва-реку (≈387 м.)
    • Р115 на СЕВЕР: Егорьевск, на ЮГ: Коломна, Озёры, Кашира
    • Коробчеево
    • Мост через Оку (≈475 м.)
    • Мост через Чёрную (≈65 м.)
    • на Коломну
    • Луховицы
    • Памятник «Огурцу-кормильцу» в Луховицах
    • Мост через Мечу в с. Гавриловское
    • Мост через Ройку в дер. Калянинское
  • Рязанская область
    • Мост через Пилис в дер. Срезнево
    • Монумент с трактором в дер. Зеленинские Дворики
    • Авиабаза «Дягилево»
    • Рязань Р132 на Михайлов Р123 на Спас-Клепики
    • Турлатово (320 м.) Турлатово
    • Мост через Листвянку (≈30 м.) в дер. Александрово
    • Листвянка Протасово (340 м.)
    • Мост через Раку (≈30 м.)
    • Мост через Истью в дер. Каменка
    • Мост через Проню (≈220 м.)
    • Кирицы
    • Усадьба Фон Дервиза в Кирицах
    • Мост через Кирицу в Кирицах
    • Задубровье
    • Р125 на СЕВЕР: Шилово на ЮГ: Сапожок
    • Мост через Пару (≈80 м.)
    • Екатериновка
    • Путятино
    • Мост через Тырницу в дер. Караулово
    • Шацк Р124 на Сасово
    • Мост через Шачу в Шацке
    • Польное Конобеево
    • Мост через Цну в Ямбирно (≈320 м.)
    • Салтыково
    • Мост через Вад
  • Республика Мордовия
    • Умёт
    • Тёплый Стан
    • Зубова Поляна
    • Каргал
    • Мост через Чиуш
    • Р180 на Торбеево, Краснослободск, Саранск
  • Пензенская область
    • Спасск
    • Мост через Шелдаис в с. Дубровки
    • Кувак-Никольское
    • Нижний Ломов
    • Мост через Ломовку (≈130 м.)
    • Мост через Атмис (≈120 м.)
    • Вирга
    • Мост через Скачки в дер. Малая Хомяковка (≈57 м.)
    • Мост через Мокшу в с. Плёс (≈100 м.)
    • Мокшан
    • Зона отдыха «Пяша»
    • Р158 на Саратов
    • Пенза
    • Мост через Суру в Пензе (≈260 м.)
    • Чемодановка
    • Кижеватово
    • Трофимовка
    • Степановка
    • Городище
    • Мост через Юрловку в с. Архангельское
    • Чаадаевка
    • Мост через Суру
    • Нижняя Елюзань Петровск, Саратов
    • Мост через Кададу (≈200 м.)
    • Старый Кряжим
    • Махалино
    • Кузнецк
  • Ульяновская область
    • Николаевка
    • Мост через Ардовать в пос. Прасковьино
    • Мост через Сызранку в с. Свирино
    • Новоспасское
    • Мост через Томышёвку в с. Старое Томышово (≈90 м.)
    • Мост через Балашейку (по реке проходит граница областей)
  • Самарская область
    • Сызрань
    • Мост через Крымзу в Сызрани (≈55 м.)
    • А151 на Ульяновск, Чебоксары
    • на (600 м.) Авиабаза СВВАУЛ
    • Р227
    • на Октябрьск
    • Печёрское
    • Переволоки
    • на Жигули
    • Жигулёвск
    • Дамба на Жигулёвском гидроэлектроузле через Куйбышевское водохранилище (≈5,5 км.)
    • Тольятти
    • Мост через Курумоч
    • Курумоч
    • Р178 на Димитровград, Ульяновск, Саранск
    • Малая Царевщина
    • Мост через Сок (≈290 м.)
    • Московское шоссе на (9 км.) Самару
    • Мост через Сургут (≈240 м.) у памятника природы Серноводский Шихан
    • на Серноводск
    • Мост через Шунгут
    • Мост через Телегас
  • Оренбургская область
    • Р246 на ЮГ: Бугуруслан; на СЕВЕР: Бугульма
    • Мост через Малый Сок
  • Татарстан
    • Р239 на Бугульма, Казань
    • Мост через Ик
  • Республика Башкортостан
    • Октябрьский
    • Мост через Усень в с. Кендектамак
    • Кандрыкуль
    • Тюпкильды
    • Старые Богады
    • Мост через Чермасан в дер. Староамирово
    • Первомайский
    • Мост через Кармасан (≈190 м.)
    • Алкино
    • Уфа Р240 на Салават, Мелеуз
    • Мост через Белую в Уфе (≈390 м.)
    • Мост через Тауш (≈50 м.)
    • Мост через Сим в дер. Тикеево
  • Челябинская область
    • Сим
    • на Кропачёво
  • Республика Башкортостан
    • Мост через Большой Бердяш
  • Челябинская область
    • на (1 км.) Усть-Катав
    • Мост через Катав (≈120 м.)
    • Мост через Юрюзань (≈180 м.)
    • Юрюзань
    • Дамба и мост через Малосаткинское водохранилище (≈277 м.)
    • Р317 на Сатка, Бирск
    • на (4,2 км.) Златоуст
    • Перевал Уреньга (самое высокое место на трассе М5 «Урал», выс. 850 м.)
    • Мост через Ай
    • на (2,8 км.) Златоуст
    • на (2,2 км.) Миасс
    • на Чебаркуль, Уйское
    • Мост через Коелга в с. Травники
    • на Мисяш, Чебаркуль, Миасс
    • Тимирязевский
    • на Медведево, Бишкиль, Варламово
    • E 123-М36-AH7 (обход города Челябинска) на Костанай (Каз.), Караганду (Каз.), Шымкент (Каз.), Ташкент (Уз.), Душанбе (Тадж.), Кабул (Афг.), Кандагар (Афг.), Кветту (Пак.), Карачи (Пак.)
    • Челябинск
    • М51 Объездная Челябинска
    • Миасское Р330 на Шадринск
  • Курганская область
    • (1,5 км.) Щучье на Сафакулево
    • (1,7 км.) Шумиха Р328 на Целинное, Альменево
    • Мишкино
    • (570 м.) Юргамыш
    • (650 м.) Введенское
    • Курган Р354 на Екатеринбург
      • Район Большое Чаусово на Тюмень, Ишим (один из альтернативных маршрутов)
      • Курган
      • Мост через Тобол в Кургане (≈570 м.)
    • Варгаши
    • (1,7 км.) Макушино
    • Обутковское
    • Казаркино
    • Долгие
    • Частоозерье
  • Тюменская область
    • Бердюжье
    • Пеганово
    • Новолокти
  • Омская область
    • Омск-Центральный
    • Омск

Ссылки

  • Видео
    • N25 Трасса N25 в районе Уотерфорда (мост через Шур) Е30 на ирландском участке
    • Паромом Stena Express из Рослэр Европорт в Фишгард ~ Stena Europe из Фишгарда в Рослэр (HD-качество, 1080p)
    • M4 Трасса M4 в районе Суонси Е30 на британском участке (HD-качество, 720p)
    • M4 Трасса M4 под Лондоном участок лежащий немногим к западу от М25 (Лондонского кольца)
    • Паром Stena Hollandica, на линии Хук-ван-Холланд — Харвич Обстановка, развлечения и обслуживание на борту
    • A12 Трасса А12 от Гауды до Утрехта(состояние на 2012 год) Е30 на нидерландском участке(HD-качество, 1080p)
    • A12 Трасса А12 проходящая через Утрехт Е30 на нидерландском участке
    • A1 Трасса А1 от Хенгело до Апельдорна(состояние на 2012 год) Е30 на нидерландском участке(HD-качество, 1080p)
    • Е30: голландско-немецкая граница Погранпереход Олдензал — Бад-Бентхайм (HD-качество, 720p)
    • Трасса А2 от Ганновера до Бад-Энхаузена Е30 на немецком участке (HD-качество, 720p)
    • Е30: польско-немецкая граница Пересечение границы по мосту через р. Одер (HD-качество, 720p)
    • A2 Трасса А2 в районе г. Познань(состояние на 2012 год) Е30 на польском участке
    • Е30: российско-белорусская граница Пересечение границы и 1-й пункт оплаты проезда по платной дороге на белорусской стороне
    • М1 Трасса M1 на участке у дер. Ляхово (Моск. обл.) Общее представление о данном участке в целом
    • М5 Трасса М5 в Московской области Е30 при выезде из г. Луховицы во время августовских пожаров 2010 г.
    • М5 Трасса М5 «Урал» Е30 в районе Уральских гор (HD-качество, 720p)
  • Прочее
    • Мониторинг автомобильных пробок в реальном времени на дорогах Великобритании (англ.) на сайте департамента транспорта Англии
    • Карта-схема трассы М5 «Урал»

Международные автомобильные маршруты в России

Европейские маршруты

Азиатские маршруты

Город Гёрлиц, по которому прошла немецко-польская граница

7 сентября 2018, 21:10 Гёрлиц, Германия, Граница, Згожелец, Польша, Путешествие

Друзья! Сегодня я отправляюсь на самый восток Германии, в городок Görlitz на польской границе. Именно он был разделен после Второй мировой войны между ГДР и советской Польшей. Сегодня немецкий Görlitz и польский Zgorzelec это два отдельных города в двух разных странах, хоть и не имеющих границы друг между другом.

Мы сравним архитектуру и городское устройство, посмотрим достопримечательности и общественные пространства, постараемся понять, какой культурный код имеют эти города через 73 года после разделения и через 28 лет после краха советского военно-политического блока.

Для начала немного истории, без которой мой сегодняшний рассказ оказался бы неполным.

Все мы помним, что в 1945 году Германия потерпела поражение. На всех территориях, до которых успели дойти советские войска, СССР начал создавать марионеточные про-советские режимы и нарезать новые государственные границы. Польша получила новую реинкарнацию в виде советской Польши, но вопрос о ее границах стоял наиболее остро.

Польша теряла огромные территории, занятые в 1939 году СССР, но «взамен» получала часть территорий разгромленной Германии, а именно Pommern, Niederschlesien, часть Brandenburg и часть восточной Ostpreußen. Польско-немецкая граница была сдвинута примерно 500 км на запад и была названа «Oder-Neiße-Grenze», по названию двух рек, которые судьбоносно разделяли немецкие исторические земли.

ГДР и ФРГ юридически оформились как государства в 1949 году, ГДР признала границу с Польшей сразу же, в 1950 году, а ФРГ не признавала ее вплоть до 1970 года.

Город Görlitz, разделенный той самой рекой Neiße, оказался разделенным между двумя государствами. Из польской части, получившей название Zgorzelec, выселили всех немцев, переселив их в ГДР. Такая же участь постигла вообще всех немцев, оказавшихся в новых границах Польши. Их быстро заменили поляками и греческими коммунистами-беженцами, проигравшими советизацию Греции. Немецкие названия населенных пунктов на новых польских территориях перевели на польский или адаптировалии. Так, Danzig стал Gdańsk, Breslau – Wrocław, Grünberg — Zielona Góra и т.д.

Дальше были десятилетия холодной войны, подписание Варшавского договора, советский строй до конца 1980-х годов. Что же происходит в Görlitz и Zgorzelec сегодня, когда границ внутри Европы нет?

01. Görlitz мало чем отличается от обычных германских небольших городов, но считается одним из самых красивых городов Германии. В нем живет всего лишь 54 тысячи человек. Приятная германская глубинка с пешеходными улицами, трамваями, старинной архитектурой, историческими отелями и уютной атмосферой.

В 1990 году он был в ужасном виде, как и вся бывшая территория ГДР. Фасады зданий не ремонтировались десятилетиями (финансирование на это не выделялось), вместо развития была деградация. За 28 лет город отреновировали и теперь он мало чем отличается от западногерманских городов.

02. Непревзойденной частью немецкого уюта являются чистые аккуратные фасады. В каждой мелочи чувствуется подчеркнутая рациональность, присущая Германии и Западной Европе. Технологические процессы обслуживания зданий идеально отлажены, этим занимаются специальные фирмы, имеющие договоры с общинами местных жителей.

03. Оцените, насколько древним является город! На фото башня Frauenturm (так же известная как Fat Tower) и площадь Marienplatz. Башня построена в 1250 году, несколько раз перестраивалась, но не потеряла исторического вида.

04. А вот уже раритет из недавнего прошлого – настоящий Trabant из ГДР. Редко, но такие все еще можно увидеть в Германии.

05. Первые этажи большинства зданий занимает бизнес. Но нет никакой рекламы и броских табличек. Вмешательство в фасады минимально. Только посмотрите, как строго смотрится вывеска Deutsche Bank.

06. Фонтаны, зелень, западноевропейский уют. И еще один банк с аккуратной вывеской, которая едва различима на фасаде здания. Ведь первое, что должно бросаться в глаза прохожему – это архитектура. Броские вывески совершенно необязательны и, более того, вредны для ткани исторического пространства.

К сожалению, многие коммерческие площади на первых этажах уже годами закрыты с вывеской «сдается» — молодые люди едут отсюда в большие города за возможностями, мало кто хочет жить в таком небольшом городке. Сдаются и кваритиры — если в Берлине и других привлекательных городах жилья не хватает, то тут предложения больше, чем спроса.

07. Вот так выглядит обычный подъезд в Görlitz. Это могут быть либо исторические двери, либо эквивалентные оригинальным, воссозданные по фотографиям и историческим чертежам здания. Никто их не крадет, не сдает в цветмет, не заменяет на металлическое глухое убожество. В Германии такое попросту невозможно.

08. Вместо номеров квартир – имена жильцов. В Германии и вообще в Западной Европе никого этим не удивишь, просто так принято. Люди не скрывают своих имен.

09. В этом фото прекрасно все: простая и понятная табличка навигации, идеально вписывающиеся в исторический ансамбль окна, красивый фасад здания. Кирпичик к кирпичику с математической точностью. Немецкий дух кроется именно в таких мелочах.

10. Чувствуется отношение горожан к месту, в котором они живут. Нет никакой «инициативы сверху», чтобы немцы срочно занялись озеленением своих окон, а они занимаются. Просто жители любят свой город и стремятся к красоте и уюту.

11. В городе много довоенной брусчатки. Еще в начале XX века в Германии существовали технологии, позволяющие укладывать брусчатку так, чтобы она могла прослужить долгие десятилетия практически без ремонта. Ее можно увидеть по всей Германии, она есть в восточных районах Польши и до сих пор сохранилась в Калининградской области России. Почему-то не развалилась через сезон после укладки, и ее не нужно перекладывать каждый год.

12. Но в Görlitz можно оказаться и совсем в других районах, где многие здания с военных времен стоят заброшенными. В 1945 году собственники бежали от наступающей советской армии, город умолк. Кто остался, мог быть арестован или просто выселен. Конечно, советское правительство ГДР не спешило поддерживать здания в надлежащем состоянии.

13. Очень грустно видеть эти классические немецкие торговые лавочки, которые функционировали вплоть до конца Второй мировой. В отличие от богатых городов ФРГ, Görlitz был частью советской ГДР, где было запрещено частное предпринимательство, являвшееся основой хозяйственной деятельности немцев целыми поколениями. Интересно, что даже старые, довоенные надписи на домах еще видны.

С момента объединения Германии в 1990 году, все права жителям ГДР были возвращены. Были приняты и законы о рестуции, в рамках которых прежние собственники и их потомки получили возможность восстановить утраченные права на имущество. Но где их всех сегодня найдешь, да и остался ли кто в живых?

14. Конечно, все потихоньку решается. Невостребованные площади берутся на баланс города и позднее продаются новым собственникам под условие привести здания в порядок. В итоге на улицах все перемешалось. Но моим наблюдениям, в Германии может быть лишь две ситуации: либо здание будет развалиной, отреставрировать которую пока просто не дошли руки, либо будет выглядеть великолепно.

15. Предприятие, занимающееся поставкой электричества жителям города. Весьма скромное, но со своим колоритом.

16. Уличные кафе являются доминантой общественного пространства в любом развитом городе. Такие активности очень важны, они наполняют улицы жизнью. В Германии нет городов, где не развивалось бы мелкое предпринимательство в виде уличных кафе, ресторанов и баров.

17. В Görlitz очень много отелей. Большинство из них исторические с особой культурой и традициями. Лишь советское ГДР-овское безвременье с запретом на частный бизнес оказалось для отелей роковым, когда их традиции прервались на 45 лет. К счастью, большинство владельцев сумело сохранить предпринимательское наследие в ФРГ, а после 1990 года восстановить утраченные права на оставшиеся в ГДР активы.

18. Отель Frenzelhof на площади Untermarkt – величественное здание XV века. Башня с часами построена в 1524 году и являлась частью целого исторического комплекса, в котором и концертные залы, и рестораны, и места для культурного досуга.

19. Повсюду сохранены старинные двери и витражи. Если что-то из оформления за годы ГДР-овской власти было безвозвратно утрачено, то к восстановлению деталей подходят максимально скрупулезно, используя старые фотографии и чертежи.

Посмотрим же теперь, как выглядит польский Zgorzelec, который до 1945 года был восточной частью немецкого Görlitz.

20. С немецкой стороны высится большой собор в готическом стиле, построенный в 1230 году. Он повидал восемь столетий истории одного народа, которые однажды оборвались границей, прошедшей буквально под окнами.

21. Всего каких-то 80 метров, и оказываешься уже в Польше. Сегодня Европа не имеет границ, проход абсолютно свободный, внешне даже непонятно, что ты идешь в другую страну. В 2007 году Польша вошла в Шенгенскую зону, 21 декабря 2007 паспортный контроль между Германией и Польшей был ликвидирован. Обладатели паспортов Европейского союза могут не просто безгранично путешествовать в его пределах , но и беспрепятственно выбирать любую понравившуюся страну для жизни, учебы и работы. В советское же время территории Польши и ГДР были в равной степени недосягаемы жителям противоположных стран.

Все дело в том, что граждане союзных СССР советских стран фактически были заперты в своих государствах. Этот парадокс мне до сих пор не понятен. Даже чтобы посетить союзные по военно-политическому блоку государства, их жителям приходилось получать выездные и въездные визы, проходить процедуры длительных и унизительных проверок по партийным линиям. Хотя в Западном блоке все границы были всегда открыты и имела место полная свобода передвижений. Граждане западноевропейских стран в 1970-е даже в США летали без виз.

22. На первый взгляд может показаться, что за мостом точно такие же домики и ничем не отличающиеся районы, просто населенные преимущественно не немцами, а поляками. И что вообще сегодня Görlitz един, как и в давние времена.

23. И тут вдруг понимаешь: что-то не так. Это не Германия, ощущения от Zgorzelec совсем иные, при чем картина складывается не только из мелочей.

24. Здесь действительно можно увидеть уютную европейскую улочку, оказавшись на которой даже ней поймешь, в какой стране Европы находишься. Чисто, прибрано, приятно, обустроено с любовью местных жителей.

25. Но вдруг оглядываешься и видишь вот такой кошмар. О да! СССР не просто так ставил стратегической целью заселить Zgorzelec не-немецким населением, а делал это любой ценой, строя серые панельные муравейники и разрывая историческое пространство. Остается радоваться, что в ГДР-овские времена судьба быть застроенным таким убожеством Görlitz миновала.

В таких районах формируется негативная социальная среда, сильно отличающаяся от здоровых городов. И сегодня, спустя 28 лет после падения советских режимов, полученный в этих условиях менталитет очень плохо поддается изменениям. Сколько же еще десятилетий потребуется?

26. Вот лишь явный пример неправильного менталитета на современный лад: зачем нужна куча спутниковых тарелок, направленных под одним углом? Ведь они направлены на один спутник! Если договориться с соседями, то можно поставить одну тарелку на крышу в укромное место (не портя фасад здания) и подключиться всем вместе к ней. Но нет, советский человек, русский он, беларус или поляк, никогда не будет таким заниматься.

27. Ужасные районы, от них веет депрессивностью. После уютной Германии вдруг оказаться посередине московского Митино для меня абсолютный культурный шок в негативном смысле. Но в общем и целом, здесь намного лучше, чем в России. Хотя бы тем, что из Митино нельзя перейти по мосту и оказаться в Германии.

28. И все же, это не Россия и не Беларусь. Менталитет во многом отличается. Поляки иногда сами облагораживают панельные дома в индивидуальном порядке, но вскоре и до них дойдет плановая реновация. Приятно видеть на балконах много зелени и цветов, столы и стульчики. Ведь сам по себе балкон – это место для отдыха, а никак не дополнительная кладовка для мусора, рухляди и сломанных лыж.

29. Что еще тут добавить? Большое «спасибо» СССР за то, что повсюду изуродовал исторические пространства своими серыми многоэтажными муравейниками. И в Германии такого «добра» хватает сполна. Уже 28 лет, как Германия едина, а все это бетонное наследие по-прежнему лежит тяжелым бременем на любых районах страны, которым не повезло однажды оказаться в ГДР. В Польше ситуация еще более плачевная.

30. Попадаются и очень уютные уголки. Развитие получает любое место, оказавшееся в руках собственника, который будет обслуживать его, любить и заботиться. Среди поляков таких людей тоже немало.

31. Но многие старинные немецкие здания имеют удручающий вид. Власти советской Польши использовали немецкие усадьбы под овощебазы, помещения для скота и другие сельскохозяйственные нужды. Могли и однажды заселить сюда 3-5 польских семей, а потом выселить, «даровав» квартиры в муравейниках. Наверное, немцам очень тяжело смотреть на то, как разрушается их историческое наследие. Хотя это всего лишь Польша, гораздо страшнее ситуация в Калининградской области России.

Кстати, восстановить права на утраченное в 1945 году имущество, оставшееся на отторгнутой советской Польшей территории, немцы в большинстве случаев не могут. Законы о рестуции на такую ситуацию не распространяются, так как это поставило бы под удар больше половины жителей западной Польши, ведь они по-прежнему проживают в домах, из которых СССР выселило всех немцев в ГДР.

Так что, для желающих вновь обрести принадлежавшую ранее семье недвижимость, остается лишь один вариант: заново выкупить, договорившись с современными владельцами, если таковые имеются.

32. Когда-то и в этих многоквартирных домах жили немцы. Весь немецкий народ понес коллективную ответственность за Вторую мировую войну, но на мой взгляд, наказание оказалось ужасным и чрезвычайно суровым. Насильственное перемещение людей не может быть ничем оправдано. Ведь именно этим активно занималась Германия под управлением Гитлера, в том числе за это она была осуждена. Мудрым решением было бы не отвечать на зло еще большим злом – отмщением.

Даже если советская Польша получила от Германии ряд территорий как компенсацию за 1939 год, что мешало оставить простые немецкие семьи спокойно жить на своей земле? Они просто были бы немцами, проживающими в Польше. Парадокс, но и «победившие» поляки оказались лишь заложниками и марионетками в руках СССР, достаточно вспомнить их судьбу в Западной Украине и Беларуси. Зачем нужно было всех выселять и переселять? Те поляки тоже могли бы быть просто поляками, живущими в Украине и Беларуси.

Сторонники СССР найдут на эти вопросы сотню «объяснений», но правда одна: никакие объяснения не способны оправдать насильственное перемещение каждого отдельного человек из места, где он живет и владеет собственностью.

33. Кстати, в отличие от немецких городов, где на домофонах и почтовых ящиках написаны имена, в польских используются обезличенные номера квартир. Домофоны такие же, как в России и Беларуси. Это не только в Zgorzelec так, а везде в Польше.

34. В центре польского Zgorzelec тоже все гораздо беднее, чем в немецком Görlitz. Над улицами предстоит еще очень много работы. С момента вступления в Европейский союз Польша стала стремительно преображаться, изменения коснулись в первую очередь Варшавы и крупных городов, но не происходят быстро в периферийных городах — деградация за время советского периода истории была очень сильной.

Когда идешь по главной улице, на пути почему-то нет ни одного кафе, хотя найдется как минимум три парикмахерских. Почему так? Непонятно. Ведь на главной улице как раз и должны быть кафе, бары, интересные магазины.

Люди тоже совсем другие. Это не Варшава, а польская глубинка. На улицах много алкоголиков, сидящих на стульчиках и громко говорящих на польском. Это типичная реальность в бывших советских странах Варшавского договора — «оказывшиеся ненужными» люди начинали спиваться. В какой-то момент они потеряли работу и вместо того, чтобы получить новое образование, открыть свой бизнес, найти себя если не в Польше, то где-нибудь в Норвегии (где даже водитель автобуса получает хорошую зарплату), или поехать в Австралию на working holidays, просто спились.

35. Повсюду польские флаги. Почему-то и сегодня полякам очень важно подчеркнуть, что город – польский. На немецкой части я не видел ни одного флага, зато у поляков их хоть отбавляй. Поляки на подсознательном уровне продолжают гордиться тем, что восточная часть Görlitz принадлежит им. Хотя неплохо бы для начала сделать ее не хуже западной?

36. Многие поляки это понимают, но советская инерция в менталитете дает о себе знать. Отсюда псевдо-патриотизм, флаги и поверхностное отношение к городской среде, выливающееся в обилие неуместной рекламы и отсутствие качественных общественных пространств.

37. А вот и Германия на соседнем берегу. Граница, которой формально уже не существует, ментально чувствуется и будет чувствоваться еще не одно десятилетие.

На мой скромный взгляд, поездка в Görlitz и Zgorzelec оказалась очень знаковой. Эти два города, как никакие другие, заставляют задуматься о трагичной истории, ее последствиях о стремлениях разных народов ее преодолеть в меру собственных сил и исторической мудрости.

Город Гёрлиц, разделенный границей: слева — Германия, справа — Польша

Зимой 1945 года стремительно отступающие немецкие войска взорвали мосты через реки Нейсе и Одер, чтобы сдержать наступающую Красную армию. Сами того не ведая, немцы тем самым определили будущую границу между ГДР и Польши, потеряв не только значительные территории к востоку, но и «разрезав» пополам города Гёрлиц, Губин, Франкфурт-на-Одере и Кюстрин. Все эти города располагались по берегам Одера и по итогам Ялтинской конференции граница Польши прошла как раз по реке, в результате чего все что было по правому берегу стало польским. Именно такая судьба постигла старинный Гёрлиц, чья восточная часть получила название Згоржелец в составе Польши. С 1945 по 2007 год речка Нейсе являлась охраняемой границей, а затем Польша вступила в Шенген и теперь город технически воссоединился. Сегодня я приехал в этот двойной город, чтобы посмотреть, как тут люди живут с видом на соседнее государство. Итак, справа — Польша, слева — Германия.
Вот так Гёрлиц-Згоржелец выглядит на Google Earth, его связывают два моста, один из которых исключительно пешеходный, а второй и автомобильный и пешеходный —
Наша гостиница как раз на берегу реки, на втором этаже, прямо над машиной и с видом на Германию —
Местные жители рассказывают, что в коммунистическую эпоху и даже несмотря на то, что ГДР и Польша были дружественнми государствами входившими в советский блок, свободного доступа к пограничной реке не было. В этих домах проживали лишь те, кто имел специальный пропуск в пограничную зону. А пост полиции располагался примерно в километре от реки, прямо посреди города и миновать его без спецпропуска было нельзя. Такая же схема была и в ГДР.
Сегодня граница не ощущается вовсе, в особенности когда идешь через новенький пешеходный мост —
Вид с моста на речку Нейсе. Германия справа, равно как и островок на реке тоже является немецким —
Вид из Германии на польский Згоржелец —
Спальные районы Згоржельца видны отовсюду в Гёрлице —
Гёрлиц относительно мало пострадал во время войны, ну, по-немецким меркам «мало». Он был разрушен всего наполовину. Другое дело, что власти ГДР не особенно вкладывались в восстановление и вплоть до обьединения Германии он стоял частично разрушенный, а частично заброшенный. Чем-то напоминая тот же Черняховск в Калининградской области. После обьединения Германии средства стали поступать рекой и город стал меняться к лучшему —
Но работы еще много, заброшенные дома встречатся часто —
Как уже говорилось, власти ГДР не вкладывались в реставрацию, а в лучшем случае разрушали поврежденные здания и строили на их месте обычные «хрущовки», вроде вот таких —
…а в худшем случае вовсе не делали ничего, оставляя все как есть, см. дом справа —
…или здесь —
Примерно так выглядил весь старый Гёрлиц каких-то 25 лет назад, как это здание справа —
Пройдет совсем немного времени и рука реставраторов доберется и сюда —
И весь Герлиц превратится в конфетку —
Как мы уже говорили, Гёрлиц и Згоржелец связывают два моста, пешеходный и автомобильный. Первый я вам показывал в самом начале, а вот автомобольный, где до 2007 года размещался погранпункт и таможня между Польшей и Германией. Впрочем, таможню сняли еще в 2004 в связи с вступением Польши в ЕС —
Топаем через мост назад в Польшу —
Не могу понять, почему в Польше сигареты дешевле, чем в Германии при едином рынке и открытой границе? Но немцы толпами ходят через мост за сигаретами и водкой. Парадокс —
В Згорржельце денег явно меньше, чем в Гёрлице и это заметно по состоянию зданий —
Гуляя по городам-близнецам, отметил интересную особенность: в Згоржельце проблема поесть, очень мало кафе и ресторанов. Зато в Гёрлице «едальни» на каждом углу. Но у меня не было и в мыслях ужинать в Германии, там же все дороже! Равно как и отель искать на той стороне не собирался. Нет, я правда не могу понять, как вся эта система работает. Ведь у немцев отели вдвое дороже и вам стоит пять минут прогуляться через мост в Згоржелец, чтобы получить прекрасный отель за копейки. Но как-то немецкие отели не разоряются и держат высокие тарифы. Тоже самое и с ресторанами. Перешел через мост и… все в полтора-два раза дешевле. Из интереса спросил хозяев милой кафешки в Згоржельце, ходят ли к ним немцы? Ходят, но очень редко, ответили те.
Уже возвращаясь в отель после ужина, встретили быдловатую местную молодежь в сильном подпитии. Уж не знаю каким образом меня можно принять за немца, но те крикнули «Айн-цвай-драй, фак Дойчланд!».
Да, толп арабских беженцев не встретил. В этих краях народ простой и относительно бедный, гуманизмом не отличается, могут и в морду дать. Беженцев любят и ждут Мюнхен, Гамбург, Вена, Стокгольм и Копенгаген.
А еще мне Гёрлиц-Згоржелец очень напомнил разделенный между Россией и Эстонией Ивангород-Нарва.
p.s Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*