admin / 09.07.2018

Nikon d3x примеры фото

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержаться на первых местах, и для нас, фотографов, это неплохо, потому что именно наличие достойных конкурентов заставляет производителей совершать технологические прорывы. Nikon D3s — очередная камера в профессиональной полноформатной репортерской серии Nikon, с возможностями которой вас познакомит наш эксперт Александр Касперович.

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Технические характеристики

Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)

Размер: Nikon FX (36,0×23,9 мм)

Разрешение: 12,1 Мп (4256×2832)

Кроп-фактор: 1

Формат записи: RAW (NEF), JPEG

Светочувствительность: ISO 200-12 800 (расширение 100-102 400)

Видеосъемка: AVI, Motion-JPEG, 1280×720/24 кдр./с, 640×424/24 кдр./с, 320×216/24 кдр./с

Видоискатель: пентапризма, матовый экран

Площадь покрытия кадра: 100%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3,0 дюйма, около 921 000 точек

Скорость съемки: до 11 кадров/с, RAW 48 кадров в серии

Карты памяти: CF

Вес: 1240 г

Цена: $6800

Совсем недавно профессиональные репортеры получили от компании Nikon великолепный инструмент для своей работы — цифровую профессиональную камеру высшего класса Nikon D3. Грандиозный прорыв в решении одной из самых значительных проблем цифрового изображения, а именно в эффективном подавлении шумов на высоких и сверхвысоких значениях светочувствительности без значительной потери детализации и контурной резкости открыл перед фотографами поистине неисчерпаемые возможности комфортной работы, о которых они несколько лет назад и мечтать не могли.

Эта камера очень быстро приобрела огромное число поклонников во всем мире. Специалисты Nikon достаточно осторожно подошли к увеличению количества эффективных пикселей на полноформатных матрицах, считая, вероятно, оптимальным для матрицы такого формата диапазон в 12-15 миллионов: и скорость непрерывной съемки будет очень высокой, и разрешение вполне достаточное для большинства практических съемок, и существующие алгоритмы шумоподавления будут работать наиболее эффективно.

Nikon D3s, являющийся прямым наследником D3 и имеющий такое же разрешение — 12 мегапикселей, являет собой модификацию базовой модели с такими показателями, что при их изучении фотографы опять приходят в изумление. Использование в новинке матрицы нового типа и улучшение процесса обработки сигнала позволили повысить эффективный, а значит качественный показатель установки значения светочувствительности до 12 800 ISO! Вдумайтесь: это в 32 раза выше всеми нами любимой чувствительности 400 ISO, которую мы считали еще с пленочных времен достаточно высокой и приемлемой для различных репортерских съемок.

Удивительно еще и то, что в D3s повышение этих показателей (ну, может, с относительным качеством) возможно и до совсем уже умопомрачительных значений: зона расширения диапазона используемой светочувствительности доведена до значений 100-102 400 ISO! Для меня осмыслить данные показатели весьма проблематично. Воспитанный на пленочных технологиях, я всегда считал светочувствительность 3200 ISO чем-то запредельным, а уж все, что выше, — вообще за гранью восприятия…

Тем не менее некоторые наши коллеги считают такое расширение порогов светочувствительности маркетинговым ходом, я же придерживаюсь другого мнения: фотограф почти во всех случаях может быть свободен от использования вспышек и работать со светом, имеющимся в данный момент на съемочном пространстве на очень коротких выдержках (мы об этом мечтали всю свою фотографическую жизнь!). Съемки в условиях недостаточного освещения, вечерние и ночные теперь видятся совсем по-иному.

И цветопередача у новой камеры на высоте, в этом аспекте продукция Nikon совершенствуется весьма последовательно и стремительно. Сохранить отличную цветопередачу при использовании высоких значений светочувствительности удается немногим производителям аппаратуры. Словом, есть о чем поразмышлять, что мы и сделаем, протестировав Nikon D3s и проанализировав полученные фотографии.

Первые впечатления

Первый взгляд на новую камеру сразу же вызывает у нас ощущения, что все знакомо и ничего и не изменилось: абсолютно тот же корпус, органы управления находятся на своих привычных местах, и только маленькая буковка s говорит нам о том, что перед нами аппарат, который таит в себе какие-то качественные улучшения. И это действительно так: внешне D3s ничем не отличается от своего прародителя D3.

Так что ощущение привычной техники вполне объяснимо, поэтому мы не станем подробно останавливаться на описании корпуса камеры и органов ее управления, ибо Nikon D3 уже давно знаком всем почитателям этого знаменитого бренда. Гораздо важнее исследовать то, что изменилось. Но все же краткий экскурс по внешнему виду аппарата и его управлению мы проведем — это стало уже традицией наших тестовых программ.

Мощный металлический, поистине «пуленепробиваемый» корпус аппарата помимо своей функциональной прочности и абсолютной герметичности (пыле- и влагозащищенности) безупречно сконструирован и с эстетической точки зрения: великолепный дизайн и «ухватистость» не имеют себе равных.

Все органы управления расположены настолько удобно, что даже фотографы, отдававшие предпочтение другим производителям фототехники в течение долгих лет, не могли этого не признать. На передней панели корпуса традиционно располагаются кнопки фиксации объектива, репетира диафрагмы, кнопка функций, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки.

На достаточно массивном выступе пентапризмы нашли место переключатель режима выбора зоны фокусировки, регулятор диоптрийной настройки и «башмака» для вспышки.

Верхняя панель: справа от пентапризмы контрольный дисплей, а также выключатель питания, вспомогательный диск управления, спусковая кнопка и кнопки режима экспозиции и поправки экспозиции, слева — диск режима съемки с соответствующими кнопками, тут для Nikon все традиционно. Правая боковая панель: отсек для двух карт памяти CF, левая панель — гнезда для подключения различных устройств (в частности, разъем USB).

Задняя панель также не претерпела изменений: монитор, слева от которого кнопки меню, увеличения изображения, кнопки защиты, OK и Info. Слева от видоискателя — кнопки просмотра изображения и удаления файлов, справа — кнопка AF-ON и главный диск управления. Также справа от монитора мы видим мультиселектор, соединенный с рычажком блокировки переключателя фокусировки.

Чуть правее — переключатель режима выбора зоны фокусировки. Снизу, прямо под монитором, располагается еще один дисплей с соответствующим управлением, по нему выставляются значения светочувствительности, баланса белого и т. д. Заметим, что при вертикальном расположении камеры прямо под рукой оказываются дублирующие спусковая кнопка, а также главный и вспомогательный диски управления.

Так что все очень привычно, особенно для тех фотографов, которые отдают предпочтение профессиональным системам Nikon. Наш аппарат укомплектован превосходным профессиональным зум-объективом AF-S NIKKOR 28-70 mm f/2.8 ED-IF.

При проведении тестов Nikon D3s мы не станем останавливаться на всех функциях, унаследованных от базовой модели (они и так хорошо знакомы специалистам), но непременно исследуем значения порогов эффективной светочувствительности и работу системы шумоподавления при выборе критических значений чувствительности.

Побеждающий шумы

Прежде чем приступить к рассмотрению свойств Nikon D3s, мы с вами должны безусловно признать, что окончательно победить такое паразитное явление, как шумы, на сегодняшний день пока не под силу ни одной компании, производящей фотоаппаратуру.

Однако на низких и средних значениях ISO сейчас все профессиональные камеры работают превосходно, поэтому, мы сразу переходим к значениям светочувствительности, которая была неприемлема для практической съемки буквально несколько лет назад, даже со всевозможными оговорками. Итак, устанавливаем 4500 ISO. Морозное мартовское утро, я неспешно передвигаюсь по Варварке в сторону Васильевского спуска.

Слева старинный монастырь, стена которого почти в полной тени. Но солнце еще низкое, освещающее лишь часть крыши и остроконечные башенки на ней. Отмечаю на снимке, что градационные переходы очень хорошие, детализация также на высоте, а в самых глубоких тенях шумы хотя и присутствуют, но их наличие, а прежде всего ненавязчивость вполне укладываются в рамки отличного кадра, снятого с такой высокой светочувствительностью.

Ни повышение контраста, ни потеря деталей (все то, что неизменно присутствовало в моделях предыдущих поколений) никак себя не проявляет. Полнейшее впечатление отлично экспонированного кадра без намека на высокие ISO и, как правило, сильных шумов (фото 1). На выходе с Красной площади снимаю два кадра с одетыми в старинную одежду персонажами, а также двойниками предыдущих российских правителей.

Обращаю внимание, что экспозиционные параметры, которые предложил режим Р, такие: диафрагма f/10-11, выдержка 1/400-1/500 с. Выбор таких экспопар не случаен: все мы в своей практике сталкивались с тем, что либо не хватало короткой скорости выдержки, либо невозможно было прикрыть диафрагму из-за низкой чувствительности (а другую нельзя было поставить из-за тех же шумов).

На Nikon D3s этих параметров нам хватает с запасом: можно уменьшить значение диафрагмы или выбрать более короткую выдержку, главное — понимать, зачем нам это нужно в каждом конкретном случае (фото 2 и 3).

Следующую часть съемки провожу внутри здания. В это время суток в ГУМе очень мало покупателей, и никто не мешает снять несколько интерьерных кадров (фото 4 и 5). Безупречная резкость, шумы угадываются лишь под сводами балконов. И опять же они не вызывают никаких неприятных эмоций: структура их очень деликатна и напоминает пленочное зерно.

Конечно, снимая на очень высоких значениях светочувствительности мы отдаем себе отчет в том, что формат фотографий, которые мы увидим в газетах и журналах, а также на фотовыставках, возможно, налагает какие-то ограничения, но журнальные развороты вполне по силам Nikon 3 Ds даже без дальнейшей обработки в графических редакторах.

Прорыв, конечно, колоссальный: прежде фотографию, снятую при ISO 800 можно было опубликовать в формате не более 15×22, да и то с большой натяжкой, поскольку шумы делали свое вредительское дело разрушения изображения по полной программе. А сегодня ISO 800 является для фотографов (тем более для пользователей Nikon D3s) чувствительностью средней, и не более того…

Памятник маршалу Жукову, а также чугунный орнамент ворот в Александровский сад были сняты при ISO 9000. На фрагментах этого орнамента отлично видно, что и на освещенном объекте съемки, и на нем же, но в свете контровом шумы не проявляют себя пропорционально увеличению чувствительности (фото 6-8).

При съемке смены часовых у Вечного огня на Могиле неизвестного солдата чувствительность была уменьшена до ISO 3200, что в общем-то тоже немало. Шумов вообще никаких. Заодно проверил уровень детализации: на кремлевской стене все кирпичики видны четко, но тут и прикрытая до f/11 диафрагма, конечно, помогла (фото 9 и 10).

Захожу в здание факультета журналистики МГУ. Светочувствительность повышаю до ISO 6400, диафрагма f/9 позволяет увеличить глубину резко изображаемого пространства — портрет М. В. Ломоносова на стене за беседующими студентами хорошо проработан. Шумы опять же никакого раздражения не вызывают, кадр вполне подходит для печати.

Эпизод в «Лавке журналиста» позволяет оценить отличный уровень детализации, несмотря на очень высокую светочувствительность (фото 11 и 12). Заканчиваю съемку на факультете на высочайшем (без учета функций расширения) значении — ISO 12 800.

Съемка занятий в аудитории через приоткрытую дверь. Объект очень контрастный: внутри аудитории много света, двери же не освещены совсем (что-то попадает на них, конечно, но освещением это назвать никак нельзя). И тем не менее уровень шумов на очень темных участках изображения для такой громадной светочувствительности считаю просто отличным, ничего подобного ранее мне наблюдать не доводилось (фото 13).

Портрет студентки навскидку в очень темном коридоре: изображение немного уходит в теплый тон (1/80 с, f/4,5), но определить правильный баланс белого в тех условиях было, к сожалению, невозможно. Шумы есть, конечно, но не будем забывать, что это ISO 12 800 (фото 14).

Заканчиваю съемку поздно вечером при том же значении светочувствительности. Снимаю здание ресторана «Прага» и начало старого Арбата с новым торговым центром слева от него. Выдержка 1/100 с, диафрагма f/6,3 — ну разве можно было раньше с такими экспопараметрами что-то снять с рук в темноте?

А сейчас — пожалуйста, резкость превосходная, шумы на приемлемом уровне (фото 15). И последний кадр — здание в середине старого Арбата. Тут шумы проявляются существеннее, но в верхней части кадра находится практически неэкспонированная зона (фото 16). В общем, впечатления у меня от камеры самые благоприятные.

И долгожданный эпилог

Конечно, всех функций, которыми наделен Nikon D3s, на таких коротких тестах не проверить, да и задача у нас была другая. Нам предстояло выяснить, близка ли полная победа над шумами в цифровом изображении или нет. И очень хочется верить, что все-таки близка! Алгоритмы шумоподавления, которые так успешно выполняют свою работу, не дают повода усомниться в этом.

Конечно, современная фотопромышленность находится в постоянном развитии и решает не только проблемы шума. Одна из актуальных задач — увеличение буфера для файлов RAW. В Nikon D3s такой буфер вмещает до 48 кадров — и это тоже великое достижение. Добавлена также функция съемки видео с разрешением 1280×720 точек со скоростью 24 кадра в секунду. В процессе видеосъемки работает автофокус, можно записывать стереозвук, а при применении высококачественной оптики — получать ролики профессионального качества.

Так что любой репортер, предпочитающий Nikon, не ошибется в выборе, если пожелает работать с такой совершенной системой, как D3s. Подобные камеры «стареют» гораздо медленнее бюджетных, так что этот аппарат сослужит добрую службу до появления следующего поколения репортерских зеркалок. А какими они будут, мне сейчас сложно даже представить.

С момента покупки мною первой цифровой камеры прошло всего восемь лет, и то, что она предлагала тогда, казалось просто чудесами. Но то, что есть сейчас, мы не могли предположить даже в самых смелых фантазиях. Так что на прекрасном инструменте, который не хотелось выпускать из рук, я бы над буковкой s поместил бы маленькую золотую корону. Поверьте, Nikon D3s вполне заслуживает этого!

Редакция благодарит московское представительство фирмы Nikon за любезно предоставленную для испытаний аппаратуру.

Тесты в картинках

Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии.

Съемки проведены в формате JPEG высокого разрешения.

Фото 1. Хорошие градационные переходы, ненавязчивость шумов вполне укладывается в рамки отличного кадра для такой высокой светочувствительности (f/20, 1/1600 с, ISO 4500, фокусное расстояние 24 мм).

Фото 2. Экспопараметры предполагают большую глубину резкости при коротких выдержках — одно из необходимых условий репортажной съемки (f/11, 1/500 с, ISO 4500, фокусное расстояние 70 мм).

Фото 4. Безупречная резкость, шумы угадываются лишь под сводами балконов, а их структура напоминает пленочное зерно (f/11, 1/500 с, ISO 4500, фокусное расстояние 24 мм).

Фото 5. Огромный перепад яркостей в кадре был выровнен довольно неплохо (f/10, 1/400 с, ISO 4500, фокусное расстояние 24 мм)

Фото 6. Шумы не проявляют себя пропорционально увеличению светочувствительности. На фрагментах чугунного орнамента это отлично видно (f/16, 1/1000 с, ISO 9000, фокусное расстояние 44 мм).

Фото 7. Фрагмент решетки ворот Александровского сада, освещенной восходящим солнцем (f/20, 1/1600 с, ISO 9000, фокусное расстояние 66 мм).

Фото 8. Та же решетка с обратной стороны. Несмотря на съемку против света, ни шумов, ни провалов в тенях нет (f/20, 1/1600 с, ISO 9000, фокусное расстояние 56 мм).

Фото 10. При ISO 3200 шумов практически не наблюдается, отличный уровень детализации на кирпичной стене (f/11, 1/800 с, ISO 3200, фокусное расстояние 35 мм)

Фото 13. Очень контрастный объект. Снимок сделан при наивысшей заявленной рабочей светочувствительности, но уровень шумов на темных участках изображения просто отличный (f/5,6, 1/125 с, ISO 12 800, фокусное расстояние 70 мм).

Фото 14. Съемка в очень темном коридоре. Изображение уходит в теплый тон. Шум, конечно, есть, но это 12 800 ISO в крайне неблагоприятных световых условиях (f/4,5, 1/80 с, ISO 6400, фокусное расстояние 70 мм).

Nikon D3 — одна из самых титулованных, прекрасно себя зарекомендовавших и популярных профессиональных зеркальных камер в мире. С момента выхода в 2007 году и по сей день на данную модель есть хороший спрос, а с падением цены фотоаппарат стал еще привлекательней.

Камера подняла планку качества изображений при больших значениях светочувствительности очень высоко. Настолько высоко, что схожее по качеству изображение дает только вышедшая через год с небольшим Canon EOS 5D Mark II (у ранее выпущенной профессиональной камеры Canon EOS 1Ds Mark III максимальное значение светочувствительности было ограничено значением 3200).

Монотонные ряды серых телеобъективов Canon во время Олимпиады в Пекине были существенно разрежены фотографами, снимающими на D3. Модель оказалась настолько удачной, что многие новостные агентства полностью перевели свой штат с Canon на Nikon.

Стоит упомянуть, что за почти два года существования камера была несколько раз признана авторитетными ассоциациями лучшей моделью, а среди лучших фотографов года, по версиям различных ассоциаций, тоже есть немало снимающих именно на нее. И не совсем понятно, какой факт подчеркнуть первым: тот, что именитые фотографы снимают на D3, или же тот, что именно D3 — причина их побед. Постараемся разобраться.

D3 — первая цифровая зеркальная камера компании Nikon, оснащенная полноформатным сенсором (36 x 24 мм). Во многих важных технических характеристиках данная модель являлась пионером, и это особенно заметно сегодня.

Комплектация:

• зеркальная камера Nikon D3;
• крышка байонета BF-1A;
• защитная крышка на горячий башмак;
• литиево-ионная аккумуляторная батарея EN-EL4;
• зарядное устройство MH-22 на две батареи;
• USB-кабель с зажимом;
• аудиовидеокабель EG-D2;
• ремень AN-D3;
• гарантия, руководство пользователя, справочное руководство, руководство по установке ПО;
• фирменное ПО Nikon Capture NX 2.

Технические характеристики:

• Nikon FX CMOS-сенсор, 36,0 x 23,9 мм, 12,87 Мп;
• байонет Nikon F;
• 3″ TFT LCD-монитор из низкотемпературного поликристаллического кремния с диагональю 3 дюйма, разрешением 920 000 точек (VGA), углом обзора 170 градусов, регулировкой яркости и 100-процентным покрытием кадра;
• чувствительность: от 200 до 6400 единиц ISO с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV; LO-1, LO-0,7, LO-0,3, 200, 250, 320, 400, 500, 640, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3200, 4000, 5000, 6400, HI-0,3, HI-0,7, HI-1(12), HI-2;
• поддержка карт памяти CompactFlash (Type I/II, совместимые с UDMA) или Microdrive;
• форматы записи изображений:
— NEF, 12 или 14 бит, обычное сжатие (RAW, сжатие без потерь): прибл. 60-80%;
— NEF, 12 или 14 бит, обычное сжатие (RAW, обычное сжатие): прибл. 45-60%;
— JPEG: уровень сжатия может принимать значения «Приоритет размера» и «Оптимальное качество»;
• баланс белого: семь ручных режимов с тонкой настройкой, выбор цветовой температуры;
• брекетинг баланса белого: от 2 до 9 кадров с шагом 1, 2 или 3;
• режим Live View;
• функции просмотра:
— полнокадровый просмотр;
— просмотр уменьшенных изображений (4 или 9);
— увеличение при просмотре;
— слайд-шоу;
— отображение гистограммы;
— данные о съемке;
— отображение засвеченных участков;
— автоматический поворот изображения;
• видеовыход: NTSC или PAL; одновременный просмотр снимков с видеовыхода и на ЖКИ-мониторе;
• поддержка HDMI версии 1.3a, разъем типа A;
• высокоскоростной USB;
• совместимые объективы:
— объективы AF Nikkor (тип G или D): поддерживаются все функции;
— объективы AF Nikkor типа DX: поддерживаются все функции за исключением размера изображения формата FX (36×24) или 5:4 (30×24);
— объективы AF Nikkor типов, отличных от D или G*2: поддерживаются все функции, кроме 3D цветового матричного замера II;
— объективы AI-P Nikkor: поддерживаются все функции, кроме АФ и 3D цветового матричного замера II;
— объективы AI Nikkor без микропроцессора: могут использоваться в режимах А и M; электронный дальномер может использоваться при максимальной диафрагме f/5,6 или выше; цветовой матричный замер и отображение значения диафрагмы поддерживаются, если указать параметры объектива;
• несменный оптический видоискатель (пентапризма), 100% покрытие кадра, максимальное увеличение 0.7x, диоптрийная коррекция от -3 до +1;
• фокусировочный экран: матте-экран BriteView VI типа B;
• зеркало быстровозвратного типа;
• автофокусировка: TTL фазодетектная, модуль автоматической фокусировки Nikon Multi-CAM 3500FX с 51 точкой фокусировки (15 датчиков перекрестного типа); диапазон работы: от -1 до +19 EV (100 единиц ISO при 20°C);
• микрокоррекция автофокусировки (фронт- и бекфокуса);
• режимы фокусировки:
— автофокусировка: покадровая следящая (S); непрерывная следящая (C); следящая, включаемая автоматически в зависимости от состояния объекта;
— ручная фокусировка (M) с электронным дальномером;
• режим зоны АФ:
— АФ по одной точке;
— АФ с динамическим определением зоны;
— АФ с автоматическим выбором зоны;
• система замера экспозиции:
— система TTL-замера экспозиции при полностью открытой диафрагме с помощью 1005-пиксельного RGB CCD-датчика;
— 3D цветовой матричный замер II (объективы типов G и D);
— цветовой матричный замер II (прочие объективы с микропроцессором);
— цветовой матричный замер (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива);
— центрально-взвешенный замер: 75% вклада вносит круг диаметром 8, 15 или 20 мм в центре кадра или взвешенное усреднение по всей области кадра;
— точечный замер: измерение с помощью круга диаметром 4 мм (примерно 1,5% от площади кадра) в центре выбранной зоны фокусировки (или в центральной зоне фокусировки, если установлен объектив без микропроцессора);
• диапазон замера экспозиции:
1) от 0 до 20 EV (цветовой матричный или центрально-взвешенный замер);
2) от 2 до 20 EV (точечный замер) (эквивалент 100 единиц ISO; f/1,4; 20 °C);
• режимы экспозиции:
— программный Авто (P) с гибкой программой;
— автоматический с приоритетом выдержки (S);
— автоматический с приоритетом диафрагмы (A);
— ручной (M);
• поправка экспозиции: ±5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV;
• брекетинг экспозиции и/или вспышки (от 2 до 9 кадров с шагом 1/3, 2/3 или 1 EV);
• режим управления снимками: четыре параметра: «Стандарт», «Нейтрально», «Насыщенно», «Монохромный»;
• блокировка экспозиции: измеренное значение экспозиции блокируется нажатием кнопки AE-L/AF-L;
• электронный фокальный затвор из композита кевлара и углеволокна вертикального типа, отрабатываемые выдержки от 1/8000 до 30 секунд;
• синхроконтакт: синхронизация вспышки при выдержках до 1/250 с;
• управление вспышкой:
— TTL-управление вспышкой с помощью 1005-пиксельного RGB-датчика; i-TTL сбалансированная заполняющая вспышка или стандартная i-TTL-вспышка при использовании вспышек SB-900, SB-800, SB-600 или SB-400;
— режим с автоматической диафрагмой (AA): доступен при использовании вспышки SB-900, SB-800 и объектива с микропроцессором;
— автоматический режим, отличный от TTL (A): доступен при использовании вспышек SB-900, SB-800, 28, 27 и 22s;
— ручной режим с приоритетом расстояния (GN): доступен при использовании вспышки SB-800 и SB-900;
• режимы синхронизации вспышки:
— синхронизация по передней шторке (обычная синхронизация);
— медленная синхронизация;
— синхронизация по второй шторке;
— подавление эффекта красных глаз;
— подавление эффекта красных глаз с медленной синхронизацией;
• система креативного освещения: при использовании вспышек SB-900, SB-800, SB-600 и SB-R200 поддерживаются система улучшенного беспроводного освещения, автоматическая высокоскоростная синхронизация FP, обмен данными об управлении вспышкой, моделирующая вспышка и блокировка мощности вспышки;
• языки меню: русский, английский, китайский, финский, французский, немецкий, итальянский, японский, корейский, польский, португальский, испанский, шведский;
• размеры: 159,5 x 157 x 87,5 мм;
• вес: 1240 г (без батареи и карты памяти).

Ключевые характеристики

3,0″ TFT LCD высокого разрешения. 920 000 против 230 000 — это все же большая разница. А в фотоаппарате такого класса моментальный контроль полученного результата очень важен, ведь второго раза, чтобы поймать момент, у профессионалов чаще всего не бывает. Два года назад такой дисплей был редкостью, сейчас же он есть даже в таких зеркальных камерах, как Nikon D90 и Canon EOS 500D.

Углы обзора составляют около 170°, антибликового покрытия нет. Однако экран читабелен даже при самом ярком солнце и не отличается высокой маркостью. В зависимости от освещенности фон LCD-дисплея автоматически меняется со светлого на темный.

Затвор из композита кевлара и углеволокна. Стоит напомнить, что из кевлара также делают бронежилеты, а из углеволокна — сверхпрочные и легкие корпуса спортивных автомобилей. Поэтому совершенно неудивительно, что гарантированное число срабатываний затвора D3 составляет 300 000. Если вы действительно много снимаете, то в пересчете на сервисное обслуживание покупка этой камеры является более выгодным решением, чем какая-либо другая профессиональная модель.

Live View. Режим визирования по LCD-дисплею в D3 появился одним из первых среди зеркальных камер в целом. Для тех, кто уже имел опыт работы с зеркальными камерами с режимом Live View, будет очевидна прерывистость видео. Дело в том, что частота трансляции изображения с матрицы составляет всего 15 кадров в секунду.

Пыле- и влагозащищенный корпус из магниевого сплава. Так как камера разрабатывалась в первую очередь для профессиональных репортеров, устойчивости к действию неблагоприятных факторов окружающей среды уделялось особое внимание. Сборка фотоаппарата безупречна, а все элементы управления защищены от попадания пыли и влаги специальными мембранами. Посему данное видео вполне правдоподобно:

Дизайн

Как уже упоминалось выше, D3 выполнена из магниевого сплава и покрыта мягким резиновым молдингом. Дизайн камеры слегка напоминает добротный кирпич: огромные кнопки, заблокированные переключатели… Но как только берешь устройство в руки, все это моментально забывается, а огромные кнопки превращаются в большие и удобные кнопочки.

Конечно, изначально у нас были некоторые проблемы при работе с фотоаппаратом, но это было связано исключительно со стереотипами эргономики другой зеркальной системы в лице Canon. Взяв модель однажды, вы уже не захотите ее отпускать (мы отдавали D3 после тестов с большой неохотой).

Камера лежит в руке как влитая, а ко всем без исключения элементам управления осуществляется моментальный доступ. Она не перевешивает, ее вес совершенно не ощущается. Благодаря грамотному исполнению корпуса «тушки», а также несмотря на вес в 1,3 кг, фотоаппарат кажется легче, чем есть на самом деле. При долгой работе с таким штатным объективом, как 24—70 мм f/2.8 G ED, руки не устают.

При должной сноровке камеру вообще можно носить на двух пальцах, чему способствует эргономичная ложбинка на ручке. Большая резиновая прокладка имеется даже на дне фотоаппарата, что позволяет без опаски ставить его на гладкие и даже наклонные поверхности. Но лучшее место для камеры — какой бы профессиональной ни была модель — только там, откуда она не сможет упасть, то есть на полу.

Чтобы рассмотреть D3 со всех сторон, щелкните по картинке и двигайте курсором влево или вправо.

Кроме основного экрана фотоаппарат оборудован двумя дополнительными монохроматическими ЖК-дисплеями. Они подсвечиваются зеленым светом и предназначены для быстрого контроля параметров съемки. На нижнем дисплее можно контролировать параметры светочувствительности, размера и сжатия снимков, параметров баланса белого. Там же расположен динамик и микрофон, с помощью которого можно добавлять звуковые комментарии к снимкам.

Видоискатель в D3 со 100% покрытием кадра, большой, круглый, яркий и удобный. У него даже есть шторки, призванные предотвратить засветку кадра в случае съемки со штатива, когда солнце или другие источники находятся за камерой. Видоискатель защищен круглым стеклом с просветляющим покрытием. Данное стекло очень просто чистить: снял, промыл, поставил на место.

Фотоаппарат также поддерживает объективы для зеркальных камер на кропнутой матрице (DX). Видоискатель автоматически маскируется, поэтому пользователь имеет результат WYSIWYG, т. е. что видишь, то и получаешь.

D3 — одна из первых камер с двумя слотами для карт памяти CompactFlash. Работа с ними осуществляется тремя способами: запись по очереди, одновременная запись на две карты (режим бэкапа) и запись RAW-файлов на одну, а JPEG на вторую. Открыть отсек для карт памяти можно только нажав на гашетку, прикрытую небольшой металлической крышкой.

Устройство оснащено емкой (2500 mAh) аккумуляторной батареей, ресурса которой, по заявлению компании, должно хватать на ~4000 кадров. Камера приспособлена для съемки как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации, у нее имеются две кнопки спуска затвора, два рычага включения и дополнительные колеса управления. Для предотвращения случайных нажатий на спуск затвора не стоит забывать отключать соответствующую кнопку в горизонтальной ориентации.

Переключение режимов съемки сделано не совсем привычно. Вместо колесика выбора режимов PASM имеются следующие режимы (переключение между ними осуществляется только при зажатой кнопке-фиксаторе):

• S — режим покадровой съемки;
• CL — режим низкоскоростной серийной съемки;
• СH — режим высокоскоростной серийной съемки;
• LV — режим визирования по LCD-дисплею, Live View;
• режим съемки по таймеру;
• зеркало поднято.

Частоту серийной съемки в режимах низко- и высокоскоростной съемки можно задать в диапазоне от 1 до 11 кадров в секунду (на усмотрение пользователя).

В рамках вышеперечисленных режимов фотограф может выбирать любой из необходимых режимов экспозиции (P — программная автоэкспозиция, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки, M — полностью ручной).

Как ни странно, для профессионалов именно такой режим оказывается наиболее удобным. Ну а просто любителю поснимать такая организация управления камерой не доставит особых неудобств.

Практически все возможные изменения в параметры съемки можно внести путем зажатия определенной клавиши и прокрутки одного из двух колесиков. После дня отвыкания от эргономики Canon, эргономика Nikon не вызвала у автора никаких нареканий, а некоторые моменты (например, зумирование с зажатой клавишей (+) и колесиком) оказались значительно удобнее, чем, к примеру, в Canon EOS 5D Mark II.

Модель D3 оснащена 51-точечной системой автофокусировки (15 датчиков крестообразного типа), поэтому на практике камеру невозможно обмануть, снимая через сетку забора или через оконное стекло с бликами. Автофокус очень быстрый и цепкий.

Яркость подсветки точек фокусировки также можно изменять. Переключать режимы фокусировки (С, S, M) можно посредством рычажка возле байонета камеры.

S — покадровая следящая фокусировка. Фокусировка производится при нажатии кнопки спуска затвора наполовину. При появлении в видоискателе индикатора фокусировки (I) фокус блокируется и остается в этом состоянии, пока спусковая кнопка затвора нажата наполовину. При значениях по умолчанию затвор может быть спущен только в том случае, если в видоискателе отображается индикатор фокусировки.

С — непрерывная следящая фокусировка. Фотокамера фокусируется непрерывно, пока спусковая кнопка затвора не будет нажата наполовину. Если объект перемещается, то для определения расстояния до него и настройки фокусировки будет использоваться прогнозирующая следящая фокусировка. При настройках по умолчанию съемка выполняется независимо от того, находится объект в фокусе или нет.

M — режим ручной фокусировки. Автоматическая фокусировка не работает. Фокусировка осуществляется вручную с помощью фокусировочного кольца на объективе. При использовании объективов с максимальной диафрагмой f/5,6 или более светосильных фокусировку можно проверить с помощью индикатора фокусировки в видоискателе. Снимок можно сделать в любой момент, даже если объект находится не в фокусе.

Начинать фокусировку можно не только полунажатием на кнопку спуска затвора, но также и полным нажатием на кнопку AF-ON, которых, кстати, две — для горизонтального и вертикального хвата камеры.

Работа точек автофокусировки контролируется отдельным переключателем. Имеется три режима.

Автоматический выбор точки фокусировки. Камера самостоятельно определяет объект съемки и выбирает точку фокусировки. При использовании объектива типа G или D фотоаппарат может распознавать человеческие фигуры, в чем мы наглядно убедились, снимая людей в различных условиях. В семи случаях из семи камера фокусировалась именно на человека. В режиме S активные точки фокусировки загораются после ее достижения чуть меньше чем на секунду. В режиме С активные точки фокусировки не отображаются.

Автофокусировка с динамическим выбором зоны. В режиме С точка фокусировки выбирается вручную. Если объект на короткое время покидает выбранную точку фокусировки, камера продолжит наводиться на резкость, но уже по данным соседних точек. В пользовательских настройках можно выбрать 9, 21 или 51 точку фокусировки. Если же выбрано 3D-слежение, точка фокусировки выбирается автоматически с его помощью.

Автофокусировка по одной точке. Точка фокусировки выбирается вручную, камера фокусируется только на объекте в выбранной точке фокусировки. В D3 точка(-и) фокусировки, как в общем-то и все остальное, выбирается мгновенно, нужно лишь перевести кольцо-рычаг из положения L в положение, отмеченное точкой. Выбор точки фокусировки осуществляется при помощи девятипозиционного джойстика, который данным кольцом и обрамляется.

Live View. Как уже отмечалось, возможности Live View впечатляют не так сильно, как в других современных камерах, однако все необходимое для комфортной съемки есть. Фокусироваться D3 может как за счет фазодетектного механизма, так и путем фокусировки по контрасту. В режиме визирования по LCD-дисплею можно включить отображение съемочной информации, живой гистограммы и композиционной сетки.

Пользоваться Live View больше одного часа нельзя. Такие условия эксплуатации связаны с нагреванием матрицы и появлением шумов в поле кадра. C установленной на штатив камерой получить идеально резкую картинку проще простого, так как в режиме Live View можно увеличивать любую часть поля кадра до масштаба 1:1.

Меню

Сразу хочется отметить недостаток меню в зеркальных камерах Nikon — оно перегружено. Гораздо логичнее в данном случае выглядят решения Sony и Canon: иерархия меню в них построена таким образом, что скрытых от пользователя пунктов в закладках нет.

Настраиваемых параметров в D3 огромное количество. Можно задать, например, максимально приемлемое значение ISO и минимальное значение выдержки, что очень удобно при съемке с рук в сложных условиях.

Все значения меню, как и все значения пользовательских настроек камеры, можно сохранять в виде профилей (так называемые банки меню) и давать им полноценные имена. Это очень удобно при многоцелевом использовании фотоаппарата и позволяет за минимальное время быть готовым к съемке. В освоении меню очень помогает кнопка HELP, выводящая текстовое пояснение к выбранному пункту.

Камера прекрасно зарекомендовала себя во всех режимах. И хотя автоматическая работа экспозиции нареканий не вызвала, у вас есть возможность еще лучше вписываться в гистограмму: активный D-Lighting делает экспопоправку так, чтобы не выбить свет, обеспечивая фотоаппарату попадание в динамический диапазон.

При съемке с активным D-Lighting увеличивается время записи снимка на карту памяти и значительно уменьшается буфер серийной съемки. Через меню доступен также и простой D-Lighting, оптимизирующий динамический диапазон после съемки, программно. Кроме этого есть пользовательский режим управления снимками, который позволяет настроить такие параметры, как резкость, контраст, яркость, насыщенность и оттенок. Также можно применить эффекты фильтров и тонирование на свой вкус.

Есть такие функции, как съемка с интервальным таймером и мультиэкспозиция, причем в процессе ее создания используется несжатый сигнал, напрямую с матрицы. Параметры этих замечательных функций можно гибко настроить.

В режиме просмотра одновременно отображается до 9 снимков. Информация о снятом кадре разбита на семь страниц и включает в себя сведения о файле, общие сведения (цветовое пространство, коррекция виньетирования, параметры баланса белого и др.), данные о GPS, гистограмму яркости и по каналам RGB, а также три страницы дополнительных параметров съемки. Другими словами, фотограф может получить исчерпывающую информацию об отснятом материале без использования компьютера. А кроме звуковых комментариев, к снимкам можно добавлять и текстовые.

Еще одна интересная функция — виртуальный горизонт. Благодаря ей можно избежать извечного комментария «Фотография отстой, горизонт завален» на форумах фотосайтов.

Комментарий «кэнониста»

Очень понравилась гибкая система настроек, позволяющая действительно удобно работать с камерой. Удаление снимка путем двойного нажатия на кнопку delete очень удобно, в моем 5Dmk2 приходится выбирать и прокручивать колесом, что несколько дольше. Это неудобно, если нужно удалить несколько кадров подряд. Резина, которой обклеен Nikon D3, мягче и приятнее на ощупь. Не понравилось отсутствие системы автоматической очистки от пыли и организация меню, хотя это скорее придирка и вопрос привычки.

Тестовые снимки

F/1.4
Оригинальный размер фотографии

F/2.8
Оригинальный размер фотографии

F/5.6
Оригинальный размер фотографии

F/8
Оригинальный размер фотографии

F/13
Оригинальный размер фотографии

ISO

Мы решили сравнить фотографии всего диапазона ISO со снимками, сделанными при помощи камеры Canon EOS 5D Mark II. Сперва идет снимок с Nikon D3, затем снимок с Canon EOS 5D Mark II. Все фотографии сделаны в режиме Av с диафрагмой F/8 и фокусным расстоянием 50 мм:

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
LO-1

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 200

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 400

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 800

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 1600

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 3200

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 6400

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 12 800

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии
ISO 25 600

HIGH ISO NOISE REDUCTION LOW
Оригинальный размер фотографии

HIGH ISO NOISE REDUCTION NORMAL
Оригинальный размер фотографии

HIGH ISO NOISE REDUCTION HIGH
Оригинальный размер фотографии

D-lighting LOW
Оригинальный размер фотографии

D-lighting NORMAL
Оригинальный размер фотографии

D-lighting HIGH
Оригинальный размер фотографии

Серийная съемка

Изображения серии:

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Тестовые фотографии:

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Оригинальный размер фотографии

Плюсы:

• 14-битный RAW;
• качество изображений при высоких значениях ISO;
• прекрасная эргономика и качество сборки;
• гибкость в настройке под индивидуального пользователя;
• качественная система автофокусировки и экспозамера;
• более чем конкурентоспособная цена в своей нише;
• 300 000 гарантированных срабатываний затвора;
• две настраиваемые кнопки;
• возможность снимать без карты памяти для оценки результата.

Минусы:

• прерывистое Live View;
• западает 8-позиционный джойстик;
• разрешения для студийной съемки в текущих реалиях достаточно, но есть и более интересные решения;
• пара «скорость серийной съемки / разрешение» немного ниже, чем в Canon EOS 1D Mark III.

Камера Nikon D3 представляет собой одно сплошное, монолитное достоинство. Положительные стороны модели можно перечислять до бесконечности. На сегодняшний день — даже несмотря на тот факт, что камера почти два года находится на рынке — она является бескомпромиссным решением для фотографов всех направлений, кроме, пожалуй, студийной съемки, где фотоаппараты с разрешением свыше 20 мегапикселей будут выглядеть привлекательнее.

Высочайшая скорость работы и серийной съемки, великолепное качество изображений при высоких ISO и широчайший функционал делают D3 очень интересным вариантом для профессионалов. Данная камера готова ко всему за исключением дамских сумочек.

Фотоаппарат имеет слишком толстый низкочастотный фильтр, что делает такие модели, как Canon EOS 5D, интересней для пейзажной съемки. Однако детализация и резкость в 100% увеличении, пожалуй, одни из лучших в классе. Посоперничать в данной категории с D3 смогут немногие зеркальные новинки.

Фото: Влад Борисевич, Виктор Зайковский

Благодарим магазин FLASH за предоставленную на тесты фотокамеру

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*