admin / 27.05.2018

Как расположить колонки 5.1

Как разместить акустическую систему и домашний кинотеатр

Как часто бывает: приходит человек в магазин за акустической системой, слушает несколько вариантов, приходит в восторг, отдает внушительную сумму… а на следующий день возвращается с нахмуренной бровью: мол, не играет! В магазине, значит, играло, а дома не играет. Наверное, брак. Давайте поменяем. Но зачастую проблема не в акустике. Проблема в том, куда эту акустику поставили.

Великолепный, кристально чистый звук, о котором мечтает каждый меломан, – это вещь, которая существует не сама по себе. Звуковая картина – всегда компромисс между акустической системой и местом для прослушивания. В конце концов, помещение напрямую влияет на качество и характер звучания любой акустики. Вы можете купить самую дорогую в мире HI-END систему, но стоит только поместить ее в маленькую квадратную комнату с голыми стенами – и цена больше не будет иметь значения. И если аппаратуру, в принципе, всегда можно заменить, то с комнатой все гораздо сложнее.

Более того, если место для телевизора или холодильника определяется почти сразу, то об АС почему-то вспоминают в самую последнюю очередь. Итог очевиден: ее нередко загоняют в самый угол по принципу «где осталось место». Увы, но с таким подходом АС ответит вам всем полным калибром нежелательных звуковых явлений из учебника по физики, будь то резкие подъемы и провалы частот, гул, порхающее эхо и т.д. Так что правило №1: оптимальное расположение колонок требует тонкого математического расчета и почти всегда идет вразрез с тем, что ваша вторая половина назовет нормой дизайна или здравым смыслом.

Немного теории

В идеале помещение для прослушивания музыки адаптируют еще на стадии капитального ремонта, позвав опытного специалиста, а акустическую систему подбирают, исходя из параметров пространства. Однако мы будем исходить из упрощенного варианта, в котором комната со всей сложившейся отделкой, интерьером и мебелью выступает как данность и наша цель – интегрировать в нее акустику с минимальными изменениями и перестановками.

Итак, базовое правило расстановки АС: аппаратура должна располагаться в акустически мертвой зоне с низким уровнем реверберации, которая занимает примерно 30% пространства. Затем следует очень живая зона с предметами, которые рассеивают звук.

Чтобы узнать уровень реверберации, просто громко хлопните в ладоши. Если эхо громкое, звонкое и продолжительное, то помещение акустически живое. Если же хлопок затухает чуть ли не сразу, как появляется, – комната переглушена.

Самый простой способ заглушить область вокруг акустической системы – положить перед ней ковер на полу, чем толще, тем лучше. Для заглушения боковых стен, используйте специальные звукопоглощающие панели на местах отражения звука. Если же панели в ваши планы пока не входят, можно как минимум переместить в это место мягкие кресла, плотные портьеры, книжный шкаф, цветы, статуи и т.д.

Так или иначе, в помещении для прослушивания нежелательны:

  • голые стены и полы, незанавешенные окна, открытые двери;
  • гипсокартон, который поглощает басы и отражает высокие и средние частоты с неприятными помехами;
  • стекло, в том числе стеклянные двери, шкафы со стеклянными дверцами и полки с посудой.

Подсказка: для того чтобы найти лучшее местоположение для акустики, используйте метод четных и нечетных сечений – колонки должны располагаться на пересечениях разметки. Места отражения звука легко найти, приложив зеркало к стене и перемещая его до тех пор, пока потенциальный слушатель на диване не увидит в нем отражение колонок. А если вы настроены серьезно, то можете воспользоваться акустическим калькулятором.

Расставляем колонки музыкальной акустической системы

Все помещения разные. И все акустические системы тоже. Универсального рецепта, как разместить акустику, «чтобы звучало», нет, тем более, чем дороже система, тем более она требовательна к тому, куда ее поставят. Поэтому перед установкой обязательно прочитайте инструкцию с рекомендациями от производителя, ведь люди, которые разработали вашу АС, лучше всех знают, как добиться от нее того самого великолепного, кристально чистого звука.

Еще одна важная вещь – не пренебрегайте методом эксперимента. Любая рекомендация является лишь отправной точкой для начала экспериментов, а дальше к делу подключаются ваши вкусы и предпочтения. Пробуйте, слушайте, меняйте расположение и пробуйте еще раз, чтобы найти звучание, которое цепляет именно вас. Ведь самое главное, чтобы выбранная вами система доставляла восторг и эйфорию!

Тем не менее, есть основные правила установки акустической системы, которые нужно помнить:

  • колонки и место слушателя (пусть это будет условный диван) должны быть установлены симметрично относительно друг друга и боковых стен и в идеале образовывать равносторонний треугольник. В хороших системах даже отклонение в пару сантиметров очень заметно на слух;
  • отодвиньте колонки от задней стены как минимум на 35 см, особенно если на нее направлены фазоинверторы. Таким образом вы сделаете звук более глубоким, сможете избежать зажимания низких частот и приготовите красивые разборчивые басы;
  • также отодвиньте колонки от боковых стен, чтобы избежать ранних отражений и стоячих волн. И от углов, чтобы избавиться от нудного раздражающего гула. Оптимальный вариант – соблюдение принципа золотого сечения и соотношение 1:1,62 относительно стен. Если же гул не исчезает, можно поставить в углах акустически ловушки, поглощающие звук;
  • чтобы определить расстояние между колонками, установите их на расстоянии ~2 м друг от друга, запустите вокал и слушайте, достаточно ли сфокусирован звук. Вы можете двигать колонки до тех пор, пока звук не будет казаться разбросанным. Кроме того, чем меньше расстояние между колонками, тем ярче верхние басы и слабее глубокие низы;
  • колонки должны смотреть прямо на слушателя. Разработчики тестируют аппаратуру именно в таком положении излучателей, поэтому любые отклонения дают искажение картины;
  • в 2-полосной системе колонки должны находиться чуть выше ушей слушателя, на условной линии между ВЧ и сабвуфером, в 3-полосной – между ВЧ и СЧ. Слишком низкое расположение сужает динамический диапазон;
  • если вам кажется, что звук приходит не по центру, а с какой-то одной стороны, попробуйте отодвинуть одну из колонок назад.

Ставим сабвуфер

После того как вы подсоединили и настроили многоканальную систему, можно взяться за настройку сабвуфера. Почему только сейчас? Потому что низкие частоты являются однонаправленными: чем ниже звук – тем меньше направленность его распространения. Другими словами, человеческое ухо не способно улавливать, где находится источник басов.

Местоположение сабвуфера напрямую зависит помещения и определяется чисто на слух. Часто используют такой метод: саб сажают на диван, на котором будет сидеть слушатель, а вы перемещаетесь на четвереньки и ползаете вдоль всей комнаты в поисках места, где низкие частоты будут звучать лучше всего. Туда в итоге и перемещаем аппаратуру.

Кроме того, не забывайте:

  • чем ближе сабвуфер к углам – тем больше того самого неуправляемого гула. Поэтому лучше располагать его в передней части комнаты, вдали от стен, углов и других источников отражения звука;
  • если сабвуферов два, то чаще всего их ставят в передней части комнаты, симметрично относительно зрителя. Однако иногда лучше поставить один саб спереди, а другой сзади, прямо за зрителем. В общем, слушайте и пробуйте!

Сажаем слушателя

Как мы уже говорили, слушатель вместе с диваном должны находиться точно посередине между акустической системой, в воображаемой вершине нашего воображаемого треугольника. При этом, не стоит зажимать слушателя затылком в стену – лучше, если между диваном и задней стеной останется как минимум 30-90 см.

  • Кстати, сзади желательно заглушить звук: программа минимум – мягкие подушки на спинке дивана, но лучше, если с тыла вас прикроет плотный тканый гобелен.

Другая распространенная ошибка – садиться слишком далеко от акустики. Дело в том, что чем дальше вы сидите, тем больше пространство воздействует на звук, особенно на высоких и средних частотах. Если же информация от колонок придет первой, то большинство искажений и отражений придет позже и на меньшей громкости – и мозг их честно проигнорирует.

  • Впрочем, садиться слишком близко тоже не стоит – звук не успеет оформиться в полноценную картину.

Правильное размещение системы домашнего кинотеатра 5.1 и 7.1

Как правило, в акустике для домашнего кинотеатра требования к чистоте звуковой картины несколько ниже, чем в музыкальных системах. Поэтому самое главное, к чему мы стремимся, – расставить источники звука таким образом, чтобы обеспечить добротное объемное звучание и достигнуть эффекта присутствия.

Для начала попробуйте выстроить воображаемую окружность, где центр – это наш любимый диван, а радиус – расстояние от дивана до экрана. При самом идеальном раскладе, колонки должны располагаться на одинаковом расстоянии от центра, под определенным градусом относительно зрителя и смотреть прямо на вас.

  • Передние колонки располагаем почти по тому же принципу, что и стереосистему, – каждая из них должна находиться примерно в 30 градусах относительно центра экрана, ВЧ на уровне ушей, когда вы сидите.
  • В системе 5.1 тыловые колонки ставим сбоку или чуть позади зрителя, то есть под углом около 90-110 градусов от центра экрана. В системе 7.1 боковые колонки ставим строго справа и слева от зрителя, тыловые – позади, в 30-45 градусах от боковых.
  • Центральный канал – параллельно дивану, выше или ниже экрана. Если есть возможность, можете попробовать наклонить его, чтобы звук был более направленный.
  • Диван, как мы помним, стоит в центре инсталляции, на расстоянии хотя бы 1 м от задней стены. Если же диван ну никак получается отодвинуть от стены, то тыловые колонки придется подвесить сверху и чуть наклонить, как в залах кинотеатров.

К сожалению, в гостиной, помимо домашнего кинотеатра, зачастую приходится также держать мебель и другие источники резонансов. Поэтому не стоит скидывать со счетов автоматическую калибровку системы: расположите измерительный микрофон на месте прослушивания, желательно на уровне головы – и электроника сама скорректирует небольшие отклонения.

Как расставить колонки в комнате?

Мало что может сравниться с по-настоящему качественным и глубоким звуком хорошей аудиосистемы. Но секрет звука таится не только в громкости и параметрах колонок, а еще и в том, как именно они расположены. Современные аудиосистемы расставить совсем не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Достаточно понимать природу и специфику аудиоволн. Для того, чтобы у вас не возникло проблем с колонками, мы решили воспользоваться советами профессионалов в области аудио систем, и подобрать рекомендации, которые помогут вам добиться идеальной акустики в помещении.

Итак, начнем с того, что расположение динамиков в комнате во многом зависит от самих динамиков. Учтите, что они бывают различными по форме, характеристикам и размерам. Сегодня вы можете приобрести стерео устройство с ресивером или без, вы можете выбрать конфигурацию с сабвуфером, или подобрать одну колонку, которая несмотря на свой размер, окажется громкой и с мощным басом. Именно поэтому мы рассмотрим все распространенные типы колонок и выясним, как именно их лучше всего разместить. А вам останется только последовать инструкции и наслаждаться качественным звуком.

  1. Учитывайте все с самого начала

Разумеется, перед тем, как вы приобрели аудиосистему, вы позаботились о том, где именно собираетесь ее расположить. В идеале, учитывать здесь нужно и размер помещения, и высоту потолков. Вероятнее всего, никто не обставляет гостиную с учетом самой навороченной конфигурации 7.1.2, но это не беда, и все можно исправить.

Для начала отметим, что правильно установленные колонки позволяют аудиоволнам свободно перемещаться, не отражаясь от поверхностей. Чем больше поверхностей, тем больше отражение и, как следствие, искажение звука. Поэтому минимализм и большое количество голых стен или панорамные окна совсем не товарищи насыщенному звуку. Однако, это вовсе не значит, что необходимо устраивать перестановку, ведь все можно сгладить при помощи сбалансированного расположения и некоторых программ, предназначенных для калибровки звука.

А вот если вы только начинаете ремонт и сразу рассматриваете размещение динамиков, тогда самое время учесть их размещение в проекте.

  1. Правильный динамик для комнаты

Важно не только иметь правильную комнату для колонок, но и наоборот — выбрать подходящую колонку для помещения. Если комната небольшая, совершенно точно не стоит брать крупную колонку. Все упирается в личные предпочтения, но стоит отметить, что современные производители практически обманывают физику с помощью DSP или цифровой обработки сигналов. Иными словами, в идеальных условиях у вас имеется два динамика, левый и правый, соответственно расположены они симметрично слева и справа. DSP позволяет обработать звук так, что даже одна колонка сможет создать аналогичный эффект. Для маленького помещения это очень удобно, поскольку звук не перемещается далеко и отражается быстрее.

Если вы пользуетесь одним динамиком, размещать его необходимо прямо, направляя на то место, откуда вы планируете его слушать. Именно с таким расчетом внутри него обрабатывается и выводится звук. В данном случае, эффективнее всего использовать небольшое устройство, так чтобы вы могли переставить его в зависимости от того, где находитесь.

Та же технология DSP используется в конфигурациях с несколькими динамиками, пусть она в таких случаях не принципиально важна, но она помогает сбалансировать и откалибровать звук при необходимости. В идеальных условиях этого делать не придется, но всегда необходимо делать поправку на специфику помещения.

  1. Расположение динамика в углу

Очень распространенный выбор — поставить один или несколько динамиков в угол, на деле является спорным решением. Большинство профессионалов не рекомендуют так делать, но есть и исключение. Если вам необходимо увеличить бас в аудиосистеме, то такое расположение станет весьма оправданным. Если говорить о причинах, когда спикер повернут из угла, звук отражается в том числе и от окружающих его стен. Поскольку стены находятся поблизости, при таком небольшом расстоянии, звуковые волны движутся одновременно и в одном направлении. Если вы ставите большой динамик в угол, бас становится громче, как и общий звук, но в целом, теряется объемность звучания. Ну а поставив в угол маленький динамик, вы попросту теряете его звук из общего потока, и он, по сути, не несет никакой функции.

30 см — это разумное расстояние, на которое можно отодвинуть динамик от стены для того, чтобы звуку ничего не мешало.

  1. Правильное размещение колонок

Представим, что в центре стоит диван, он является тем местом, куда должен быть направлен звук. Таким образом, центральный канал должен находиться прямо напротив дивана и быть повернутым к нему, левый и правый на одинаковом расстоянии и также повернуты к дивану, задние сурраунд спикеры находятся сзади или по бокам и, чаще всего их размещают чуть выше.

Учтите, что любые два одинаковых динамика должны быть расположены на одинаковом расстоянии. Это актуально даже для конфигураций 2.1.

  1. Дополнительная настройка и калибровка

Большинство систем сегодня допускают калибровку звука так, чтобы во время прослушивания музыки выводились необходимые каналы, во время просмотра телевизора диалоги были громче и т.д. Все это делается для того, чтобы звуки обрабатывались и воспроизводились с учетом того, что вы делаете. Чаще всего это делается автоматически, чтобы пользователю не приходилось возиться с эквалайзерами, и получается, что мы доверяем полностью тем функциям, которыми не можем управлять. Чаще всего настройки откалиброваны профессионалами, но если уж вы выбрали ручную настройку, то предварительно не повредит провести небольшое исследование и проверить звук, находясь именно там, откуда планируете смотреть или слушать. В этом стоит также полагаться и на собственное восприятие звука, поскольку стандарты могут отличаться от вкусов. Профессионалы рекомендуют всегда тестировать настройки на фильмах или треках, которые вы хорошо знаете, и для которых у вас уже давно сложилось представление о правильном звучании.

  1. Сабвуфер

Несмотря на распространенность этих динамиков, они вовсе не являются необходимым элементом. По сути их задача в том, чтобы добавить бас, с которым порой не справляются остальные колонки. На практике же, он несет ответственность за большинство низких частот. Для специфических жанров музыки и кино это всегда полезно. Качественные колонки вполне могут справиться с басом и низкими частотами, так что вы практически не заметите разницы, поэтому сабвуфер — это дополнение для любителей.

Если вы уверены, что вам необходим дополнительный бас, то обязательно обзаведитесь сабвуфером, чтобы звук был объемнее, а частоты выделялись. На всякий случай, позаботьтесь и о звукоизоляции, дабы не докучать соседям, поскольку громкий бас имеет свойство вызывать вполне физические вибрации.

Размещение сабвуфера тоже весьма существенно: чем ближе к стене расположится сабвуфер, тем глубже будет бас. В данном случае сработает тот же эффект, что и с другими динамиками. Это совершенно точно пойдет на пользу недорогим и не очень громким сабвуферам, увеличив их мощность. А вот качественное и громкое устройство от этого не слишком выиграет, его можно смело размещать на 30 см от стены, как и другие колонки. Размещается он обычно фронтально к дивану или центру комнаты, и на полу.

  1. Дополнительные функции

Разумеется, вы можете приобрести цельную уже собранную аудиосистему, или же собрать ее самостоятельно по элементам. В этом деле не всегда необходимо даже придерживаться одного бренда. Кроме того, обратите внимание на приложения и расширенные функции. Многие аудиосистемы совместимы с устройствами типа Chromecast или Echo Dot, которые расширят возможности и позволят управлять процессом с большим комфортом. То же самое касается и домашних умных колонок, с их помощью можно управлять просмотром, громкостью и многим другим. Убедитесь, что у аудиосистемы есть возможность подключения дополнительных устройств, и просто выбирайте и добавляйте то, что вам кажется удобным. А если вы покупаете систему на долгое время, то лучше всего не обходить стороной такие функции как bluetooth, Wi-Fi и дополнительные возможности синхронизации, ведь никто не знает, что появится через год или даже два. Лучше всего быть готовым к любым дополнениям.

  1. Одна комната или несколько?

Если вы не хотите ограничиваться одной комнатой, и хотите обеспечить всю квартиру или весь дом общей звуковой системой, то у нас есть отличные новости. Это возможно и делается очень просто при помощи соединения через Wi-Fi по всему дому. Конечно, для этого вам понадобится довольно быстрое соединение иначе нагрузка на Wi-Fi может сказаться на других процессах. Тем не менее, многие колонки позволяют не только собрать необходимую конфигурацию, но и добавлять большое количество устройств, так что вы можете поместить их в разных комнатах и управлять даже со смартфона. Современные динамики позволят вам довольно многое, в том числе, вы сможете включить различные треки в разных комнатах.

Секрет хорошей акустики заключается в том, чтобы нужный звук достигал уха в правильный момент. Для этого при расположении важно учесть расстояние, размеры комнаты и громкость.

Urbanears Stammen Vynil — это акустическая система, предназначенная для прослушивания винилового проигрывателя. Динамик можно использовать как одно цельное устройство, или совмещать и использовать как целую систему. Настройки позволяют составлять плейлисты и включать их в любое время, вы можете слушать радио, музыку и смотреть фильмы, наслаждаясь качественным звуком этой колонки. Благодаря подключению по Wi-Fi, у вас появится возможность организовать систему мультирум без использования проводов. Синхронизируйте воспроизведение, или создавайте отдельную атмосферу в каждой комнате. На корпусе устройства имеются физические кнопки, с поворотом или нажатием вы можете сменить трек или увеличить громкость. Формат звука Urbanears Stammen это 2.1, диапазон воспроизводимых частот составляет 50-20000Гц, а на корпусе имеется разъем для наушников. Колонка поддерживает Bluetooth и AirPlay, обеспечивая вам широкие возможности воспроизведения.

Раскрыть потенциал (часть 3)

Корректная инсталляция мультимедийной акустики. Комплекты 5.1

В первых двух частях статьи речь шла о нюансах размещения недорогой активной акустики 2.0 и 2.1 соответственно. Заключительный материал посвящен, как не трудно догадаться, вопросам установки мультимедийных систем 5.1 в различных условиях.

Многоканальные активные наборы весьма популярны не только среди владельцев компьютеров, предпочитающих смотреть кино или играть в игры с окружающим звуком: подобные комплекты частенько приобретают для озвучивания небольших комнат – и в этом есть свой резон! Большинство из них не оборудовано встроенным декодером Dolby Digital / DTS, а имеет лишь аналоговый вход для получения уже декодированного сигнала, поэтому главным и, подчас, единственным требованием для работы бюджетного домашнего кинотеатра на базе «мультимедии» 5.1 является наличие источника с аналоговым многоканальным выходом. Им может быть звуковая карта компьютера или стационарный плеер с соответствующим оснащением. Заранее успокою чрезмерно инициативных кинотеатралов, желающих получить поддержку всех новых форматов звука: на рассматриваемой нами акустике практически невозможно различить Dolby Digital и Dolby TrueHD, а также DTS и DTS-HD, поэтому сбивать себе каблуки (или пальцы на клавиатуре) в поисках источника с поддержкой HD-звука вовсе не обязательно. Тем не менее, мультимедийная акустика 5.1 имеет все снования поселяться на столах или в комнатах небогатых кинотеатралов. Дело в том, что по звуку такие наборы запросто конкурируют с готовыми кинотеатрами «в одной коробке» стоимостью в 1,5-3 раза выше. В этом нет ничего удивительного, ведь в «коробочниках», помимо усилителя и колонок, есть DVD-плеер (иногда даже Blu-ray), декодер и пульт управления. Плюс, затраты на дизайн, а иногда еще и заметная накрутка «за марку». Перед тем, как перейти к чтению советов по инсталляции, рекомендую отвлечься на описание акустической подготовки помещения, приведенное в первой части трилогии.

Оборудуем рабочее место

Размещение сателлитов на столешнице – это худший вариант сразу по нескольким причинам. Во-первых, негативно влиять на звук будут отражения и резонансы, вызванные близостью к поверхности стола. Эквалайзером это практически не лечится.

Во-вторых – центральный спикер окажется очень близко от слушателя, и ориентирован будет в область груди. Кроме того, он попросту будет мешать. Оптимальное расположение сателлитов фронтальной группы – над монитором, в горизонтальную линию. Позиционирование обеспечивается за счет большой полки, настенных кронштейнов или встроенных монтажных креплений АС, если таковые имеются.

Тыловая акустика должна размещаться как можно дальше (минимум в 2 метрах), обязательно выше уровня головы – в 1,5-2 метрах от пола. Расположить спикеры можно на высоких подставках или закрепить на стене. Ширина между «тылами» нужна хотя бы 2-3 метра, но не меньше расстояния от слушателя до каждой тыловой колонки. Таким образом, каждая АС будет висеть как бы сбоку-сзади от зрителя. Симметрия размещения всячески приветствуется.

Теперь про сабвуфер: обычно оптимальным является его расположение под столом или возле него. Заранее назвать лучшую точку сложно, найти ее поможет только эксперимент: включите кино или музыку, понемногу двигайте сабвуфер и слушайте – сидя на стуле в зоне прослушивания, а не на корточках возле басовика, разумеется. Цель – найти место размещения басовика, откуда его бас получаться наиболее точным и чистым.

Озвучиваем комнату

В принципе, тут действуют те же правила, что и для «персональной» инсталляции. Разница лишь в том, что, при наличии просторной тумбы под ТВ, фронтальные и центральный сателлит можно разместить на ней. Во избежание нежелательных отражений пододвиньте спикеры к переднему краю тумбы. Впрочем, размещение АС в линию над ТВ все же предпочтительнее.

На чем слушать?

Один из вариантов недорогого решения проблемы получения полноценного многоканального звука – набор Jetbalance JB-614 (средняя цена 4800 руб.). В комплект поставки входит сабвуфер со встроенными усилителями всех каналов, пять пассивных сателлитов, пульт и инструкция.

Сабвуфер представляет собой достаточно массивный девайс с фронтальным портом фазоинвертора. Сам излучатель скрыт внутри. На фасаде имеется панель управления с дисплеем, отображающим громкость и значения различных настроек. Показывает он и частоту радиостанции – ведь JB-614 оборудован еще и цифровым тюнером с памятью на 16 ячеек. Среди настроек же два режима звучания («музыка» и «кино»), а также регулировка громкости центрального канала, тыловых и сабвуфера. Имеется таймер отключения.

На задней панели можно найти пружинные клеммы для подключения сателлитов и два аналоговых входа (5.1 и 2.0). Сетевой кабель и проводок, выполняющий функцию антенны, впаяны в сабвуфер.

Фронтальные и тыловые сателлиты имеют одинаковые корпуса (20,2 x 12 х 11,4 см) из древесной плиты с глянцевой полимерной накладкой. Грили съемные. Различия спикеров в том, что тыловые – однополосные (не оборудованы твитерами), а их провода имеют длину около 7 метров. Этого достаточно почти для любой ситуации, а если нет, то можно нарастить аналогичными по сечению кабелями. В роли основного излучателя в обеих парах колонок выступает динамик с бумажным диффузором 5,5 см. На задней панели каждого сателлита имеется проушина для крепления к стене. Причем, близость к ней разработчиками учтена: корпуса всех АС имеют закрытое акустическое оформление.

Центральный спикер базируется на тех же динамиках, что и фронтальные, только основных излучателя тут два. Это оправдано, если учесть, что «центр» озвучивает 50-70% всего аудиоматериала в фильме. Встроенный крепеж к стене тут тоже имеется.

Слушаем

Если честно, то от столь недорогой системы лично я ожидал менее эффектного звучания в кино, подключив набор к компьютеру. Тем не менее, сабвуфер обеспечивал вполне убедительные раскаты НЧ, а сателлиты добросовестно передавали звучание эффектов и диалогов. Аналогичным образом звучат «коробочные» кинотеатры в ценовой категории 10-15 тыс. руб. Применение древесной плиты для изготовления корпусов, а также относительно крупных драйверов в сателлитах позволило минимизировать провал в области их сопряжения с сабвуфером. В целом звук воспринимается как вполне комфортный и, пожалуй, «дороже своей цены». Ведь на Jetbalance JB-614 неплохо звучит даже многоканальная музыка! Впрочем, главный сюрприз ждал меня тогда, когда я попытался озвучить комплектом комнату 14 кв.м. – впрочем, без особой надежды на успех, учитывая стоимость и мощность. Тем не менее, «614-й» справился! Главное найти оптимальное место для сабвуфера. В моем случае оно оказалось под экраном телевизора. Еще некоторое время ушло на настройку уровней громкости (в дальнем поле согласовать сабвуфер и сателлиты казалось сложнее). Но результатом я остался доволен, постоянно оглядываясь на более чем скромный ценник изделия. А что скажет наш сотрудник, проводивший инструментальные измерения?

«Все компоненты этой акустической системы домашнего кинотеатра весьма уверенно ведут себя на низких и средних уровнях выходной громкости. Здесь имеется в виду уровень нелинейных искажений. Так у фронтальной акустики среднее значение этого показателя переваливает 1% планку лишь при уровнях более 90 дБ. Центральный канал, за счет усиления конструкции вторым среднечастотником, показывает еще лучший результат (рис.1 АЧХ и КНИ центрального канала). Он полностью перекрывает весь положенный диапазон, начиная работать уже со 120 Гц, а среднее значение коэффициента нелинейных искажений в диапазоне частот от 160 до 10 000 Гц при уровне звукового давления 88 дБ составляет 0,36%. За басовую область звукового спектра отвечает сабвуфер. Его АЧХ представлена на рис. 2, наложенная на графики фронтальной акустики, полученные на оси твитера и при отклонении от нее на 45 градусов. Очевидно, что согласование этих компонентов по частоте выполнено не лучшим образом, и регулируя громкость сабвуфера, мы будем получать либо заметное превалирование баса в средней части НЧ диапазона, либо более явно обозначим провал в районе разделения полос. Второй вариант представляется несколько лучшим, т.к. сильно не ухудшит и без того высокую неравномерность сателлитов.»

Таким образом, рекомендую Jetbalance JB-614 экономным геймерам и любителям кино – для озвучивания рабочего места или небольшой комнаты. По качеству саунда данный комплект эквивалентен кинотеатрам «в одной коробке» за 10-15 тысяч рублей, поэтому является вполне выгодной покупкой.

Денис Репин, Hi.Fi.ru

Также интересно!
  • 10 самых эпичных боевиков. Действие с размахом!
  • 7 самых провальных блокбастеров. Много денег – и ничего!
  • Lampizator Golden Gate II – тест ЦАП’а ультра-высокой категории. Входим в золотые врата!
  • 7 боевиков с участием Арнольда Шварценеггера. Про которые вы могли забыть
  • 7 классных фильмов с Вином Дизелем. Которые вы могли пропустить

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Корректная расстановка акустических систем в комнате

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели….

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».

И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Продолжение следует…

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*