admin / 16.11.2018

Невервинтер 2 обзор

Случайная жертва

Системные требования

Pentium 4/Athlon 64 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 7 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 7 Гб на винчестере

В итоге авторы могут если не выпячивать грудь от гордости, то, по меньшей мере, не заливаться краской, будто пятиклассник на первой гулянке. Взяв за основу свод правил Dungeons & Dragons 3.5 и движок Aurora Engine от Neverwinter Nights, они состряпали знакомое блюдо. Мир, состоящий из двух десятков независимых уровней, статичная глобальная карта, сильный упор на повествование, задушевные беседы с компаньонами в надежде завоевать их расположение…

Дежа вю возникло неспроста — над NWN 2 трудилась команда, чей костяк сформировали выходцы из Black Isle Studios, а уж им не занимать опыта в создании компьютерных RPG. Тем, кто ищет свободу, рекомендую обратиться к Bethesda и Pluto 13. Остальным же пора достать носовые платки — тоска по Baldur’s Gate 2 и светлой эпохе спрайтовой изометрии не раз посетит вас.

Приступ ностальгии случится еще в прологе. Завязка сочетает сразу два древних штампа: «враги сожгли родную хату» и «собери N обломков артефакта, дабы остановить Великое Зло». Впрочем, на поиски запчастей отправился не Избранный, не сын одного из местных богов и не жертва кратковременной амнезии. Герой — обычный житель Фейруна, точнее, тихой рыбацкой деревушки Вест-Харбор, ставший заложником обстоятельств. Он бы рад переложить груз ответственности на чужие плечи и возвратиться домой, к приемному отцу и приятелям детства, но от судьбы не убежать. Придется волей-неволей вырывать отчизну из липких объятий злодеев, чье поведение — тоже плюс в копилку дизайнеров — продиктовано разумной, пусть и безжалостной, логикой.

Обидчики не столь однозначны, как кажется поначалу. Они не планируют расщепить вселенную на атомы лишь потому, что встали не с той ноги, — их мотивы сложнее. Кто-то ослеплен жаждой власти, другого терзает извращенное чувство долга перед родиной, третий стремится всего-навсего вернуть украденное добро… К тому же сценаристы ловко тасуют колоду: на всякий предсказанный поворот заготовлена пара ударов обухом по черепу.

Respect is everything

Самый запоминающийся кусок 60-часового действа — судебный процесс, где героя обвиняют, ни много ни мало, в уничтожении целого поселка. Интригующий сюжет, интересные задания, многократно ветвящиеся диалоги и система «влияния» на напарников переплетаются в этом фрагменте так тесно, что перестают быть отдельными элементами, превращая игру в отличную интерактивную драму, не уступающую по накалу страстей иным «юридическим» телешоу. Его исход (нам, естественно, нужен вердикт «невиновен») зависит от того, насколько «прокачаны» разговорные таланты, а также от отношений с товарищами по отряду и результатов проведенного вами расследования. Улики, обнаруженные на развалинах деревни, свидетели, готовые подтвердить ваши благородство и честность, — найти их нелегко. Зато как радуется сердце при виде удивленного лица «прокурорши», узнавшей о существовании второго очевидца кровавой резни!

Приятно слышать и лестные слова в свой адрес от спутников, если те, конечно, высокого о вас мнения. Neverwinter Nights 2 заимствовала механизм «репутации» из Knights of the Old Republic 2 — наши поступки и реплики определяют то, сколь тепло или холодно персонажи относятся к «полководцу». Угодить всем нельзя — приторно-праведный паладин Касавир оценит внезапный акт милосердия, а обиженный на весь мир рейнджер Бишоп, напротив, выдаст поток желчи.

Не волнуйтесь: если вы вдрызг разругались с вздорной волшебницей Карой или решаете проблемы взмахом меча (что непременно огорчит пацифистку Элейни), из партии никто не сбежит. По крайней мере, до заключительной битвы, где Obsidian реализовала идею, не прошедшую в концовку KotOR 2. Но лучше не расстраивать подопечных. Войдя к ним в доверие, вы узнаете тайны и сокровенные мечты собеседника, открыв цепочку «личных» квестов. Воровка Нишка хочет прослыть грабительницей всея Невервинтера, дварф Келгар Айронфист собирается зарыть любимый топор и стать мастером восточных единоборств. Почему бы им не помочь?

Затянутый пояс

Кое-чего все же нет. Хардкорные поклонники Baldur’s Gate 2 предали NWN 2 анафеме за отсутствие любовных романов. Действительно, единственное свидание с одним из двух потенциальных кандидатов на совместную жизнь не идет ни в какое сравнение с мегабайтами флирта и заигрываний, привычных для BioWare. Причина явно кроется в желании сэкономить на этом не самом важном аспекте геймплея. Ведь теперь общение с ключевыми NPC — не просто колонка текста в окне, они озвучены и умащены скриптами. А Atari в ее плачевном положении не намерена тратить сотни тысяч долларов на амурную болтовню.

Тем паче, что Obsidian не везде справилась и с обычными эмоциями, подменив их нездоровыми дозами пафоса. Умело выписанные характеры (особенно удались темпераментный Келгар, язвительный Бишоп и саркастичный эльф-чародей Сэнд) и замечательная озвучка не в силах смыть осадок безразличия к происходящему. Даже трагическая гибель одного из основных персонажей не трогает душу. Кто виноват: сценаристы, не сумевшие удержать планку качества в диалогах, или виртуальный оператор, постоянно берущий некрасивые ракурсы? Трудно сопереживать, когда обзор заслонен мутным узором на чьем-то плече, крышей соседнего дома или раскидистым деревом из обширной коллекции SpeedTree.

Портит гармонию и музыка, почти целиком выдернутая из оригинальной Neverwinter Nights. (Ее композитор Джереми Соул (Jeremy Soule) вообще не упомянут в титрах.) Саундтрек, недурственный сам по себе, плохо ложится на сиквел. Он не расставляет акценты, не подчеркивает события, а течет насквозь, как река, порой заглушая «прыгающую» громкость речи в роликах и звуковые эффекты, тоже взятые из NWN.

Свежее дыхание

Потерпев поражение на эмоциональном фронте, дизайнеры NWN 2 нашли отдушину в квестах, нащупали правильное соотношение «поручения/драки» и постарались, чтобы задания не набили оскомину к концу первого акта. Здесь не принято предлагать стандартные «федексы» или «замочи всех»; если они попадутся, будьте уверены: развязка удивит. Да и вариантов часто больше одного, что не в последнюю очередь решает текущий состав команды. Например, гном-всезнайка Гробнар быстро расправится с утомительной головоломкой в городском архиве; он же пригодится и в музыкальном состязании с заносчивым бардом из квартала Блейклейк.

Сюрприз преподнесли и сражения. Бесхитростные потасовки с тупыми, но щедрыми на дорогое барахло противниками ласкают самолюбие и наводят на мысли о «Monty Haul»… ровно до финальной трети игры, где сложность подпрыгивает на порядок. Череда столкновений с разъяренными «боссами» мигом растопчет ощущение превосходства у тех, кто не озаботился оснащением партии.

Благо, клинков, брони, луков, арбалетов и иных колюще-режущих предметов в Neverwinter Nights 2 хватает. Главное — скопить побольше денег и привыкнуть к невнятным значкам в инвентаре, живущем по принципу «1 объект = 1 ячейка и никакой автоматической сортировки». Кстати, под занавес вырастает и размер «сейвов» на диске — они разбухают до 150 Мб каждый.

Нервотрепка

Увы, острое оружие не убережет от глупостей дружественного ИИ. Какие бы рычаги вы ни дергали в меню «Behaviour», искусственные идиоты лезут в ловушки, очертя голову кидаясь на стоящих поодаль врагов, разрываются между несколькими целями (и подставляются под «attacks of opportunity»), читают никчемные заклинания, прочно застревают в узких проходах и отказываются следовать за вожаком. Самый убойный трюк демонстрирует Нишка — в разгар ожесточенной «разборки» девушка убегает… вскрывать сундук.

Предвосхищая хор возгласов «О боже, за что?!», разработчики оставили «красную кнопку» — режим «Puppet-master», вырубающий интеллект. Щелчок мышью — и психи-самоубийцы превращаются в смирных овечек, послушно исполняющих волю хозяина. Такой выбор избавит от расходов на валериановую настойку и корвалол, но окунет вас в нудный микроменеджмент, для которого NWN 2, в отличие от Infinity Engine, не приспособлена. Одно хорошо: как и в серии Knights of the Old Republic, коллеги с нулевым запасом здоровья не погибают, а стонут на полу, дожидаясь победы.

Свою лепту в вакханалию вносит и упрощенная анимация. В NWN и KotOR схватка двух рыцарей походила на фехтование (лезвия сталкивались, высекали искры, оппоненты делали выпады и отводили удары). Сегодня сеча напоминает массовый рейд в какой-нибудь MMORPG. Публика рубит, жалит, кусает, изрыгает однообразные спецэффекты… не взаимодействуя друг с другом. Покромсав телодвижения, авторы добились поставленной цели — баталии протекают динамичнее, чем прежде, однако необходима ли эта жертва?

Еще не Stronghold

Вторая точка приложения талантов Obsidian — мини-стратегия «менеджер крепости», намертво пришитая к телу сюжета. Нечто подобное уже мелькало в Baldur’s Gate 2 и Might and Magic 7. Взяв под управление потрепанную временем и осадами цитадель, вы должны провести капитальный ремонт укреплений и зданий, нанять фермеров, расширить, обучить и вооружить гарнизон, обезопасить прилежащие территории. Чем спокойнее в районе, тем охотнее сюда едут купцы и крестьяне, пополняя казну налогами. Иногда к вам заглядывают гости вроде «зеленых» приключенцев, жаждущих получить первую настоящую миссию.

Тут же, в замке, живут и NPC, чьи дороги пересеклись с вашей: от увлекающейся вязанием паучихи до вечного странника Гайвена и голема, восстановленного Гробнаром (если, разумеется, вы отыскали недостающие детали). На закуску — верстаки для изготовления доспехов, ножей и заколдованной бижутерии из шкур, клыков, костей и прочих расходных материалов, доступные и за пределами родных пенатов. Ремесла NWN 2 сведены под кальку с KotOR 2. Они тоже требуют специальных фитов и навыков, даром что книги рецептов разбросаны по Невервинтеру и окрестностям. Но можно и не мучаться — лавки завалены нормальными товарами.

Ни к чему не обязывает и «Sim Keep». Впустую потратив отведенный на строительство и развитие срок, вы ничем не рискуете, хотя эпизод с обороной форта станет чуть-чуть труднее. Да и крепость на момент написания этих строк не идеальна — ошибки, пусть не смертельные, отравляют воздух.

С другой стороны, встречаются «жуки» и похуже: автокарта отмечает двери микроскопическими засечками, камера бьется объективом о землю при входе в локацию, курсор упорно не желает прицеливаться в негодяев. «Фиты» некоторых престиж-классов не работают, многоканальный ЕАХ присутствует исключительно на словах (слушайте стерео, аудиофилы!), и никакой normal-мэппинг ландшафта вкупе с приличным разрешением текстур не оправдывает конвульсии тормозного движка. А жаль, ибо на максимальных настройках картинка выглядит здорово. Ждем патч до версии 1.03, обещающий, в частности, оптимизировать алгоритм расчета теней.

Neverwinter Nights 2: Обзор

Neverwinter Nights 2 – второй самостоятельный проект компании Obsidian Entertainment, в штате которой числятся сотрудники Black Isle Studios и Blizzard Entertainment. Первым, напомню, был Star Wars: Knights of the Old Republic 2, оказавшийся, мягко говоря, не слишком удачным. Орденоносная Bioware, создавшая первую часть хита про джедаев, помогала и в разработке продолжения, но результат оказался плачевный: слабо проработанный сюжет, бедный дизайн уровней, скучные квесты и отсталая графика совершенно испортили впечатление от геймплея. Новую попытку закрепиться на рынке RPG-игр разработчики предприняли, смастерив вторую часть еще одного детища канадских умельцев – Neverwinter Nights. Вместо космических баз теперь придется защищать подземелья, а роль злых ситхов исполнят некроманты. Однако что во вселенной Star Wars, что в Forgotten Realms, Зло не дремлет и строит планы, как бы захватить этот мир, попутно наделав всем гадостей.
Герой из болота
Разумеется, только от нас зависит, будет ли Зло остановлено или наступит местный конец света. Вполне привычный сценарий для большинства игр. Только вот на его основе иногда удается придумать историю, от которой невозможно оторваться, пока не узнаешь все до конца. К сожалению, к Neverwinter Nights 2 это не относится. Ничего кроме стандартного набора сюжетных ходов местный сторилайн предложить не может.
Взять хотя бы самое начало. Родная деревня главного героя отмечает праздник урожая; все веселятся, радуются, мэр поселения вручает награды победителям конкурсов. И вдруг откуда ни возьмись налетает орда кровожадных дварфов, убивающих всех без разбора (боюсь даже вспоминать, сколько RPG начиналось подобным образом). Как всегда спасение малой родины в ваших руках. Локация методично зачищается от врагов, и все действо венчается героической схваткой на хлебном поле. А выглядит это так: скриптовый ролик демонстрирует шеренгу из 10 монстров, вылезающих из леса. Как только весь отряд, идущий в самоубийственную атаку, будет уничтожен, вам покажут вторую такую же партию пушечного мяса, затем третью… По идее должна создаваться атмосфера неравной битвы с численно превосходящим противником, который хочет уничтожить остатки местного ополчения вместе с вами. На деле это все превращается в избиение трех десятков тупых клонов. Дальше – больше. Выясняется, что нечисть набежала не просто так, а в поисках некоего серебряного осколка. Якобы он был найден после сражения, уничтожившего деревеньку несколько лет назад. После того, как в ваших руках окажется этот шард, настанет пора отправиться в город Невервинтер. Именно там предстоит разгадать тайну древнего артефакта.
В своих интервью авторы делали основной упор на то, что во всех современных RPG сюжет строится по принципу изначальной избранности главного героя. Мол, он слишком рано получает возможность вершить судьбы мира. “Это нереалистично! А вот в нашей игре вы из простого жителя захолустной деревеньки, расположенной по соседству с болотом, будете постепенно растить настоящего Героя!” – пафосно заверяли нас в Obsidian Entertainment. Чем их детище отличается от других подобных игр на деле, понять невозможно. Осознание избранности приходит уже после того, как практически в одиночку вырезаешь всю напавшую на поселение армию, и не покидает до самой концовки.
Квесты делятся на основные (сюжетные) и необязательные. Впрочем, и те и другие одинаково скучны и вторичны. Задания могут быть самые разные: найти украденную вещь, спасти заложников, выбить деньги из должника. Однако, как правило, все сводится к драке. Разыскать квестовый предмет – это значит зачистить все подземелье или особняк и в самой дальней комнате обнаружить заветный сундук. Освободить захваченных беженцев – пожалуйста! Надо лишь перебить всех бандитов в лагере, поговорить с лидером спасенных крестьян и уничтожить новую порцию негодяев, материализовавшихся из ниоткуда. Это конечно очень реалистично.
Кстати, к вопросу о правдоподобности, – многие события в Neverwinter Nights 2 происходят в обход всякой логики. Например, на вас посреди белого дня могут напасть в центре города дварфы из той же шайки, что атаковала родное болото в начале игры. Идет яростный бой, а на расстоянии пары метров стоят и спокойно беседуют стражники, совершенно равнодушные к происходящему. Мимо проходят горожане, даже не повернув голову на звуки сражения. И идут они, надо сказать, не по своим насущным делам, а повинуясь воле простенького скрипта, который задает движение из точки А в точку Б. Распорядок дня? Имитация реальной жизни? Помилуйте, за этими модными «фичами» обращайтесь к Oblivion или Gothic 3, а у нас все по старинке!
Куда бы вы не пришли со своей партией, вас постоянно будут хотеть убить. К фразе “Я прикончу тебя!”, употребляемой в различных вариациях, привыкаешь уже ко второму часу игры. Ее говорят все кому не лень, и грозный вид четверки вооруженных до зубов героев отнюдь никого не смущает. Обидчики либо отчаянно храбры, либо беспробудно тупы. Второе предположение подтверждается непосредственно в схватке, когда противник окружает вашего воина, позволяя лучникам и магам расстреливать себя с безопасного расстояния. Другие супостаты, стоящие поодаль, будут смиренно ждать своей участи, вместо того чтобы прибежать на помощь товарищам.
В конечном итоге вся героическая история быстро приедается и начинает вызывать богатырскую зевоту. Еще не добравшись до Невервинтера, вам будет уже все равно, что там с этими серебряными осколками и почему вдруг повсюду объявились некроманты, собирающие отряды нежити. Ситуацию несколько спасают персонажи, путешествующие вместе с вами. Чего стоит хотя бы Нишка (Neeshka) – воровка-демоненок со смазливым личиком и стервозным характером. Ее постоянно унижают из-за рогов на голове, и она не остается в долгу, щедро отвешивая в сторону окружающих «комплименты». Особенно достается глуповатому дварфу Хелгару (Khelgar Ironfist), которому просто не терпится сломать кому-нибудь пару ребер. Когда разговаривают старшие, он вечно вставляет что-нибудь неуместное, и это приводит к драке. Нишке же мордобой не по душе, но не потому что она против кровопролития. Просто не хочет лишних неприятностей, к которым привыкла, скитаясь одна. Эту парочку, да и вас самих время от времени пытается наставить на путь истинный друид Элани (Elanee). Она само олицетворение добра и справедливости и от души возмущается всякий раз, когда вы поступаете плохо. Собственно, именно то, что каждый из персонажей участвует в разговоре, делает даже пустую перепалку с очередными разбойниками интересной и оживленной. Структура самих диалогов также радует, существует множество вариантов ответа, как и в первой части Neverwinter Nights. Обычно любой конфликт можно решить, используя свое красноречие (если, конечно, хорошо прокачан параметр харизмы, а также соответствующие скиллы): дипломатией, ложью, блефом или банальными угрозами. Другое дело, что после десятка практически идентичных ситуаций мирные методы надоедают и начинаешь просто уничтожать агрессоров.
Потемкинские подземелья
Всю игру не покидает ощущение ненатуральности, искусственности всего происходящего. Кажется, что окружающий мир – это и не мир вовсе, а картонные декорации, украшающие сцену. С тропки, проложенной разработчиками, нельзя сойти в лес и поохотиться на зверушек – курсор примет форму перечеркнутого круга. Лучше не отвлекайтесь и зайдите вон в ту заброшенную крепость, в 30 метрах от вас на другом конце уровня. Да-да, локации здесь не просто маленькие, а очень маленькие. И служат они какой-либо одной цели (думали можно просто пойти и поискать древние артефакты в упомянутых руинах? как бы не так – их посещение сугубо сюжетное). Я понимаю, мы избалованы многокилометровыми просторами Oblivion и насыщенностью мира Gothic, но даже в оригинальной Neverwinter Nights игровое пространство было больше!
К сожалению, местный “картон” выражается не только в этом. Вот, например, стоите вы рядом с особнячком: обычный такой двухэтажный коттедж. Но стоит только зайти внутрь, как вы к своему удивлению обнаружите разветвленную систему коридоров и комнат, больше соответствующую какому-нибудь замку. Кто там заикался о реалистичности? Внутреннее убранство помещений, впрочем, выглядит неплохо. Obsidian решила исправиться после позора со Star Wars: Knights of the Old Republic 2, и голых кубических залов мы больше не увидим. Напротив, каждая комнатка заставлена разной мебелью, стены украшены картинами, а на столах валяется множество всяких мелочей. Но все это мертвое, неинтерактивное. Максимум, что можно – обыскать некоторые сундуки и шкафы, остальные предметы исполняют декоративную функцию. Хотя, наверное, оно и к лучшему, ибо в закрытых пространствах игра начинает ужасно тормозить. В такой ситуации хочется не интерьером любоваться, а скорее выбраться наружу.
Вот на поверхности движок показывает чудеса производительности, без проблем отрисовывая милые пейзажи. Визуально все смотрится на твердую четверку. Текстуры высокого разрешения, аккуратные модели персонажей, сверкающая на солнце броня. Но когда дело доходит до сражения… Увы, красочно поставленные поединки из Neverwinter Nights остались в прошлом. Вы больше не увидите, как ваш воин подпрыгивает, уворачиваясь от выпада противника, или подставляет щит, блокируя удар. Ближний бой сводится к методичному маханию оружием, никакого парирования, боевые приемы абсолютно однообразны. Раньше создавалась иллюзия настоящей схватки, теперь и она перекочевала в разряд условностей.
С озвучкой битвы не лучше. Пара звуков типа «удар черпаком по кастрюле» – вот и все, что можно услышать в рукопашной схватке независимо от того, во что одеты бойцы и каким оружием дерутся. Плюс постоянные охи, ахи, рыки и предсмертные вопли. Если не задумываться обо всем этом, то звуковое оформление кажется вполне сносным. Только в итоге понимаешь, что нет ощущения драйва, все монотонно как-то.
А вот за диалоги можно простить многое, хотя и не все. Большая часть голосов подобрана практически идеально. Да и актеры изо всех сил стараются передать характер персонажей, их эмоции.
Музыка… она здесь есть. И в качестве фона совсем недурна, не надоедает, но больше ни на что и не претендует. Даже мелодия, звучащая в главном меню, совсем не цепляет. А ведь музыкальное сопровождение — едва ли не самая важная часть в создании нужной атмосферы! С тоской вспоминается марш Республики или тему Дарта Малака из Star Wars: Knights of the Old Republic…
Радует практически полное отсутствие багов, что становится все большей редкостью для современных проектов (камень в огород хромающей на обе ноги Gothic 3). Единственная серьезная ошибка, которую удалось найти, — проблема со шрифтом. Иногда после нескольких часов игры вместо нормального текста появляются иероглифы. Достаточно перезагрузиться и все приходит в норму. Впрочем, патч должен исправить и эти огрехи.
Итоговые комментарии:
Neverwinter Nights 2 — весьма неплохая RPG, четко следующая канонам жанра, но начисто лишенная изюминки, оригинальности. При этом она отказывается признавать геймплейные достижения последних лет, застряв где-то на уровне 2000-го года. Скучный сюжет немного скрашен проработанными персонажами и интересными диалогами. А милая графика и спецэффекты пытаются скрыть убогую анимацию. Иногда играть становится интересно, но большую часть времени вы, скорее всего, будете скучать, раздавая пинки десяткам желающих. Надежда остается лишь на мультиплеер и встроенный конструктор, с помощью которого любой желающий может создать свой уровень или даже полноценную игру. Кто знает, возможно фанатам удастся достичь того, чего в очередной раз не смогла Obsidian Entertainment.
Геймплей: старая-добрая RPG, не претендующая на оригинальность. Зачистка подземелий от монстров, выполнение простеньких квестов и интересные диалоги.
Графика: качественные текстуры, яркие спецэффекты, корявая анимация и тормозящий в помещениях движок.
Звук: отличная озвучка персонажей. Все остальное маловыразительно.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*