admin / 12.08.2018

Материнская плата agp8x характеристики

Набор логики ATI RADEON 9100 IGP. Обзор системной платы ASUS P4R800-VM

Введение

Компания ATI в представлении не нуждается. Попытка выйти на рынок чипсетов для настольных систем и объяснима, и оправдана: компания NVIDIA, главный конкурент канадского гиганта, вовсю продаёт свои nForce… К тому же, ни для кого не секрет, что сейчас постоянное расширение сферы деятельности – это, пожалуй, самый простой и эффективный способ выживания и развития. ATI Radeon 9100IGP – не первый чипсет компании. До этого были RADEON 340M IGP и RADEON 320M IGP, которые не получили большого распространения. Компаний, выпускавших материнские платы на их базе, единицы.

Новое же детище компании не было изначально обделено вниманием: после анонса новинки самые крупные производители материнских плат – такие, как ASUS, Gigabyte и MSI, – объявили о своём намерении выпустить системные платы, в основу которых ляжет ATI Radeon 9100IGP, и спустя немного времени исполнили свое обещание.

Прежде чем мы приступим к обзору конкретной платы, давайте посмотрим, что же представляет собой сам чипсет. ATI RADEON 9100 IGP поддерживает процессоры Intel Pentium 4 с частотой FSB 400/533/800 МГц и технологию Hyper-Threading. Контроллер памяти у RADEON 9100 IGP двухканальный, 128-битный, поддерживается DDR 266-400.

Во время анонса первых плат поддержки памяти DDR400 и 800 Мгц Quad Pumped Bus в чипсете попросту не было. Она появилась позже, “на скорую руку”, а в таких случаях всегда возможны проблемы. И если в процессе нашего тестирования процессоры Intel Pentium 4 с частотой FSB 800 МГц работали без проблем, то к памяти DDR400 SDRAM плата ATI RADEON 9100 IGP относилась очень разборчиво: память, которая без проблем держит тайминги 2.0/5/3/3, на плате ASUS P4R800-VM могла работать лишь на более медленных таймингах – следовательно, какие-то проблемы у контроллера памяти ATI RADEON 9100 IGP всё-таки есть.

Как уже упоминалось, контроллер памяти у ATI RADEON 9100 IGP двухканальный: для активации двухканального режима работы контроллера памяти достаточно лишь заполнить попарно определённые слоты материнской платы. Для получения максимальной производительности в двухканальном режиме необходимо:
— симметричное заполнение слотов памяти;
— совпадение ёмкости и числа банков в устанавливаемых модулях памяти;
— установка достаточно быстрых модулей с хорошими таймингами

Пропускная способность шины памяти — до 6,4 Гбайт/сек.

Чипсет ATI RADEON 9100 IGP является интегрированным решением и содержит в себе графическое ядро ATi Radeon 9200.

Набор логики ATI RADEON 9100 IGP, как и у его интегрированных собратьев и конкурентов, построен по принципу SMA (Shared Memory Architecture — совместное использование памяти). Главный минус SMA – в том, что оперативная память не может обеспечить достаточную полосу пропускания для встроенного графического адаптера. То есть для того чтобы интегрированное графическое ядро не уступало своему внешнему аналогу, необходимо, чтобы пропускная способность памяти была примерно такой же, как у внешней видеокарты на чипсете ATI Radeon 9200. Что же, давайте сравним: у Radeon 9200 пропускная способность памяти составляет 6,4 Гбайт/сек, в зависимости от использованного типа памяти и установленных настроек конфигурирования подсистемы памяти. У интегрированного ядра такая пропускная способность невозможна – на канале с той же шириной работает еще и процессор. Из всего вышесказанного можно сделать ещё один вывод – производительность графического ядра будет “прыгать” в зависимости от того, чем в данный момент занят процессор.

Технические характеристики встроенного ядра таковы:
• 256-битный GPU с частотой 300 МГц
• Память: 128 Мбайт макс. (8/16/32/64 или 128 Мбайт)
• DirectX 8.1
• Пиксельные конвейеры: 2×1 (один блок на конвейер)
• Аппаратная поддержка T&L
• SuperSampling FSAA
• Анизотропная фильтрация
• Hyper-Z
• ТВ-выход
• RAMDAC 400 МГц

Давайте немного подробнее остановимся на интегрированной графике ATI RADEON 9100 IGP. Память RAMDAC 400 МГц справляется со своей задачей более чем хорошо, обеспечивая разрешения вплоть до 2048x1536x32 бит при 85 Гц. Что касается 3D-графики, то здесь у ATI также всё в порядке. Судите сами: ATI RADEON 9100 IGP является единственным решением с поддержкой DirectX 8.1 среди интегрированных наборов логики для платформы Socket 478; решения конкурентов так и остались на уровне DirectX 7. Поддержка пиксельных шейдеров версии 1.4 тоже будет очень кстати.

Встроенное графическое ядро имеет расширенные функции проигрывания DVD (аппаратный iDCT и компенсация движения), DV- выход и TV-out (последние реализованы именно в интегрированном ядре и не требуют дополнительных контроллеров).

Также стоит отметить ещё одну интересную особенность данного набора логики: будущие версии этого чипсета получат возможность подключения трёх мониторов (технология Surroundview), два из которых будут подключаться к установленной внешней видеокарте, поддерживающей ATi Dual-Head, а третий к выходу на материнской плате.

Чипсет выполнен по классической двухчиповой схеме: северный мост RS300 и южный мост IXP250 соединены шиной A-Link, пропускная способность которой — 266 Мбайт/сек. Немного по современным меркам. Увы, но южный мост IXP250 также не может похвастаться технологической насыщенностью и выглядит на сегодняшний день немного примитивно. Судите сами: два канала ATA-100, 6 портов USB 2.0 портов, шестиканальный звук, сетевые возможности реализованы контроллером 3СOM 10/100 Ethernet. Главный минус – это, конечно, отсутствие поддержки Serial-ATA. Похоже на то, что решение компании ATI отказаться от SATA — это не прихоть, просто ATI столкнулась с проблемами при реализации последнего.

Помимо IXP250, вкупе с набором логики ATI RADEON 9100 IGP могут поставляться ещё два южных моста IXP200 и IXP150, которые являются упрощенными версиями IXP250 — в обоих отсутствуют функции энергосбережения, а в IXP150 отсутствует еще и сетевой контроллер.

Для возможности сравнения ATI Radeon 9100 IGP с конкурентами приведём таблицу, в которой собраны технические характеристики детища ATI и ещё двух актуальных на сегодняшний день чипсетов производства Intel и SIS.

Набор логики

ATi Radeon 9100 IGP

Intel i865G

SiS 661FX

Общие характеристики

Поддерживаемые процессоры

Intel Pentium 4/Celeron

Intel Pentium 4/Celeron

Intel Pentium 4/Celeron

Частоты шины

800/533/400 МГц

800/533/400 МГц

800/533/400 МГц

+

+

+

Контроллер памяти

Двухканальный

Двухканальный

Однаканальный

Тип памяти

DDR400 / DDR333 / DDR266 SDRAM

DDR400 / DDR333 / DDR266 SDRAM

DDR400 / DDR333 / DDR266 SDRAM

Максимальный объём памяти

4 Гбайта

4 Гбайта

2 Гбайта

Графический порт

AGP 8X

AGP 8X

AGP 8X

Интегрированное графическое ядро

+

+

+

Гигабитная сеть

+

Южный мост

ATI IXP 250, IXP200 и IXP150

Intel 82801EB

SiS 964

Шина между северным и южными мостами

A-Link 1.5 (266 Мбайт в секунду)

Hub Link 1.5 (266 Мбайт в секунду)

MuTIOL (1 Гбайт в секунду)

Количество слотов PCI (теоритическое)

2 канала ATA66/100

2 канала ATA66/100

2 канала ATA66/100/133

2 порта SATA-150

2 порта SATA-150

6 портов USB 2.0

8 портов USB 2.0

8 портов USB 2.0

+

+

+

AC` 97

+

+

+

Интегрированное графическое ядро

Чип

ATI I Radeon 9200

Intel Extreme Graphics II

SiS Real 256E

Поколение

Microsoft DirectX 8.1

Microsoft DirectX 7.0

Microsoft DirectX 7.0

Частота графического ядра

300 Мгц

266 Мгц

200 Мгц

Частота видеопамяти

400/333/266 Мгц (DDR), в зависимости от установленной памяти

400/333/266 Мгц (DDR), в зависимости от установленной памяти

400/333/266 Мгц (DDR), в зависимости от установленной памяти

Количество транзисторов

36 миллионов

~20 миллионов

27 миллионов

Пропускная способнасть памяти

6,4 Гбайт в секунду (DDR 400)

6,4 Гбайт в секунду (DDR 400)

6,4 Гбайт в секунду (DDR 400)

Как видно из таблицы, функциональность ATI Radeon 9100 IGP нельзя назвать идущей в ногу со временем: мешает отсутствие Serial ATA и гигабитной сети. Последнее не так критично, но первое выглядит непростительно. ATI обещала исправиться и выпустить южный мост с поддержкой SATA уже в первой половине 2004 года.

Что касается интегрированной графики, то она выглядит на фоне конкурентов более чем впечатляюще. Сомнений нет — на сегодняшний день, если исходить из технических характеристик, у ATI Radeon 9100 IGP нет конкурентов на рынке интегрированных решений для платформы Socket 478.

Системная плата ASUS P4R800-VM

Компания ASUS также в представлении не нуждается. Производитель первого звена выпускает на чипсете 9100 IGP две модели: P4R800-V Deluxe и P4R800-VM. Последняя и побывала у нас на тестировании. Отличаются эти модели кардинально: ASUS P4R800-V Deluxe является полноразмерной и элитной платой — IEEE 1394, ASUS WiFi@Home, SATA, RAID… P4R800-VM же – простая плата без больших наворотов.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению системной платы ASUS P4R800-VM, приведём таблицу, в которой собраны ее технические характеристики.

Технические характеристики ASUS P4R800-VM

Процессоры

Intel Pentium 4/Celeron (800/533/400 МГц FSB, поддержка Hyper-Threading, Socket 478)

Набор логики

ATI Radeon 9100 IGP

Память

4 слота DDR DIMM для двухканальной и одноканальной DDR400/DDR333/DDR266 SDRAM

Слоты расширения

1 AGP8X-слот (с защёлкой) и 3 PCI-слота

Порты

2 PS/2, 4 USB (+ 1 дополнительный разъём на плате), 1 COM (посредством заглушки для задней панели корпуса ), 1 LPT, звуковые разъёмы, S/PDIF, и 1 RJ-45

Контроллер ATA-100/133

2 канала ATA-66/100/133 (до 4-х ATA устройст)

Контроллер Serial ATA-150

нет

Интегрированный IDE RAID контроллер

нет

Интегрированный звук

шестиканальный AC97 кодек AnalogDevices AD1888

Интегрированная сеть

10/100 Мбит Ethernet контроллер Realtek RTL8101L

Форм-фактор

AMI (доработанный)

Мониторинг

аппаратный, посредством микросхемы Windbond W83627THF-A

Материнская плата поставляется в небольшой коробке, в которой, помимо платы, находятся:
• набор кабелей (два шлейфа UATA и один кабель FDD);
• панель для задней стенки корпуса;
• заглушка для задней панели корпуса;
• руководство пользователя

Возможности

Системная плата ASUS P4R800-VM предназначена для работы с процессорами Intel Pentium 4/Celeron. Плата без проблем работала как с новыми процессорами Pentium 4 с 800 Мгц шиной FSB и технологией Hyper-Threading, так и со старыми Celeron, частота шины которых составляет 400 Мгц. Новые процессоры Intel Pentium 4 на ядре Prescott также поддерживаются без проблем, и данная плата есть в списке плат, официально поддерживающих новое ядро Prescott. Список этот размещён на официальном сайте компании ASUS (http://www.asus.com/).

Работа контроллера памяти нареканий не вызывает: при FSB 133 Мгц контроллер памяти работает с памятью DDR266 и DDR333, установка частоты 200 МГц позволяет работать с памятью DDR400. Максимальный объём памяти составляет 4 Гбайт.

Как и любая плата, основанная на наборе логики ATI Radeon 9100 IGP, ASUS P4R800-VM поддерживает двухканальный режим памяти, для активации которого достаточно установить модули памяти в соответствующие слоты на материнской плате.

Несмотря на интегрированное графическое ядро, платой поддерживаются внешние графические решения, для этого присутствует графический интерфейс AGP 8X.

Дополнительных контроллеров на плате установлено немного — если говорить точнее, то их всего два.

Звук реализован посредством кодека Analog Devices AD1980. Ни для кого не секрет, что именно Analog Devices делает одни из лучших кодеков на сегодняшний день. Стоит отметить, что установлен кодек не последней свежести, а это значит, что он не имеет возможности динамического переключения аудиовыходов.

Сеть организована на базе 10/100 Мбит Ethernet-контроллера Realtek RTL8101, но возникает вполне резонный вопрос — зачем использовать внешний контроллер, если в южный мост IXP200 (именно он идёт в составе системной платы ASUS P4R800-VM) встроен Ethernet-контроллер от 3Com?

Материнская плата позволяет подключать до 4-х устройств ATA и до 6-ти устройств USB 2.0 — и первая, и вторая возможность реализованы посредством южного моста IXP200. Как видим, компания ASUS не стала устанавливать более дорогой южный мост IXP250, а ограничилась лишь 200-й моделью – это вполне объяснимо для бюджетного решения.

Дизайн, компоновка и продуманность конструкции

Плата выполнена на текстолите жёлтого цвета и имеет следующее число слотов: 4 слота DDR DIMM, 1 AGP8X-слот (с защёлкой) и 3 PCI-слота. Как известно, производителям очень редко удаётся сделать нормальную компоновку для Micro-ATX платы, но, тем не менее, компоновка и расположение разъёмов у ASUS P4R800-VM удачные: разъёмы питания расположены удобно, напротив последнего слота PCI какие-либо разъёмы отсутствуют, а значит, установка длинной PCI-платы вполне возможна.

Но без минусов всё-таки не обошлось — так, например, слот AGP очень близко расположен к слотам памяти, поэтому установка длинной видеокарты (такой, как ATI Radeon 9800XT или NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra) может быть затруднена; помимо этого, демонтаж памяти с установленной видеокартой невозможен, хотя вряд ли в офисной машине будет такая видеокарта. Расположение разъёмов ATA-контроллера удачным также не назовёшь: они расположены напротив первых двух PCI, перпендикулярно слотам памяти.

На плате применён импульсный трёхканальный стабилизатор питания, который подкреплён шестью конденсаторами ёмкостью 1500 мкФ и четырьмя — ёмкостью 3330 мкФ.

За охлаждение северного моста отвечает небольшой радиатор.

На панель портов платы выведены: PS/2-порты, 4 USB (+ 1 дополнительный разъём на плате), VGA-порт, LPT-порт, S/PDIF-выход и RJ-45, а также три звуковых разъёма типа MiniJack (выход на колонки, микрофонный вход и вход для подключения внешнего источника звука). COM-порт вынесен на отдельную заглушку для задней панели корпуса.

BIOS и настройки платы

Перемычек на плате несколько: джамперы включения/выключения функций пробуждения системы с клавиатуры и USB-устройств, а также перемычка очистки CMOS. На плате используется BIOS от AMI.

BIOS совершенно не порадовал — скорее, даже разочаровал: настройки практически отсутствуют. А впрочем, посмотрите сами на приведённые ниже скриншоты.

Ни о каком разгоне не может быть и речи. Впрочем, это не критично для бюджетного решения, но настройки конфигурирования подсистемы памяти должны быть, а ASUS предпочла ограничиться лишь банальной настройкой DRAM CAS Select, которая имеет всего два значения — Slow и Fast.

Тестирование

Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
— Материнские платы: ASUS P4R800-VM (ATI Radeon 9100 IGP), Intel D865GLC (Intel 865G), Albatron KM18G Pro (SiS 661FX);
— Процессор: Intel Pentium 4 2800 Мгц (800 Мгц FSB);
— Память: 2×256 Мбайт PC3200 Hynix DDR SDRAM CL 2.0;
— Жёсткий диск: Seagate Barracuda 7, 80 Гбайт;
— CD-Rom ASUS 50X.

На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP Service Pack 1, а также тестовые программы и реальные игровые приложения:
— Драйверы для материнских плат: последние, доступные на сайтах ATI, Intel и SiS на момент тестирования;
— ZD Winstone 2004;
— SiSoftware Sandra 2003;
— WinRAR 3.20;
— VirtualDub 1.5.1 + DivX codec 5.05a Pro;
— RazorLame 1.1.5.1342 + Lame codec 3.93.1;
— Science Mark 2;
— FutureMark 3DMark 2001 SE;
— Unreal Tournament 2003 (Direct3D-приложение, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
— Quake3 Arena (OpenGL-приложение, мультитекстурирование);
— Return to Castle Wolfenstein (OpenGL-приложение, мультитекстурирование);
— Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL-приложение, мультитекстурирование);
— Call of Duty (OpenGL-приложение, мультитекстурирование).

Как проходило тестирование

Платы, основанные на ATI Radeon 9100 IGP, тестировались с включением двухканального контроллера памяти посредством вставки двух одинаковых модулей памяти PC3200 Hynix DDR SDRAM в соответствующие слоты. Тайминги памяти у всех тестируемых плат были выставлены как 2.0/5/3/3. Тестирование проводилось в два этапа.

1-й этап тестирования

На первом этапе все три системные платы тестировались с внешней видеокартой NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra – такой подход позволяет нам более полноценно сформировать мнение об эффективности контроллеров памяти тестируемых чипсетов.

При архивации данных использовались архиватор WinRAR 3.20 и папка с данными (PCMBench) из теста Winstone. Данная папка была выбрана, так как она имеет приличный размер, и в ней содержатся практически все типы файлов.

Тесты на сжатие видео проводились при помощи программы VirtualDub 1.5.1 и кодека DivX codec 5.05a Pro. Сжимаемый видеофайл имел размер 74,5 мегабайта.

Тесты на кодирование MP3 проводились при помощи кодера RazorLame 1.1.5.1342 и кодека Lame codec 3.93.1. Файлы в формате Wave, а именно – програбленный альбом “Master Of Puppets” группы Metallica, сжимались в MP3-файлы с битрейтом 128 кб/с и частотой дискретизации 41 КГц.

2-й этап тестирования

Второй этап был полностью посвящен исследованию производительности встроенных графических решений. Платы тестировались с включением интегрированной графики.

В Unreal Tournament 2003 использовалось демо Antalus-Botmatch.

Quake3 Arena использовал демку Quaver.

Return to Castle Wolfenstein использовал демку CheckPoint.

В Serious Sam 2 The Second Encounter применялась демка Value The Jaguar.

В Call of Duty использовалось собственное, записанное автором, демо Tema01.

VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, использовался 32-битный цвет.

Звук отключался в приложениях.

Во втором этапе тестирования также приняла участие видеокарта на ATI Radeon 9200, которая была установлена на системную плату ASUS P4R800-VM (ATI Radeon 9100 IGP). Это было сделано не случайно – данное тестирование позволяет нам сопоставить и проанализировать производительность внешнего и интегрированного графического ядра ATI Radeon 9200.

С каждой новой тестируемой платой заново устанавливались операционная система, драйверы и все необходимые тестовые приложения.

Radeon 9100? Первый раз вижу…

Когда появилась возможность протестировать видеокарту Radeon 9100, я сначала решил подготовиться теоретически и разузнать, что представляют собой эти платы. Естественно, что в поисках информации первым делом я направился на сайт производителя, но был жестоко разочарован. Кроме общих фраз про «четыре параллельных, полностью оптимизированных пиксельных конвейера и два микропроцессорных геометрических движка» ничего полезного там нет, а в небольшом тексте всего на полстранички большую часть занимают слова-паразиты: великолепный, несравнимый, беспрецедентный, исключительный, продвинутый и непревзойдённый, изредка перемежаясь фразами о передовом быстродействии и качестве визуализации . По мнению компании, такая рекламная агитка должна была немедленно сорвать меня с места в поисках чудесной видеокарты, а на деле вызвала раздражение и желание найти у неё какие-нибудь недостатки. Гораздо забавнее выглядела бы фраза о том, что «наши пиксельные конвейеры пока ещё не полностью оптимизированы, да и драйвера у нас глючные…» .

Намного больше полезной информации я получил, запустив поиск в новостной колонке нашего сайта. Выяснилось, что Radeon 9100 от Radeon 8500 ничем особо не отличается и есть предположение, что это тот же чип, но с другой маркировкой. Давайте же рассмотрим повнимательнее видеокарту Sapphire Radeon 9100 128 МБ.

Действительно, плата очень похожа на 8500 и косвенным доказательством служит CD от Sapphire версии 10-011 с драйверами, на котором написано «Только для Radeon 8500/9100». При установке инсталлятор сообщил, что ставит Catalyst 02.2 и установил драйвер версии 6.13.10.6218. Впрочем, можно получить более осязаемое свидетельство от ATI, это информация о видеоадаптере:

Как видите, чип R200, что в очередной раз подтверждает идентичность Radeon 9100 и 8500. На видеокарте стоит 128 МБ памяти, произведённой компанией A-Data. Я впервые встречаю память этого производителя на видеокартах, но не это важно, главное, что время доступа для этих модулей целых 5 нс, что сразу говорит о частоте, на которой память работает – всего 400 МГц . Ядро работало на частоте 250 МГц. Иными словами, частоты этой видеокарты даже ниже, чем у плат Radeon 8500LE, которые работали при 250/500 МГц ядра/памяти .

Если учитывать традиционно плохую разгоняемость видеокарт от ATI, можно сказать, что наша испытуемая проявила себя очень хорошо, удалось разогнать её до частот 290 МГц по ядру и 500 МГц по памяти. Хотя по разгону ядра мы обогнали Radeon 8500, у которого номинальные частоты 275/550 МГц, но по памяти не смогли приблизиться даже к Radeon 8500LE. Ничего не поделаешь, память медленная, а чудеса бывают, но редко . Посмотрим, как покажет себя карточка в реальной работе.

Я приступил тестам на стенде такой конфигурации:

  • Мать – Abit KD7, BIOS версии CY
  • Память – 512 Мбайт PC2700 DDR SDRAM CL2.5 Samsung
  • Видео – Sapphire Radeon 9100 128 МБ
  • Хард – IBM DTLA 305020
  • Процессор — AMD Athlon XP 1700+@2800+ (2250MHz)
  • Кулер –Thermaltake Volcano 7
  • Термопаста – КПТ-8
  • Операционная система — Windows XP SP1 (драйвер версии 6.13.10.6218)

Мы прокручивали подряд три цикла тестов 3DMark 2001SE с настройками по умолчанию в двух разрешениях: 1600х1200 и 1024х768. В Unreal Tournament 2003 карточка тестировалась в разрешении 1024х768, все настройки качества устанавливались , а стартовый коэффициент был равен .

Да, с таким процессором даже видеокарта Sapphire Radeon 9100 128 МБ выглядит достойно . Если серьёзно, то никакой конкуренции видеокартам на чипах NVIDIA GeForce 4 Ti4200 она составить не может, зато любым урезанным GeForce MX придётся несладко. Radeon 9100 показывает примерно такую же скорость, зато он ничем не ограничен (кроме медленной памяти ) и полностью поддерживает спецификации DirectX 8.1. Если учесть, что стоимость таких карточек уже сейчас находится в пределах $100, то покупка такой платы вполне возможна, наряду с обсуждением приобретения Radeon 9000 Pro или Radeon 8500.

Мы решили изучить возможности продукции ATI в ценовой категории ниже 100$. Раньше в этой ценовой категории лидировал GeForce 4 бюджетной серии МХ от nVidia. Однако, с появлением карт ATI Radeon 9000/PRO ATI начинает теснить MX в этой нише рынка графических акселераторов. 9000/PRO вдобавок ко всему поддерживает полностью возможности DirectX 8.1, чем MX похвастаться не может. Однако есть тут и обратная сторона медали…

Выпуская на рынок ATI Radeon 9000, канадцы допустили досадный промах: 9000 версия Radeon уступала по производительности совему предшественнику Radeon 8500. Таким образом, перед ATI имелось две проблемы: как повысить уровень продаж 9000 модели и, вместе с тем, освободить склады от 8500. Всем понятно, что RADEON 9000 в силу того, что он 9000 должен быть производительней 8500, однако новость о суровой истине разлетелась по миру быстро. И вот так маркетинговые просчеты привели к убыткам в фирме ATI.

Однако их маркетологи нашли простое решение. Попросту предложили назвать RADEON 8500 как RADEON 9100 и продавать под новым именем. Было решено не просто опустошить таким образом склады от RADEON 8500, но и даже продолжить его производство, так как чип получился довольно удачным.

Итак, мы имеем RADEON 9100, который в младенчестве являлся ни чем иным, как RADEON 8500LE. Должен сказать что версия LE — это даже не полноценный 8500, а слегка урезаная по рабочей частоте версия 8500. И по идее, 9100 в силу более высокой производительности должен стоить подороже, чем 9000, однако получается, что стоят они одинаково, а у некоторых производителей 9100 в прайсах стоил даже чуть дешевле. Странная получается ситуация, чтобы разобраться в ней, необходим тест…

Что взяли для тестов…

В нашем распоряжении оказалось две карты ATI Radeon 9100 от известных производителей: Gigabyte и CP.Technology. Производительность этих видеокарт сравнивалась с производительностью:

Gigabyte MAYA II RADEON 9100 64Мб

Эта видеокарта имеет 64Мб памяти DDR SDRAM 4нс и работает на частоте 250 Мгц (500 Мгц DDR). Видкарта традиционно оснащен сопроцессором RAGE Theater и имеет TV-Out.

PowerColor RADEON 9100 128Мб (VIVO-Video IN/Video OUT)

Эта графическая карта имеет 128Мб DDR SDRAM памяти. Частоты те же 250 Мгц/250 Мгц (500 Мгц DDR). для ядра/памяти соответственно. Чипы памяти имеет такую же скорость доступа в 4 нс, но больший объем, чем Gigabyte. Сопроцессор RAGE Theater предоставляет в распоряжение пользователя видеовыход и видеовход. Это позволяет производить оцифровку видео как в сжатом формате, так и несжатое видео. В комлпекте имеется соответствующее ПО для захвата и последующей обработки видео.

Необходимо также отметить, что эта видеокарта полностью повторяет рефернсный дизайн RADEON 8500: карта имеет второй RAMDAC, расположенный слева от графического чипа. Продукт от Gigabyte выглядит иначе и думается мне, что компания сама разрабатывала дизайн платы. И на плате нет второго RAMDAC. Напомню, что RADEON 8500 (теперь 9100) имеет только один интегрированный RAMDAC, второй же является отдельным независисмым чипом. Несмотря на то, что графический процессор не имеет достаточно понятной маркировки, его размеры выдают в нем старого доброго RADEON 8500.

Тестовая конфигурация

В процессе тетсирования была использована следующая конфигурация:

  • Intel Pentium 4 3066 Мгц
  • Gigabyte 8INXP (Intel E7205) материнская плата
  • 512Мб DDR SDRAM
  • Seagate Barracuda IV 80Гб HDD
  • NEC 19’ FP970 монитор
  • ATI драйверы ver.6.307
  • Windows XP SP1

Настройки драйверов были выставлены «по умолчанию» кроме одного исключения: мы отключили Vsync и выставили уровень детализации в OpenGL на High Quality.

Как уже говорили, результаты сравнивались со следующими видеокартами:

Тесты

Обе 9100 карты показали результат, которого следовало ожидать. Они почти поспевают за лидерами теста. Почему почти? Просто заметьте, что RADEON 8500LE 128Мб с памятью в корпусе BGA находится впереди, в то время как 128Мб Radeon 9100 медленней даже своего 64Мб 8500LE конкурента. Почему? Ответ прост: посмотрите на фотографии чипов памяти, приведенные нами, они все 16-битные. Таким образом, 8 чипов дают нам в точности 128-бит. RADEON 8500LE 128Мб, напротив, имеет 32-битные чипы и это обеспечивает ему лидерство с 256 битами.

Имеем такую же ситуацию, как и в предыдущем случае.

В данном случае результаты очень близки к тем, которые мы получили выше. Только на высоких разрешениях вроде 1600х1200 RADEON 9000PRO почти догнал 9100.

Этот тест сильно зависит от быстрой обработки шейдеров. RADEON 9000/PRO в таких вещах лучше, чем RADEON 8500/9100. Вот почему обе карты RADEON 9100 и RADEON 9000 PRO работали одинаково быстро в тесте Game4. Заметьте так же, как оторвался вперед RADEON 8500LE 128Мб.

Итак, суммируя результаты теста 3DMark, мы видим, что RADEON 8500LE 64Мб и RADEON 9100 64Мб является одним и тем же графическим ускорителем. 128Мб Radeon 9100 в нашем случае — это нечто более медленное, возомжно потому что тайминги памяти здесь хуже. Обе карты проиграли RADEON 8500LE 128Мб, но полностью оправдали свое название, обогнав по производительности RADEON 9000/PRO в каждом тесте. Возможно, если бы имелся более достойный конкурент для RADEON 8500LE 128Мб, например, от Gigabyte, то эти карты сравнялись бы в тесте.

Давайте посмотрим, что покажут карты в игре Return to Castle Wolfenstein, сделанной на основе движка Quake3.

Качественный OpenGL драйвер от NVIDIA делает GeForce4 MX неоспоримым лидером в этом тесте. Но это еще не все. Заметьте, как плохо себя повел 128Мб RADEON 9100: он отстал от 64Мб карты, особенно в 1024х768, достигнув уровня RADEON 9000, особенно при разрешении 1024х768. Программистам ATI нужно тратить побольше времени на драйверы для 9000 серии. Впрочем, это довольно характерный для ATI признак — сначала выпускаются некачественные драйвера, а потом уже они доводятся до совершенства.

Теперь запустим Serious Sam: The Second Encounter. Настройки были выставлены следующие: «Quality», трилинейная фильтрация, 32-битный цвет.

В данном случае программисты из NVIDIA не оптимизировали драйверы для GeForce4 MX (или не захотели). Самое смешное, что RADEON 9000 в этом тесте еще раз обошел RADEON 9100.

Unreal Tournament 2003 Demo стал следующим подопытным. Настройки были выставлены по умолчанию.

Вещи проясняются в этом тесте: RADEON 9100 является более быстрым ускорителем, чем RADEON 9000, а между тем RADEON 8500LE 128 Мб сохраняет свои позиции лидера.

В завершении хотелось бы добавить, что обе тестируемые карты были очень высокого качества. Они работали очень стабильно. Сказывается, видимо, лицензионная политика ATI. Что касается 2D-режима, то не было замечено каких-либо проблем с качеством изображения. Картинка ничуть не потеряла резкости в разрешении 1600х1200@85Гц. И уж тем более все замечательно смотрелось в разрешении 1280×1024@120Гц.

Итог

Тест доказал, во-первых, что RADEON 9100 64Мб идентичен RADEON 8500LE с тем же объемом и скоростью памяти. Во-вторых, мы увидели, что нет особых причин для покупки 9100 карты со 128 Мб памяти: эта дополнительная память не дает того эффекта, который пристутсвует в случае с RADEON 8500LE 128Мб. В-третьих, самое главное, что эти карты наиболее привлекательное решение по ценовым соображениям. В начале обзора, я уже отмечал, что RADEON 9100 и 9000PRO стоят почти одинаково, а некоторые RADEON 9000 даже чуть дороже. Можно сказать, что первая видеокарта (9100) быстрее почти во всем (за редким исключением 9000PRO вырывался вперед).

Вообще, RADEON 9100 и 9000PRO — хорошая покупка сегодня (вы, конечно, можете найти brand-name GeForce4 MX440-8X за те же деньги, но этот GPU уже устарел и в нем отсутствуют многие технологические новинки).

Однако остается один вопрос — что ATI будет делать с ее 9000 серией? Может так статься, что ее маркетинг опять провалится. Возможно им стоит немного снизить цены на RADEON 9000/PRO. Поживем — увидим. А пока что мы имеем качественные и дешевые продукты от ATI, которые имеют все необходимые возможности и технологии, позволяющие играть во все современные компьютерные игры с полным комфортом. А новый GeForce FX5200 пока что не может составить им достойную конкуренцию. Однако срок морального старения более короток у этих моделей, чем у 9500/9600/9700, о которых речь пойдет в следующем обзоре.

  • Мы благодарим компанию SUNRISE за предоставление видеокарт для тестов.
  • FILED UNDER : Железо

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*