admin / 25.09.2018

Олимпус ом 1

Знакомство с камерой

Мое первое знакомство с цифровыми системными беззеркальными камерами состоялось зимой 2009 года, когда на тест мне выдали крохотный фотоаппарат и пару компактных объективов, предварительно намекнув, что это — нечто, способное изменить мир. Тогда я сразу же отправился снимать экстремальный репортаж о соревнованиях среди любителей спуститься с почти отвесной горы на горном велосипеде. Съемка оказалась впечатляющей — получились и красивые кадры, и отличный тест для совершенно новой системы. Тогда я решил, что стоит попробовать беззеркалки системы micro 4/3 и в других жанрах: уж больно здорово у этих камер выходит отрисовывать не только центральную часть кадра, но и его края, а визирование по большому экрану без потери в качестве и скорости автофокуса привносит в съемку больше свободы. Очень скоро я уже выполнял заказ на рекламную архитектурную съемку, вооружившись одним только Olympus E-P2. Результат впечатлил теперь уже моего заказчика, и один из кадров даже попал на обложку журнала. С тех пор я часто прибегал к услугам беззеркальных фотоаппаратов в самых разных условиях — от путешествий до вполне реальных коммерческих проектов. И вот весной 2014 года мне предложили провести неделю с флагманом легендарной линейки Olympus OM-D, совершенным E-M1. И я конечно же согласился!

Кстати, изначально фотоаппараты этого семейства имели немного иное название и были пленочными. Первая камера в 1972 году была названа в честь главного конструктора (Yoshihisa Maitani) — Olympus M-1 (M значит Maitani). Однако она сразу же стала причиной скандала. Компания Leica всерьез забеспокоилась за свою линейку Leica M. В Olympus поступили просто — добавили в название камеры первую букву из имени бренда. Таким образом и родилась линейка компактных, но всегда продвинутых технически фотокамер Olympus OM, с успехом решавших три главные проблемы, досаждавших фотографам того времени: размеры, вес и вибрации при срабатывании затвора. Точно такие же преимущества получили цифровые камеры из возрожденной пару лет назад линейки OM-D.

На момент написания обзора флагманом среди камер Olympus является как раз OM-D E-M1 — камера, по количеству технических инноваций способная поспорить с любой другой на рынке. Традиционно для камер OM-D флагман имеет минимальный вес (443 грамма), сверхкомпактные габариты, огромный набор функций и возможностей и невероятный ретро-дизайн.

Побывав со мной на множестве съемок Olympus OM-D E-M1 неизменно привлекал к себе внимание. Матерые фотографы признавали в нем пленочный аппарат, молодежь также посматривала в мою сторону с нескрываемым уважением к пленочным традициям и моей смелости, на модных показах меня пускали на бэкстэдж как своего по стилю, а все без исключения знакомые оценили компактные размеры камеры. Сам же я не расставался с аппаратом буквально ни на минуту, ведь носить его на шее можно хоть целый день без устали, в руках он лежит как влитой, а возможности для съемок предоставляет буквально неограниченные. Да и о безопасности волноваться не приходится — компактная камера не вызывает у подозрительных личностей желания получить ее способом, не подразумевающим поход в магазин.

За неделю Olympus OM-D E-M1 посетила целых две недели моды в Москве, побывала у меня в студии, поработала инструментом для макросъемки, приняла участие в съемках видео и, конечно же, сопровождала меня всегда и везде в режиме LifeStyle. Обо всем этом и о многом другом я постараюсь подробно рассказать вам на этой неделе, публикуя день за днем новые части теста. Не переключайтесь!

Основные особенности камеры:

  • 16-мегапиксельная КМОП-матрица формата 4/3 без низкочастотного фильтра;

  • датчики фазовой фокусировки непосредственно на матрице;

  • система фокусировки DUAL FAST AF с поддержкой фазового и контрастного типов фокусировки;

  • 5-осевой оптический стабилизатор изображения на основе сдига матрицы;

  • скорострельность до 6,5 кадров/с с автофокусом и экспозамером, до 10 кадров/с с фиксацией экспозиции;

  • диапазон выдержек от 1/8000 до 60 с;

  • сенсорный наклонный дисплей с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек;

  • электронный видоискатель с увеличением х1,48 и разрешением 2360000 точек;

  • пыле- и брызгозащищенный корпус из магниевого сплава;

  • морозостойкость до -10 градусов;

  • интерфейс Wi-Fi;

  • Full HD видеосъемка.

Обзор Olympus OM-D E-M1

За предоставленный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 с объективом Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC Splash Proof огромная благодарность официальному представителю Olympus в Украине.

Обзор Olympus OM-D E-M1

Olympus OM-D E-M1 — очень интересная и функциональная камера, вторая камера в линейке Olympus ‘OM-D’, представленная 10 сентября 2013 года.

Пример фото на Olympus OM-D E-M1

E-M1 имеет дизайн старых пленочных камер серии Olympus OM. Внешне E-M1 смотрится просто чудесно. Корпус камеры полностью выполнен из сплава магния, имеет пыле- и влагозащиту, а также защиту от мороза. И действительно, я без проблем снимал несколько дней на морозе при ‘-10°С’. Камеру удобно держать в руке, часть корпуса покрыта специальными резиновыми вставками.

Olympus OM-D E-M1

В E-M1 хорошо продуманное управление, мне очень понравилось, что множество кнопок и дисков можно запрограммировать под свои привычки и предпочтения. Причем настройку функций диска можно отдельно выполнить для каждого из режимов P, A, S, M.

Основной диск выбора режимов съемки имеет специальную кнопку-фиксатор, которая может предотвращать случайное изменение режима съемки. Фиксатор может находится во включенном или выключенном состоянии.

Пример фото на Olympus OM-D E-M1

Возле байонета камеры имеется две программируемые кнопки, которые первоначально отвечают за просмотр глубины резкости и быстрой настройки баланса белого по белому листу. Также программируются две кнопки FN, оба диска, кнопа REC и специальный переключатель.

Olympus OM-D E-M1

Камера имеет 3-х дюймовый (на 1.036.800 точек) откидной сенсорный дисплей. Полноценного сенсорного управления с помощью дисплея нет. Меня немного удивляет, зачем было делать сенсорный дисплей с помощью которого можно использовать только несколько полезных функций. Управление с помощью сенсорного дисплея никак нельзя сравнить с полноценным мультитач экраном, например, установленным в Canon 650D, где камера воспринимает и выполняет любое касание к дисплею. Лично для меня удобство от сенсорного дисплея проявилось только в быстром выборе точки фокусировки и перелистыванию снятого материала.

Пример фото на Olympus OM-D E-M1

Кроме основного дисплея имеется и встроенный электронный видоискатель (ЭВИ) на 2.3 миллиона точек, фактически аналогичный внешнему ЭВИ VF-4. ЭВИ дает 1.48 кратное увеличение и имеет 100% покрытие кадра. Камера автоматически переключается между ОВИ и ЭВИ. Правда, когда камера переходит в спящий режим, требуется порядка одной секунды, чтобы ЭВИ снова активировался, в это время ЭВИ просто ничего не показывает, и фотограф может упустить нужный ему момент.

Olympus OM-D E-M1

Основой E-M1 является матрица на 16 МП с кроп фактором Kf=2Х. Камера может получать снимки максимального размера 4608 x 3456. Такой же Live MOS Sensor можно найти в моделях E-P5, E-PL5, E-PM2, E-PL6 и в моделях серии OM-D: E-M5 и E-M10, но из-за разных алгоритмов обработки изображения и разных фильтров низких частот качество изображения с этих камер может отличаться. E-M1 не имеет АА-фильтра, что упрощает получение резких снимков с большой детализацией.

Фото на Olympus OM-D E-M1

E-M1 может работать в диапазоне ISO 100-25600, но на самом деле ISO 100 и все значения ISO выше 5000 являются расширенными значениями. Обычно другие производители хотя бы честно называют предельные значения ISO расширенным диапазоном и вместо ISO 25.600 пишут какой-то аналог, например ISO ‘Hi 1’. На деле уровень шума у E-M1 на высоких значения ISO оставляет желать лучшего и порой уступает многим любительским зеркальным камерам формата APS-C, не говоря уже про формат APS. Виной всему — небольшой физический размер сенсора E-M1.

Olympus OM-D E-M1

E-M1 имеет продвинутую систему фокусировки. Система фокусировки особенная — помимо фокусировки по контрасту она включает в себя и фазовые датчики, расположенные непосредственно на матрице фотоаппарата.

Голубь в полете. Фото на Olympus OM-D E-M1

Фокусировка точная и быстрая и имеет просто огромное количество всевозможных настроек.

Для себя я отметил, что цепкость фокусировки E-M1 все же уступает зеркальным камерам с фазовой фокусировкой. Камера E-M1 действительно быстро и точно фокусируется, но при этом, в ряде случаев, ей нужно больше времени для наведения, особенно в сложных ситуациях, где камера ‘водит’ фокус туда-сюда. По сравнению с зеркальными камерами, E-M1 сильно выигрывает покрытием кадра точками (зонами) фокусировки и фокусировкой при съемке видео 🙂

Вспышка Olympus FL-LM2 из комплекта

В комплекте с камерой идет небольшая внешняя вспышка Olympus FL-LM2. В отличии от классических внешних вспышек, которые требуют только контактов внешнего башмака, FL-LM2 использует для работы специальный разъем. Чтобы установить вспышку, нужно снять с нее специальный блокиратор, снять заглушку башмака камеры и снять специальный предохранитель на разъеме камеры. Чтобы снять последний, я провозился минут 5.

Фото на Olympus OM-D E-M1

Отличительной особенностью E-M1 является превосходная встроенная система стабилизации. Стабилизатор у камеры очень хороший, при этом можно использовать более дешевые объективы без стабилизатора. В меню можно очень гибко настроить работу системы стабилизации, а также приоритет работы оной при использовании объективов, которые тоже имеют стабилизатор.

Пример фото на Olympus OM-D E-M1

Функция стабилизации также отлично работает с мануальными объективами и имеет ряд своих специфических настроек.

Хочу поделиться одной специфической особенностью стабилизатора E-M1. Когда камера выключена, матрица, которая подвешена с помощью системы стабилизации, довольно ощутимо стучит в середине камеры при небольшом ее колебании. Складывается ощущение, что в середине корпуса камеры что-то сломалось. Но когда я снял объектив и легонько пошатал камеру, сразу увидел, как «плавает» матрица, подвешенная системой стабилизации и при этом может слегка постукивать. Когда камера включена, никакого постукивания нет.

Olympus OM-D E-M1

Еще одним удивительным показателем камеры является огромная скорость серийной съемки, которая может достигать 10 кадров в секунду. Это отличный показатель. А еще очень и очень приятно то, что буфер кадров E-M1 очень емкий. В формате RAW буфер приблизительно помещает 35-40 файлов, а в формате JPEG приблизительно 45-50 файлов с максимальным качеством снимка. Емкость буфера слегка изменяется при включении функций, призванных улучшать картинку. OM-D E-M1 захватывает в одну секунду около 160 МП изображения (16 МП по 10 кадров в секунду), а следовательно ее производительность выше, чем у очень дорогих профессиональных зеркальных камер, таких как Nikon D800, Canon 5D Mark III и т.п. Жаль только, что RAW файлы имеют только 12-битную глубину цвета.

Фото на Olympus OM-D E-M1

Много других очень полезных функций и возможностей:

  • Система очистки матрицы от пыли.
  • Full HD видео 1920 * 1080 30p.
  • Модуль Wi-fi, с помощью которого можно дистанционно управлять камерой из смартфона или планшетного компьютера. Я без проблем установил нужное ПО и работал с функцией дистанционного управления камерой и передачи фотографий. Можно добавлять данные GPS. Конечно, GPS-приемника у камеры нет, но она может брать координаты и впечатывать их в EXIF из вашего смартфона.
  • Механический затвор, который поддерживает выдержки до 1/8000 секунды. Выдержка синхронизации со вспышкой составляет 1/320 секунды. Лично я без проблем снимал со вспышкой Nikon SB-900 на выдержке 1/400 с.
  • Множество фильтров для создания разнообразных творческих фотографий.
  • Есть очень полезная функция пикинга.
  • Присутствует мгновенное увеличение области изображения для наводки на резкость. Эта функция очень полезна при работе с мануальной оптикой.
  • Есть функция Time Laps (интервальная съемка).
  • HDR, съемка по таймеру.
  • Live Time позволяет наблюдать изменения в картинке при увеличении выдержки в реальном времени.
  • Есть выход Micro HDMI (тип D), USB и вход для микрофона. Камера использует карточки памяти SD (SDHC, SDXC) и поддерживает UHS‑I.
  • Также есть индикатор горизонта, брекетинг разного типа.
  • и много-много другого.

Объектив Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC Splash Proof

Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC Splash Proof

M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 — интересный объектив с 4.2 кратным зумом, его ЭФР составляет 24-100 мм, такой диапазон фокусных расстояний является универсальным и может применяться для огромного числа сюжетов.

Вот только меня сильно удивило, что объектив имеет слабенькую светосилу F/3.5-6.3, при этом он даже не является супер-зумом. На мой взгляд, объектив с максимальным относительный отверстие 1:6.3, в комплекте с недешевой камерой Olympus OM-D E-M1, является своего рода издевательством над покупателем. Но хорошо, что во всем остальном M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 достаточно хорош 🙂


У M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 внутренняя фокусировка и внутренний трансфокатор — при зумировании и при фокусировке объектив не изменяет свои размеры и при этом ни передняя ни задняя линза не двигаются. Кольца зумирования и фокусировки непрорезинены. Кольцо фокусировки электронное, без прямой механической связи с линзами объектива, таким образом достигается очень плавная наводка на резкость. Автоматическая фокусировка быстрая и тихая.

Пример фото на Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC. Объектив хорошо справляется с контровым светом. Из ярких источников света можно получить 10-лучевую звезду.

Кольцо зумирования может находится в трех положениях. Положение регулируется с помощью сдвига кольца вдоль оси объектива. Также на корпусе можно найти специальный индикатор, который показывает установленное положение:

1. M-Zoom — в этом режиме доступно ручное управление фокусным расстоянием объектива. При зумировании вручную объектив издает небольшой «рычащий» шум. Когда упираешься в крайние положения фокусного расстояния и продолжаешь вращать кольцо зумирования, то складывается неприятное ощущение трения пластика об пластик. Режим служит для максимально быстрого изменения фокусного расстояния. Чтобы перейти в него, достаточно потянуть кольцо зума в сторону байонета камеры.

2. E-Zoom — в этом положении доступно электронное (электро-магнитное) управление зумированием (‘Elektro-magnetic Zoom’ — ‘EZ’ в названии), при этом зумирование выполняется очень плавно, что важно при видеосъемке. Для зумирования кольцо вращением оттягивается в одну и в другую сторону, после чего камера начинает плавно и бесшумно изменять фокусное расстояние объектива. На корпусе можно найти две метки со стрелками ‘Tele’ и ‘Wide’ (‘Теле’ диапазон и ‘Широкоугольный’ диапазон), которые указывают направления для увеличения или уменьшения фокусного расстояния.

3. Macro — в данном режиме доступно максимальное увеличение 1:2.8 для макросъемки, при этом минимальная дистанция фокусировки составляет 20 см. В штатном режиме МДФ составляет 35 см. Чтобы перейти в данный режим, нужно нажать на кнопку ‘Macro’, которая находится на корпусе объектива и потянуть кольцо зума в сторону передней линзы до упора. После такой манипуляции фокусное расстояние всегда будет составлять 43 мм. Сам объектив сможет не только работать в макро режиме, но и фокусироваться на бесконечность. Грубо говоря в этом положении из зум-объектива получается фикс макро-объектив.

Блик на объектив, чтобы его получить, нужно сильно постараться 🙂

При выключении камеры, если до этого объектив был установлен в положение E-Zoom, фокусное расстояние автоматически возвращается в крайнее положение на 12 мм. Объектив хорошо собран, имеет металлический байонет, никаких люфтов или недочетов в сборке я не обнаружил. Весит чуть больше 200 грамм, жаль, в комплекте нет бленды. В оптической схеме, состоящей из 10 элементов в 9 группах, можно встретить 2 асферических элемента, 1 ED элемент и 1 HR элемент, которые и помогают создавать неплохое качество изображения.

Макро на Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC

Возле кнопки ‘Macro’ находится еще одна специальная кнопка — ‘L-Fn‘ (‘Lens FuNction’ — ‘Функциональная кнопка объектива’). Обычно кнопка служит для блокировки фокуса (‘АФ Стоп’), чтобы тот случайно не сбился, но кнопку можно перепрограммировать с помощью меню камеры ‘Функция кнопки’. Считаю, что кнопка очень удобна, ибо ее легко нажимать большим пальцем левой руки, которая поддерживает камеру и объектив во время съемки.

Пример фото на объектив Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC. Лед и его узоры.

Обязательно стоит отметить, что объектив имеет защиту от брызг (Splash Proof), обычно пишут, что он ко всему прочему пыле-, и влагозащищен. Думаю, M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 без проблем перенесет небольшой дождик.

Пример фото на Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC. Кристаллы льда.

M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 использует светофильтры диаметром 52 мм. Количество лепестков диафрагмы — всего 5 штук, что тоже, очень удивительно. Обычно современные объективы имеют больше лепестков диафрагмы. Диафрагма закрывается до F/22 по всему диапазону фокусных расстояний.

Обратите внимание, что камера автоматически исправляет много недочетов объектива, например дисторсию и виньетирование, потому увидеть «голую» работу объектива достаточно сложно. В целом объектив создает резкое, контрастное изображение, никаких претензий к качеству изображения у меня нет, но тем не менее я бы не стал покупать дорогой Olympus OM-D E-M1 с таким объективом.

Портрет на Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC

Архив с оригиналами фотографий в формате RAW можно скачать ( 615 МБ, 41 фото).

Цены на современные фотоаппараты Olympus в популярных магазинах можете .

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад, если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Итоги:

Olympus OM-D E-M1 — очень хорошая беззеркальная камера. Отлично подойдет продвинутым фотолюбителям и фотоэнтузиастам. Интересна огромной скоростью серийной съемки, отсутствием фильтра низких частот, отличным корпусом и эргономикой и многим-многим другим.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Olympus OM

Olympus OM (от «O» — Olympus, «M» — Yoshihisa Maitani) — семейство малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов, объективов и принадлежностей, продававшихся фирмой Olympus (Япония) между 1972 и 2002 годом (некоторые принадлежности поступали в продажу в начале 2003 года).

Система «Olympus OM» была разработана в 1972 году, спустя больше чем десятилетие после появления систем Nikon F, Canon R, Canon FL. Главным конструктором был Йошихиса Майтани (Yoshihisa Maitani, 1933—2009).

Основой системы «Olympus OM» была серия профессиональных фотоаппаратов, позднее разработаны любительские модели. Первой моделью был фотоаппарат «M-1» с механическим затвором. После выставки Photokina-72 компания Leica Camera потребовала переименования новой фотосистемы, использующей в названии букву «М», которая с 1954 года обозначала дальномерную линейку «Leica M». В результате, фотоаппарат был переименован в «Olympus OM-1», хотя первые 5000 экземпляров уже поступили в продажу с исходной маркировкой. На всех фотоаппаратах имелось TTL-экспонометрическое устройство и байонет собственной конструкции. К концу 1970-х годов появилась профессиональная модель «Olympus OM-2» и любительская «Olympus OM-10».

В дальнейшем фирма Olympus выпустила профессиональные камеры «Olympus OM-3» и «Olympus OM-4», а также любительские «Olympus OM-20», «Olympus OM-30» и «Olympus OM-40».

Системе «Olympus OM» соответствовал ряд объективов «Zuiko», а также большое количество принадлежностей.

Фотокамеры «Olympus OM» и большинство объективов «Zuiko» были с ручной фокусировкой, только «Olympus OM-707», выпущенный в 1986 году был единственной автофокусной моделью.

Байонет Olympus OM

Профессиональные камеры

Olympus OM-1

Основная статья: Olympus OM-1Olympus OM-1 MD

«Olympus OM-1» — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с полуавтоматической установкой экспозиции, первая профессиональная модель системы Olympus OM. Выпущен в 1972 году, первоначально назывался «Olympus M-1», по настоянию фирмы Leica название изменено на OM. Камера выполнена в пластмассовом корпусе, что значительно облегчило её вес. Особенности: TTL-экспонометрическое устройство со стрелочной индикацией в поле зрения видоискателя, полуавтоматическая установка экспозиции на открытой диафрагме, сменные фокусировочные экраны. Фотографический затвор — механический, фокальный, с матерчатыми шторками (движение вдоль длинной стороны кадра). Кольцо установки выдержек на байонете камеры, головка установки светочувствительности плёнки на верхней панели. Отключение элементов питания при хранении и переноске. Предварительный подъём зеркала был особенно ценен в микрофотографии и астрофотографии.

Olympus OM-2

Основная статья: Olympus OM-2Olympus OM-2 SP

Olympus OM-2 — автомат с приоритетом диафрагмы, разработан на базе камеры «Olympus OM-1». Модификации: «Olympus OM-2» (1975—1979); «Olympus OM-2n» (1979—1987) — с изменённым курком взвода затвора; «Olympus OM-2S» («Olympus OM-2SP») (1983—1988) — с точечным экспозамером и программным режимом автоматики. Фотографический затвор — с матерчатыми шторками, электронноуправляемый. Сохранена механическая выдержка 1/60 сек. TTL-экспонометрия работает от отражённого фотоплёнкой света. Управление автоматическими фотовспышками с использованием заобъективной экспонометрии камеры. На фотоаппаратах «Olympus OM-2S» («Olympus OM-2SP») стрелочный индикатор экспонометрического устройства заменён светодиодным графическим дисплеем.

Olympus OM-3

Olympus OM-3

Olympus OM-3 — профессиональный малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с полуавтоматической установкой экспозиции, выпущенный в качестве замены камеры «Olympus OM-1» и значительно усовершенствованный. Выпускался с 1983 по 1986 год в небольшом количестве, в настоящее время редок и пользуется спросом у коллекционеров.

Основное отличие от старшей модели ОМ-1 — добавление режима точечного экспозамера, светодиодный графический дисплей, добавлена выдержка 1/2000 сек.

В модификации Olympus OM-3Ti с титановыми крышками корпуса, выпускавшейся после восьмилетнего перерыва с 1994 до 2002 года, реализован режим TTL OTF автоматической фотовспышки с измерением света, отражённого от плёнки.

Olympus OM-4

Olympus OM-4

Olympus OM-4 — модификация камеры «Olympus OM-2», выпускался с 1983 до 1987 год (стоимость US $ 685 без объектива). Фокальный затвор с электронным управлением, автоматика с приоритетом диафрагмы, с возможностью ручной установки выдержки (и «В»). В автоматическом режиме затвор отрабатывал выдержку от 240 секунд до 1/2000 сек, выдержка синхронизации 1/60 сек.

Это был первый фотоаппарат с очень узким углом измерения при точечном экспозамере (2 % от площади кадра или 3,3 ° с 50-мм объективом). TTL-экспонометр на фотодиодах позволял производить многоточечное светоизмерение по нескольким точкам (от двух до восьми) с запоминанием и последующим автоматическим усреднением замера. Отрабатываемая выдержка отображалась на жидкокристаллическом мониторе в поле зрения видоискателя.

В 1986 году появился Olympus OM-4Ti (OM-4T в США) с «всепогодным» титановым корпусом и верхней и нижней панелями. Камера отличалась наличием автоматической поправки точечного экспонометра для измерения «по светам» и «по теням». Выпуск последней профессиональной модели прекращён в 2002 году.

Любительские камеры

Olympus OM-10

Olympus OM-10
(объектив 35-70 мм)
Olympus OM-20
(объектив 70-210 мм)

Olympus OM-10 появился в продаже в июне 1979 в одно время с профессиональной камерой «Olympus OM-2n». «Olympus OM-10» — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с приоритетом диафрагмы. Фотографический затвор — фокальный с электронным управлением, Выдержки затвора — от 1 секунды до 1/1000, а также выдержка от руки. Пентапризма несъёмная, поле зрения видоискателя 93 %, со светодиодной индикацией о работе экспонометрического устройства. Экспозамер — центральновзвешенный, светочувствительность применяемой фотоплёнки от ASA 25 до ASA 1600. Размеры корпуса камеры приблизительно 136 × 83 × 50 мм.

Olympus OM-20

Olympus OM-20 (продавался в США под наименованием Olympus OM-G) являлся модификацией камеры «Olympus OM-10». Отличия коснулись головки установки выдержек, выключателя электропитания, способа отображения информации о работе экспонометрического устройства, а также другие малые изменения.

Olympus OM-30

Olympus OM-30 Olympus OM-40

Olympus OM-30 — фотоаппарат «Olympus OM-20» с возможностью автофокусировки. При использовании нормальных объективов в поле зрения видоискателя наблюдалась подсветка, облегчающая фокусировку. К камере выпускались специальные автофокусные объективы, в наше время они очень редки́.

Olympus OM-40

Olympus OM-40 — дальнейшая модификация камеры «Olympus OM-30». Корпус с резиновым покрытием, автоматика с приоритетом диафрагмы с возможностью ручной установки выдержки. Возможность управления автоматическими фотовспышками (TTL-флешметр). Экспонометрия — по центру кадра и по краям. Если обнаруживается значительное различие освещённости при светоизмерении — происходит переключение на центр кадра. «Olympus OM-40» значительно интегрирован с профессиональными моделями (с двухзначным индексом), в том числе и с моторными приставками. Электронный автоспуск с предварительным подъёмом зеркала. Ввод значений светочувствительности фотоплёнки от 25 до 3200 ASA, в том числе и с использованием DX-кода.

Olympus OM-2000

Корпус фотоаппарата «Olympus OM-2000» выпускался фирмой Cosina, комплектовался объективами «Zuiko» с байонетом Olympus OM. Фактически эта камера не является моделью фирмы Olympus.

«Olympus OM-2000» — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с полуавтоматической установкой экспозиции. TTL-экспонометрические устройство со светодиодной индикацией. Выдержки затвора — от 1 до 1/2000 с и «В».

Фирма Cosina выпускала камеру «Nikon FM10», аналогичную фотоаппарату «Olympus OM-2000». Основное отличие — байонет F и отсутствие точечного режима экспозамера.

Объективы «Zuiko» и байонет Olympus OM

Объективы «Zuiko»

Для камер системы «Olympus OM» был разработан трёхлепестковый байонет оригинальной конструкции. Основное отличие от других систем — фиксатор байонета и репетир диафрагмы находится на оправе объектива. Так как на камерах «Olympus OM» кольцо установки выдержек находится на байонете фотоаппарата (вблизи посадочной плоскости) — на объективах «Zuiko» для удобства работы кольцо установки значений диафрагм перенесено к передней линзе объектива.

Рабочий отрезок байонета Olympus OM составляет 46 мм, поэтому использование «чужих» объективов затруднительно.

В то же время, объективы «Zuiko» с соответствующим адаптером пригодны для установки на большинство систем с меньшим рабочим отрезком, в том числе на цифровые однообъективные зеркальные и на беззеркальные цифровые камеры. При этом возможно только ручное управление диафрагмой и фокусировкой.

Объективы «Zuiko»

Объективы «Zuiko»

Объектив Угол поля зрения Количество элементов — групп Привод диафрагмы Значения диафрагмы Минимальная дистанция фокусировки Вес Длина Диаметр Крепление бленды Диаметр светофильтра
8 мм F2.8 «Fisheye» 180° (круговое) 11-7 Авто 2.8-22 0.2 м 640 г 82 мм 102 мм не требуется встроенные
16 мм F3.5 «Fisheye» 180° 11-8 Авто 3.5-22 0.2 м 180 г 31 мм 59 мм не требуется встроенные
18 мм F3.5 100° 11-9 Авто 3.5-16 0.25 м 250 г 42 мм 62 мм 49 мм, переходник на 72 мм 72 мм, резьба
21 мм F2 92° 11-9 Авто 2-16 0.2 м 250 г 43.5 мм 60 мм 55 мм, (57 мм, выдвижная) 55 мм, резьба
21 мм F3.5 92° 7-7 Авто 3.5-16 0.2 м 180 г 31 мм 59 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
24 мм F2 84° 10-8 Авто 2-16 0.25 м 280 г 48 мм 60 мм 55 мм, резьба 55 мм, резьба
24 мм F2.8 84° 8-7 Авто 2.8-16 0.25 м 180 г 31 мм 59 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
24 мм F3.5 шифт-объектив 84° (100° на макс. шифт) 12-10 Ручной 3.5-22 0.35 м 510 г 75 мм 84 мм фиксированная встроенные
28 мм F2 75° 9-8 Авто 2-16 0.3 м 250 г 43 мм 60 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
28 мм F2.8 75° 6-6 Авто 2.8-22 0.3 м 170 г 32 мм 60 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
28 мм F3.5 75° 7-7 Авто 3.5-16 0.3 м 180 г 31 мм 59 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
35 мм F2 63° 8-7 Авто 2-16 0.3 м 240 г 42 мм 60 мм 55 мм, резьба 55 мм, резьба
35 мм F2.8 63° 7-6 Авто 2.8-16 0.3 м 180 г 33 мм 59 мм 51 мм, выдвижная 49 мм, резьба
35 мм F2.8 шифт-объектив 63° (83° на макс. шифт) 8-7 Ручной 2.8-22 0.3 м 310 г 58 мм 68 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
40 мм F2 56° 6-6 Авто 2-16 0.3 м 140 г 25 мм 60 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
50 мм F1.2 47° 7-6 Авто 1.2-16 0.45 м 285 г 43 мм 65 мм 51 мм, выдвижная 49 мм, резьба
50 мм F1.4 47° 7-6 Авто 1.4-16 0.45 м 230 г 36 мм 60 мм 51 мм, выдвижная 49 мм, резьба
50 мм F1.8 47° 6-5 Авто 1.8-16 0.45 м 170 г 31 мм 59 мм 51 мм, выдвижная 49 мм, резьба
50 мм F2Macro 47° 9-7 Авто 2-16 0.24 м 320 г 55 мм 69 мм не требуется 55 мм, резьба
50 мм F3.5Macro 47° 5-4 Авто 3.5-22 0.23 м 200 г 40 мм 60 мм не требуется 49 мм, резьба
55 мм F1.2 43° 7-6 Авто 1.2-16 0.45 м 310 г 47 мм 65 мм 57 мм, выдвижная 55 мм, резьба
85 мм F2 29° 6-4 Авто 2-16 0.85 м 260 г 46 мм 60 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
90 мм F2Macro 27° 9-9 Авто 2-22 0.4 м 550 г 71 мм 72 мм 57 мм, выдвижная 55 мм, резьба
100 мм F2 24° 7-6 Авто 2-22 0.7 м 520 г 72 мм 70 мм встроенная 55 мм, резьба
100 мм F2.8 24° 5-5 Авто 2.8-22 1 м 230 г 48 мм 60 мм 49 мм, резьба 49 мм, резьба
135 мм F2.8 18° 5-5 Авто 2.8-22 1.5 м 360 г 80 мм 61 мм встроенная 55 мм, резьба
135 мм F3.5 18° 5-4 Авто 3.5-22 1.5 м 290 г 73 мм 60 мм встроенная 49 мм, резьба
180 мм F2 14° 10-8 Авто 2-22 1.6 м 1,900 г 174 мм 113 мм встроенная 100 мм, резьба
180 мм F2.8 14° 5-5 Авто 2.8-32 2 м 700 г 124 мм 80 мм встроенная 72 мм, резьба
200 мм F4 12° 5-4 Авто 4-32 2.5 м 510 г 127 мм 67 мм встроенная 55 мм, резьба
200 мм F5 12° 6-5 Авто 5-32 2.5 м 380 г 105 мм 62 мм встроенная 49 мм, резьба
250 мм F2 10° 12-9 Авто 2-22 2.2 м 3,900 г 246 мм 142 мм встроенная гладкие (46 мм, задний фильтр)
300 мм F4.5 6-4 Авто 4.5-32 3.5 м 1,100 г (1,020 м без штативного крепления) 181 мм 80 мм встроенная 72 мм, резьба
350 мм F2.8 9-7 Авто 2.8-32 3 м 3,900 г 280 мм 142 мм встроенная гладкие (46 мм, задний фильтр)
400 мм F6.3 5-5 Авто 6.3-32 5 м 1,300 г 255 мм 80 мм встроенная 72 мм, резьба
500 мм F8Reflex 5-2 зеркально-линзовый только F8 4 м 590 г 97 мм 81 мм встроенная 72 мм, резьба
600 мм F6.5 6-4 Авто 6.5-32 11 м 2,800 г 377 мм 110 мм встроенная 100 мм, резьба
1000 мм F11 2.5° 5-5 Авто 11-45 30 м 4,000 г (4,150 г) 662 мм 110 мм встроенная 100 мм, резьба
28-48 мм F4 75°-49° 8-8 Авто 4-22 0.65 м 300 г 54 мм (собранный 48 мм) 65 мм 55 мм, резьба 49 мм, резьба
35-70 мм F3.5-4.5 63°-34° 9-8 Авто 3.5-22 0.45 м 190 г 51 мм 62 мм 51 мм, выдвижная 49 мм, резьба
35-70 мм F3.5-4.8 63°-34° 7-7 Авто 3.5-22 (35 мм) 4.8-32 (70 мм) 0.4 м 185 г 65 мм 63 мм 52 мм, резьба 52 мм, резьба
35-70 мм F3.6 63°-34° 10-8 Авто 3.6-22 0.8 м 400 г 74 мм 67 мм 60 мм, выдвижная 55 мм, резьба
35-70 мм F4 64°-34° 7-7 Авто 4-22 0.75 м 385 г 71 мм 69 мм 57 мм, выдвижная 55 мм, резьба
35-70 мм F4 Auto Focus 63°-34° 9-8 Авто 4-22 0.75 м 550 г (без батареи) 70 мм 92 мм 55 мм, резьба 55 мм, резьба
35-80 мм F2.8 63°-30° 16-14 Авто 2.8-22 0.6 м 650 г 99 мм 69 мм байонетное крепление 62 мм, резьба
35-105 мм F3.5-4.5 63°-23° 16-12 Авто 3.5-22 (35 мм) 4.5-22 (105 мм) 1.5 м (на коротком фокусном расстоянии: 0.31 м) 470 г 85 мм 64 мм 55 мм, резьба 55 мм, резьба
50-250 мм F5 47°-10° 13-10 Авто 5-32 1.80 м (на коротком фокусном расстоянии: от 1.53 м до 250 мм) 780 г 140 мм 72 мм встроенная 55 мм, резьба
65-200 мм F4 37°-12° 14-11 Авто 4-32 1.2 м (на коротком фокусном расстоянии: от 0.85 м до 200 мм) 730 г 147 мм 71 мм встроенная 55 мм, резьба
70-210 мм F4.5-5.6 34°-11° 10-7 Авто 4.5-22 (70 мм) 5.6-28 (210 мм) 1.14 м 335 г 103 мм 63 мм 52 мм, резьба 52 мм, резьба
75-150 мм F4 32°-16° 15-11 Авто 4-22 1.6 м 440 г 115 мм 63 мм встроенная 49 мм, резьба
85-250 мм F5 29°-10° 15-11 Авто 5-32 2 м 890 г 196 мм 70 мм встроенная 55 мм, резьба
100-200 мм F5 24°-12° 9-6 Авто 5-32 2.4 м 570 г 148 мм 63 мм встроенная 49 мм, резьба
20 мм F2 9° на макс. увеличении 6-4 Авто 2-16 170 г 46 мм 60 мм не требуется
20 мм F3.5 9° на макс. увеличении 4-3 Ручной 3.5-16 70 г 20 мм 32 мм не требуется 21 мм, гладкое
38 мм F2.8 9° на макс. увеличении 6-4 Авто 2.8-22 170 г 46 мм 60 мм не требуется
38 мм F3.5 9° на макс. увеличении 5-4 Ручной 3.5-16 90 г 28 мм 43 мм не требуется 32 мм, гладкое
80 мм F4 (Manual) 9° на макс. увеличении 6-4 Ручной 4-22 200 г 46 мм 59 мм не требуется 49 мм, резьба
80 мм F4 (Auto) 9° на макс. увеличении 6-4 Авто 4-32 0.23 м 170 г 33 мм 60 мм не требуется 49 мм, резьба
135 мм F4.5 18° 5-4 Авто 4.5-45 0.6 м 320 г 47 мм 60 мм 57 мм выдвижная 55 мм, резьба
24 мм F2.8AF 84° 8-7 Автоматич. контроль с корпуса камеры 2.8-22 0.25 м 170 г 32 мм 62 мм встроенная 49 мм, резьба
28 мм F2.8AF 75° 6-6 Автоматич. контроль с корпуса камеры 2.8-22 0.3 м 170 г 32 мм 62 мм встроенная 49 мм, резьба
50 мм F1.8AF 47° 6-5 Автоматич. контроль с корпуса камеры 1.8-22 0.45 м 170 г 32 мм 62 мм встроенная 49 мм, резьба
50 мм F2PF 47° 6-4 Автоматич. контроль с корпуса камеры 2-22 0.45 м 150 г 37 мм 64 мм выдвижная 49 мм, резьба
50 мм F2.8AF Macro 47° 8-7 Автоматич. контроль с корпуса камеры 2.8-32 0.2 м 340 г 57 мм 66 мм встроенная 49 мм, резьба
28-85 мм F3.5-4.5AF 75°-29° 14-11 Автоматич. контроль с корпуса камеры 3.5-22 (28 мм) 4.5-27 (85 мм) 0.8 м (на коротком фокусном расстоянии: 0.6 м) 480 г 84 мм 69 мм выдвижная 55 мм, резьба
35-70 мм F3.5-4.5AF 63°-34° 9-8 Автоматич. контроль с корпуса камеры 3.5-22 (35 мм) 4.5-32 (70 мм) 0.75 m (на коротком фокусном расстоянии: 0.45 м) 250 г 53 мм 69 мм выдвижная 49 мм, резьба
35-70 мм F3.5-4.5PF 63°-34° 9-8 Автоматич. контроль с корпуса камеры 3.5-22 (35 мм) 4.5-32 (70 мм) 0.75 м (на коротком фокусном расстоянии: 0.45 м) 250 г 53 мм 69 мм выдвижная 49 мм, резьба
35-105 мм F3.5-4.5AF 63°-23° 14-13 Автоматич. контроль с корпуса камеры 3.5-22 (35 мм) 4.5-27 (105 мм) 1.5 м (на коротком фокусном расстоянии: 0.85 м) 460 г 84 мм 69 мм выдвижная 55 мм, резьба
70-210 мм F3.5-4.5AF 34°-11° 12-9 Автоматич. контроль с корпуса камеры 3.5-22 (70 мм) 4.5-32 (210 мм) 1.5 м (на коротком фокусном расстоянии: 1.35 м) 790 г 125 мм 76 мм выдвижная 55 мм, резьба

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Принадлежности

Приставной электропривод «Olympus OM Winder 2» «Olympus OM-1n» с адаптером для присоединения к эндоскопу

К системным камерам «Olympus OM» выпускалось большое количество принадлежностей, чтобы получить профессиональное использование камер OM: для портретной съёмки, фотожурналистики, спортивной и научной фотографии.

  • Приставные электроприводы;
  • сменные задники на 250 кадров;
  • фотовспышки и принадлежности к ним: флешметры, обоймы для крепления, шнуры, соединители, источники питания, светофильтры и переходники к ним;
  • сменные фокусировочные экраны;
  • принадлежности для макросъёмки: удлинительные кольца, мехи, стойки для съёмки, осветители и другие принадлежности;
  • принадлежности для микрофотографии;
  • техническая фотография: приставки для впечатывания даты и данных, адаптеры к эндоскопам и для астрофотографии;
  • сумки, футляры, рукоятки-держатели, спусковые тросики, блоки питания;

В СССР фотоаппарат «Olympus OM-1» поставлялся вместе с эндоскопами одноимённой фирмы. Объективом не комплектовался, съёмка велась через оптическую систему эндоскопа. Фокусировочный экран был заменён на коллективную линзу (наведение на резкость тоже эндоскопом). Экспонометрическое устройство присутствовало, но в медицинской фотографии не использовалось. Регулируемая по мощности электронная фотовспышка находилась в корпусе стационарного осветителя, свет проходил по гибкому волоконному кабелю-световоду.

> См. также

  • Стандарт 4/3
  • Olympus E-M5 — беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами
  • «Одуванчик»
  • Фоторегистратор

Примечания

  1. У истоков системы OM (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6/126. — С. 4.
  2. Olympus Optical Co., Ltd. (January 17, 2002). «OM system» 35-mm single lens reflex cameras sales terminated. Пресс-релиз. Проверено 2006-08-17.
  3. Hawkins, R. Lee What years were the various OM cameras produced? (недоступная ссылка). Olympus OM SLR FAQ (11 августа 2003). Дата обращения 17 августа 2006. Архивировано 12 декабря 2000 года.
  4. Фотокурьер №1, 2008, с. 13.
  5. Фотокурьер №3, 2008, с. 8.
  6. Foto&video, 1997, с. 29.
  7. Olympus OM-10/20/30/40
  8. «Olympus OM-2000» на сайте Camerapedia.
  9. «Olympus OM-2000», руководство по эксплуатации
  10. Kouichi Akagi. “interview with Yoshihisa Maitani”. Asahi Camera magazine (March 2002). Архивировано из оригинала 2009-10-27. Дата обращения 2006-08-16.
  11. Как правило, на камерах с фокальным затвором головка установки выдержек располагается на верхней или на передней панели аппарата.
  12. У малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов больший рабочий отрезок только на байонете F и на камерах Leica R
  13. Для объективов «Zuiko» разработаны адаптеры с линзой, корригирующей рабочий отрезок, но они пригодны не для всех объективов, кроме того, оптический корректор несколько уменьшает качество изображения.
  14. Unofficial Olympus OM Sales Information File (недоступная ссылка), Hans van Veluwen
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Stephen H. Westin. Alphabetical List of Camera Mounts (англ.) (6 August 2012). Дата обращения 15 июня 2013.
  16. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 В. Гуцкин. Крепление сменных объективов // «Советское фото» : журнал. — 1981. — № 4. — С. 42. — ISSN 0371-4284.
  17. IMAGE PLANE LOCATION (англ.). H System Digital Cameras. Hasselblad. Дата обращения 15 июня 2013.
  18. 1 2 3 ГОСТ 10332-63 Аппараты фотографические. Соединения объективов с камерами. Стандарты. Zenit Camera (1 января 1964). Дата обращения 17 июня 2013.
  19. 1 2 3 4 М. Д. Штыкан. Характеристики байонетов ведущих фотографических фирм Японии и их варианты, принятые в СССР и ГДР. Мировой технический уровень развития байонетов. Zenit Camera (1987). Дата обращения 15 июня 2013.
  20. 1 2 ГОСТ 10332-72 Фотоаппараты для 35-мм пленки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами. Бесплатная библиотека ГОСТов (1 июля 1973). Дата обращения 16 июня 2013.
  21. Резьбовые соединения объективов. Стандарты. Zenit Camera. Дата обращения 17 июня 2013.
  22. Модификации байонета Minolta SR. Sony Club (22 февраля 2006). Дата обращения 31 августа 2013.
  23. Olympus OM-1(n) & OM-2 (n) SLR cameras, Rick Oleson, Bruce hamm, Simon Evans & Mark Dapoz; Photography in Malaysia

Olympus OM-D E-M1 — беззеркальная камера нового поколения

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ФЛАГМАНОМ OLYMPUS

Название Olympus OM-D E-M1
Дата анонса 10 сентября 2013 г.
Тип MILC (беззеркальная)
Производитель Olympus
Информация о камере Olympus OM-D E-M
на сайте производителя
Цена, только корпус приблизительно $1800
начало продаж — середина октября 2013 года

Сразу озвучим один момент: эта статья — не полноценный тест нового флагмана Olympus, хотя на презентации, предварительном анонсе для прессы, мне удалось сделать пару сотен кадров, и почувствовать, на что эта «малышка» способна.

Официально камера была анонсирована 10 сентября, первые побликации в Рунете появились сразу. Вернее, не публикации (в моем понимании), а чуть переделанные официальные материалы и микроанализ в придачу. Но как бы ни было, наконец, была названа цена Olympus OM-D E-M1. И на это читатели живо откликнулись примерно в таком тоне: «Да лучше я себе за эти деньги пару зеркалок куплю и “рыксу” (то есть Sony RX100)».

При всем уважении к мнению читателей и писателей, логика «да лучше я себе три Ford Focus куплю, чем Mercedes E 200 Coupe» — не совсем верна и не для всех подходит. Да, цена Olympus OM-D E-M1 поначалу удивляет — это примерно 60 000 рублей за «тушку» и примерно 90 000 за «кит» с объективом M.Zuiko Digital ED 12—40mm F2.8 Pro.

Дорого? Пока не будем говорить о камере, просто сравните цены объективов M.Zuiko Digital ED 12—40mm F2.8 Pro и, допустим, Canon EF-S 17—55 f/2.8 IS USM. Учтите, что Zuiko намного легче и компактне, и по широкому углу круче — после пересчета по кроп-фактору окажется, что объектив Olympus дает диапазон фокусных расстояний 24—80 мм, а Canon — 27—88 мм (при установке на полукадровую зеркалку, разумеется). Хорошая техника стоит дорого.

Характеристики

Основные
Матрица CMOS, Four Thirds (17,3 × 13 мм).
Разрешение 16,3 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456.
Стабилизатор изображения Оптический, пятиосевой, с перемещением матрицы.
Светочувствительность ISO 100—25 600
Объектив сменная оптика
Режимы съемки «Программный», «Авто», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», «Ручной», «От руки», «Время», «i-Auto», «Сюжетные программы», «Художественные фильтры», «Фото история».
Управление экспозицией Многосегментный TTL-замер в 324 зонах. Режимы: ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень.
Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.2), RAW (формат ORF, 12 бит), RAW + JPEG, MPO (3D).
Видео Видеозапись Full HD 30 fps в форматах MOV(MPEG-4AVC / H.264), AVI (Motion JPEG) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи.
Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC.
Экран LCD 3 дюйма, 1 037 000 точек, поворотный.
Разъемы Micro-HDMI, комбинированный USB и видео (NTSC, PAL), гнездо для микрофона — mini-jack 3,5 мм, аксессуарный порт, синхронизация с внешним светом.
Серийная съемка До 10 кадров/сек до 50 кадров RAW в серии (до заполнения карты памяти при съемке в формете JPEG).
Источник питания Литий-ионная батарея (прибл. 330 кадров, 50% с Live View).
Размеры, вес 130,4×93,5×63,1 мм; 497 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные
Вспышка Съемная, устанавливается в «горячий башмак», ведущее число 10 (ISO 200).
Диапазон выдержки 1/8000 — 60 сек.
Видоискатель Электронный, 2 360 000 пикселей, поле зрения 100%,
максим. увеличение — 1,48.
GPS Нет
Беспроводные соединения Bluetooth, WiFi.
Защита Морозостойкость — до -10 °С, влагозащищенность, пылезащищенность.
Подсветка автофокуса Да.
Брекетинг По экспозиции, по чувствительности, по балансу белого.
Формат изображения 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4

Четыре трети

А перед тем как говорить о камере, придет немного окунуться в историю, сделать небольшой экскурс. Может, больше чем экскурс, в Рунете я не нашел внятной информации по Four Thirds System, если кто поделится ссылкой, буду благодарен. А то, что мне встретилось, отличается либо крайне узким взглядом (трактуется, как стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданный фирмами Olympus и Kodak), либо повторяет официальные материалы Olympus и Panasonic, не вычищая из них начинки явно рекламного характера.

На самом деле Four Thirds System — гораздо больше, чем стандарт крепления объективов с тремя лепестками на байонете и 9 сигнальными контактами. Это во многом успешная попытка создать общий, открытый для всех производителей стандарт построения по-настоящему цифровых камер. Почему «по-настоящему цифровых»? Логика Olympus в 2002 году была следующая:

  • Существующие цифровые зеркалки не являются по-настоящему цифровыми. Это «переделанные пленочные» камеры, которые тянут за собой многие «грехи» развития пленочной фототехники. Полнокадровый 35-мм сенсор не является оптимальным для «цифры» — слишком дороги матрицы такого размера, слишком крупную оптику приходится ставить на зеркалки.
  • Если сделать стандартным другой сенсор, меньшего размера, можно избавиться от множества сложностей, которые возникают при конструировании оптики и камер. Можно добиться лучших характеристик при меньших размерах.
  • И, наконец, хватит продолжать необъявленную войну стандартов, когда каждый производитель привязывает к себе пользователя фирменными объективами и вспышками. Пусть стандарт будет единым, а оптика и некоторые аксессуары — взаимозаменяемыми. Тогда парк объективов увеличится в разы, пользователю не придется ломать голову, куда девать оптику, если вдруг он решил сменить марку фотокамеры.

Рабочее пространство беззеркальных камер Micro Four Thirds вдвое уже,
чем у зеркалок Four Thirds. Это позволяет при прочих
равных (размер сенсора, прежде всего) делать
более компактные и легкие камеры.

Логика, безусловно, сильная. Но, как сразу заметили эксперты после анонса Four Thirds System на выставках 2002 года (в Европе это были Cebit и Photokina), — Canon и Nikon за вами не пойдут. Они не согласятся с ведущей ролью Olympus в создании единого стандарта. И, кроме того, у них могут быть свои соображения по поводу оптимального размера сенсора.

Разумеется, Canon и Nikon не пошли. И Pentax с Minolta тоже. Но стандарт полностью или частично был поддержан фирмами Fujifilm, Kodak, Leica, Panasonic, Sanyo, Sigma, Tamron. И все же этот альянс не создал ни одной по-настоящему популярной, очень распространенной камеры. Конечно, появлялись удачные модели: если не забираться в глубь веков и в очень дорогую технику для профи, можно назвать Olympus E-420, E-620, но они не завоевали рынок и даже не потрясли его (как в свое время сделали «псевдозеркалка» Olympus E-10 и первые зеркалки для широкого круга фотолюбителей Canon 300D, Canon 10D, Nikon D70). Panasonic, после двух не слишком удачных запусков Lumix DMC-L1 в 2006 году и Lumix DMC-L10 в 2007, прекратил опыты с зеркальными камерами.

Но ведущие производители просто так не сдаются. И в сентябре 2008 года Panasonic отыгрался, выпустив «бомбу» Lumix DMC-G1, первую камеру типа MILC (mirrorless interchangeable-lens camera, беззеркальная камера со сменной оптикой) стандарта Micro Four Thirds. Пожалуй, с нее начинается эпоха «беззеркалок», поскольку ее предшественники Epson R-D1 (2004 год) и Leica M8 (2006 год) были, скорее, имиджевыми моделями и не завоевали широкий рынок. И вместе с Lumix DMC-G1 на арену выходит дитя сотрудничества Olympus и Panasonic — стандарт Micro Four Thirds, нацеленный на укороченное рабочее пространство камеры (без зеркала). При этом параметры сенсора остаются прежними, как у «большой» Four Thirds System — матрица с размерами рабочей части 17,3 × 13 мм (диагональ 21,6 мм), соотношение сторон — 4:3, кроп-фактор — 2,0.

Плюсы и минусы

После выхода Panasonic Lumix DMC-G1, пока остальные производители размышляли о целесообразности выхода на рынок беззеркалок, время шло. Нельзя сказать, что при этом время работало только на создателей системы Micro Four Thirds. Ведь пионеры, с одной стороны, захватывают рубежи, а с другой, позволяют конкурентам трезво оценить, какие ошибки сделаны впопыхах (не все можно предусмотреть в лабораториях), и выйти на рынок со своими системами и стратегиями.

Даже первая беззеркалка Olympus, модель PEN E-P1, вышла почти год спустя, в июне 2009. И тогда фотолюбителям стало понятно, что беззеркалки — это всерьез и надолго. Производители поняли это намного раньше. Следом за Olympus подтягивается Samsung — модель NX10, январь 2010. Потом, в мае 2010 Sony выпускает модель NEX-5. Следующая «ласточка» — Pentax Q, июнь 2011. Nikon поспевает к октябрю 2011 с моделью Nikon 1 J1. Затем в марте 2012 — Fujifilm X-Pro1. И лишь последним на рынок выходи «тяжеловес» Canon, в июне 2012 с моделью Canon EOS M.

Мы едва ли сможем в одной статье рассмотреть плюсы и минусы всех беззеркальных систем. Давайте остановимся на моделях из клана Micro Four Thirds, тем более что проблемы и достижения у всех производителей сходные. К плюсам, безусловно, можно отнести:

  • Малые размеры и вес самих камер, а также оптики — по сравнению с зеркальной техникой.
  • Некоторые преимущества относительно небольшого сенсора — лучи на края сенсора падают под меньшим углом по сравнению с 35 мм кадром, и паразитные эффекты (затемнения, искажения цветопередачи) не так заметны.
  • При этом сенсор не такой и маленький — диагональ рабочего поля больше 21 мм, это почти дюйм. Значит, с шумами на высокой чувствительности можно успешно бороться.
  • Большой парк оптики. Ведь система Micro Four Thirds наследовала все наработки «старшего брата». Небольшой адаптер позволяет полноценно использовать все объективы Four Thirds System, произведенные всеми компаниями, поддержавшими стандарт. Общий парк объективов Four Thirds и Micro Four Thirds насчитывает более сорока моделей.

А с другой стороны, на солнце есть пятна:

  • Чем меньше сенсор — тем шире ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Для пейзажной съемки это хорошо, а для портретной, где постоянно «играешь» с размытием фона, это, пожалуй, плохо. Здесь Four Thirds проигрывает системам, использующим дюймовые сенсоры и разные варианты APS-C (диагональ от 27 до 29 мм). Правда, это можно компенсировать, выпуская светосильную оптику, поскольку широкая диафрагма ГРИП уменьшает. Но такая оптика, с максимальным отверстием порядка F2,0 стоит недешево.
  • Беззеркалки значительно уступают зеркалкам в скорости автофокуса. Матрица анализирует контрастные переходы изображения и привязывается к ним, это процесс относительно медленный; в большинстве зеркальных моделей можно сравнить скорость АФ в режиме LiveView и нормальном режиме, когда работает фазовый детектор АФ. И почувствовать разницу.
  • Соотношения сторон сенсора 4:3 — весьма спорный плюс. Все-таки фотографы тянутся к кадрам 3:2 и даже 16:9. Значит, часть рабочего поля сенсора для них пропадает.
  • Беззеркалки пока отпугивают многих фотолюбителей и даже профессионалов своей ценой. И ценой оптики тоже. Многих отпугивают, но некоторых привлекают, поскольку в их активе остаются малые размеры и вес.

Новый флагман

Теперь, после краткой подготовки, можно трезво судить о том, что собой представляет модель Olympus OM-D E-M1, анонсированная совсем недавно, 10 сентября этого года. Начнем с официального позиционирования: «Модель обладает более компактным размером, чем основные конкуренты, и является идеальной камерой для съемки в поездках, ее можно постоянно носить с собой, в отличие от громоздких зеркалок. Новинка сочетает портативность формата Micro Four Thirds и превосходное качество изображения DSLR камер». Насколько это соответствует действительности, мы мы будем разбираться по ходу статьи. А пока зафиксируем очевидые детали:

Над дизайном создателям OM-D E-M1 пришлось немало потрудиться. Цель при этом была, чтобы беззеркальная камера напоминала зеркалку. Но при этом создавала свой образ — полноценной замены зеркальной камеры.
На этой фотографии толком не видно, но у E-M1 нет встроенной вспышки. Небольшую вспышку, подобие встроенной, можно монтировать в «горячий башмак».

OM-D E-M1, действительно, напоминает зеркалку не только по виду, но и по ощущениям. При существенном уменьшении размеров (по сравнению с зеркалкой) удалось сохранить относительно крупные элементы управления. Они, конечно, меньше, чем у большинства зеркалок, но не вызывают дискомфорта. К ним быстро привыкаешь.
На презентации для теста камеры отводилось лишь 10 минут, за это время к управлению можно приспособиться. Но чтобы тест получился более-менее разумным, пришлось брать дополнительные 10 минут несколько раз.

Немного не укладывается в голове, что некрупная камера может дополняться батарейной рукояткой — как большая зеркалка. Но, видно, к этому придется привыкать. Даже при нейтральной позиции невольно признаешь, что OM-D E-M1 создает новые стандарты.

Экран OM-D E-M1 традиционный для продвинутых компактов и беззеркалок Olympus — откидной. Его можно поднять вверх, можно опустить вниз. Это конечно, не откидной поворотный, как у некоторых фотокамер (и практически всех видеокамер), но и такой экран дает немалые возможности для выбора нестандартного ракурса.

Технологии

Заявления о том, что Olympus OM-D E-M1 претендует на звание «ничуть не хуже зеркалки, даже лучше» не были голословными. Это стало возможно, благодаря целому «букету» новых технологий. Самая первая из них — дизайн и эргономика.

Казалось бы, говоря о технологиях, не совсем логично касаться размеров и эргономики, но подумайте сами, сколько исследований нужно провести, чтобы разработать корпус новой камеры и добиться удобного расположения элементов управления? Это, скорее всего, меньше, чем при разработке малошумящих матриц или «процессоров следующего поколения», но все же очень большая работа. И, что приятно, она принесла результаты — камера, действительно, создает впечатление «очень серьезной», несмотря на то, что она гораздо меньше средней зеркалки. При этом органы управления удобны даже для большой руки — по словам Евгения Уварова (моя рука средняя, не слишком крупная).

Создатели Olympus OM-D E-M1 потратили немало сил, чтобы камера производила
впечатление «как бы зеркалка, но гораздо компактнее зеркалки».
Любой человек, знакомый с современным производством,обладающий
поверхностными знаниями эргономики, это оценит.

Кстати, Olympus в последние годы активно развивает новые подходы к управлению фотокамерами. Недавно я тестировал компакт премиум-класса Olympus XZ-2 (статья появится в нашем разделе недели через две). Так вот, этот компакт мне пришлось изучать несколько дней, в нем есть нестандартные функции, которые сразу (интуитивно) не раскрываются, приходится заглядывать в руководство (что вообще случается нечасто, обычно с большей частью тестируемых камер все и так понятно).

Двойной автофокус. Фазовые детекторы обеспечивают скорость
фокусировки. При необходимости OM-D E-M1 может подключить
к ним контрастную фокусировку — для точности.

Следующий сильный шаг — «двойной» автофокус, комбинация возможностей матрицы и сенсоров фазового АФ. Фазовые сенсоры встроены в поле светочувствительной матрицы, а камера по характеру изображения выбирает режим наиболее быстрого автофокуса. При установке объективов Four Thirds используется только фазовый метод АФ. При установке объективов Micro Four Thirds камера выбирает — либо контрастный метод, либо комбинация фазового и контрастного.

Конечно, это не первая «ласточка». Фазовые датчики на матрице уже появились у Canon. Уже пару лет существует технология Fujifilm Hybrid Focus. Все новые технологии стараются максимально эффективно использовать возможности фазового и констрастного метода не только для скорости, но и для точности фокусировки. Olympus Dual AF при совместном использовании двух методов сначала запускает быстрый фазовый, а потом с помощью контрасного «докручивает» точность.

Датчики фазового автофокуса, встроенные в матрицу, появились
не только у Olympus. Canon и Fujifilm также производят
подобные CMOS-сенсоры. Интересно, насколько они
дороже обычных матриц?

Подход кажется очень здравым, насколько он лучше или хуже того, что предлагают конкуренты, сказать сложно. Не уверен, что это в принципе удастся проверить: пока будут накапливаться отзывы пользователей «мне удалось сфоткать муху в полете», технологии успеют перейти на следующий уровень. Фактом остается, что ведущие производители чуть раньше или чуть позже приходят к одним и тем же базовым решениям. А нюансы — они зависят от «школы», от многолетнего опыта, который у каждого производителя немалый. Скорее всего они идут примерно вровень. Если кому-то удастся сделать революционный скачок, рынок это обязательно заметит. Но пока раскладка сил на рынке остается относительно стабильной, ведь кроме чисто технических решений существуют и маркетинговые. И предпочтения фотолюбителей тоже не меняются ежесекундно.

Но вернемся к технологиям. Следующее, чем может гордиться Olympus OM-D E-M1 — электронный видоискатель. Это действительно сильная разработка, но чтобы прочувствовать всю ее силу, надо провести с камерой не один день.

Кроме внушительных размеров, высокого разрешения (более двух миллионов точек) и быстрых пикселей (время отклика — 29 мс), видоискатель OM-D E-M1 несет уникальные функции — он позволяет увидеть HDR-снимок до того, как сделан кадр. И вообще дает нам возможность «играть» с ключевыми параметрами кадра, прежде чем нажать на кнопку спуска. Мы можем, глядя в видоискатель, не пользуясь дисплеем, менять соотношение сторон, увеличение кадра, регулировать цвет и светотени.

Я не помню, чтобы про электронные видоискатели кто-то из фотографов говорил одобрительно. Пока количество точек не перевалило за миллион, и картинка безбожно мерцала, все вообще плевались и без отвращения в это «окошко» не заглядывали. Но сейчас, похоже, электронные видоискатели становятся более мощными инструментами, чем «глазки» зеркалок. В цифровой фотографии так и должно быть — ведь в теории от электроники фотограф может получить намного больше информации, чем от оптики. Но теория до недавнего времени сталкивалась с несовершенством электронных видоискателей. Похоже, что Olympus OM-D E-M1 станет «переломной» камерой, способной утвердить возможности электронных «глазков».

Поначалу новые возможности вызывают отторжение, мы не привыкли «править» фотографию в процессе съемки. Во время плотного «репортажа» это вообще невозможно, там времени хватает только на то, чтобы худо-бедно схватить кадр. А сама фотография вытягиваются из кадра потом, при обработке RAW: композиция, экспозиция, цвета… Но если у нас есть время, если мы занимаемся спокойной пейзажной съемкой? Почему не сделать фотографию во время съемки, а не в последующей обработке? Во время пейзажной съемки мы чувствуем атмосферу снимка непосредственно, намного ярче, чем потом, когда вытягиваем RAW.

Думаю, это тоже вопрос времени и привычки. Новые возможности Olympus OM-D E-M1 по цветовой коррекции во время съемки (технология Colour Creator) появились по многочисленным заявкам японских фотографов — именно так объяснили появление технологии на презентации. Я вполне допускаю, что некоторые японские фотографы работают в режиме on-line — когда кадр из камеры сразу поступает на страницы сайтов и полосы газет в авторской обработке. И заинтересованы, чтобы это было не только возможно, но и требовало минимум времени (для этого OM-D E-M1 можно законнектить со смартфоном по беспроводной связи). Просто у меня лично среди сотни знакомых фотографов, включая тех, кто работает, допустим, на Associated Press и время от времени получает Пулитцеровские премии (Александр Земляниченко), пока нет знакомых, обрабатывающих фото во время съемки. Но, вполне допускаю, что если появятся и утвердятся новые возможности, стандарты de facto, фотографы, ценящие каждую секунду своего времени, за такие возможности ухватятся.

Что такое 5 осей в трехмерном пространстве — сообразишь не сразу.
Кроме обычного 3D, еще две оси (точнее, два измерения) дают поворот
матрицы по или против движения часовой стрелки, а также ее наклон вперед-назад.
Итого получается 5D — как в «навороченных» кинотеатрах.

Следующий шаг Olympus — 5-осевая оптическая стабилизация. То есть матрица Olympus OM-D E-M1 может компенсировать тремор камеры по трем осям трехмерного пространства, а также компенсировать вращательные движения по оси «часовая стрелка — против часовой стрелки» и по оси наклона «вперед-назад». Результатом такого 5-мерного подхода является прибавка в 4 ступени EV, которую стабилизатор может подарить фотографу. Обычно эта цифра не превышает 3 ступеней. И если здесь Olympus, действительно, вырвался вперед, мы с удовольствием это подтвердим после тестирования камеры, у нас появилась неплохая методика.

И наконец, Olympus OM-D E-M1 обладает магниевым корпусом, повышенной влагостойкость, пыленепроницаемостью и морозостойкостью. «Модель OM-D E-M1 является лучшей камерой, гарантирующей превосходную работу при температуре до минус 10°C». Все это замечательно, хотя пока в официальных материалах нет данных в чем измеряется морозостойкость, все подтверждается только фразой: «По результатам тестов Olympus». Обычно камеры неплохо держат низкую температуру, а вот аккумуляторы — нет, быстро садятся. Так что для начала было бы интересно узнать, насколько меньше камера сможет сделать снимков при минус десяти, чем при плюс десяти по Цельсию. Вообще вопросов много, но поскольку камера совершенно новая, ответы получить не так просто. Некоторые моменты, думаю, не изучены даже производителем.

Итоги

Думаю, мне удалось доказать, что Olympus OM-D E-M1 — неординарная камера. Возможно, она станет «знаковой», обеспечит себе особое место в истории фотографии. Для этого есть все предпосылки, а история — она во всем и со всеми разберется. Пока единственным минусом, который удалось вскрыть во время краткого знакомства и довольно продолжительного анализа — это цена камеры и оптики. Цена переводит Olympus OM-D E-M1 в разряд камер для энтузиастов и профессионалов.

Энтузиасты всегда найдутся. Правда, их будет не так много. Но люди готовы выстаивать огромные очереди, чтобы первыми купить какой-нибудь «пятый айфон». Или платить не слишком разумные деньги за право прогнать компьютерную игру на «особом релизе» видеокарты. Об этом пишут, об этом спорят. Что касается энтузиастов-фотолюбителей, они находятся в тени общественного интереса, но они есть.

Что касается профессионалов, позвольте напоследок рассказать серию маленьких историй. На вопрос «Что вы посоветуете начинающему фотографу?» один из метров фэшн-съемки (Марсио Мадейра) ответил: «Надо взвалить на себя двадцать килограмм фотоаппаратуры и побегать с ними лет двадцать. Тогда все получится само собой». Я время от времени наблюдаю, как московский фотограф Игорь Костромин «поигрывает» на корпоративных съемках двумя камерами, которые весят четыре килограмма каждая (с объективами, вспышками и батарейными блоками). Одна камера с телевиком, другая — с широкоугольником. Четыре килограмма — небольшой вес, если «поигрывать» им минут десять. Но попробуйте продержаться в плотной съемке несколько часов! Попробуйте отправиться в фотокомандировку с 20-килограмовым рюкзаком, как это делает Евгений Уваров. Правда, все перечисленные фотографы — большие, с весом от сотни килограмм. А когда видишь «тростинку», начинающую девочку-фотографа, сгибающуюся под рюкзаком, который весит чуть больше «тростинки», — это не для слабонервных, я плакалъ.

Все это к тому, что если со временем беззеркалки заменят зеркалки и рюкзак фотографа станет вдвое легче, многие люди скажут «Олимпусу» спасибо. И будет за что. Простите, что моя позиция по ходу написания статьи выстроилась «за производителя», а не «против». Но это позиция, а не просто слова.

Галерея

Эти не просто слова я постарался подтвердить кадрами. Их много, больше обычного, но, думаю, всем интересно посмотреть, как снимает новая камера такого класса. Поэтому семплы взяты вместе с полем Adobe Photoshop, так можно оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какой фрагмент кадра 4608 х 3456 взят в качестве иллюстрации (по навигатору).

В блоке скачивания семплов те же фотографии представлены в нетронутом виде — не кадрированном, и, естественно, без какой-либо коррекции. Единственную обработку, которую некоторые из них прошли, — это конвертация из RAW в JPG. Здесь мы воспользовались не фирменным конвертором Olympus, а недавно вышедшей версией адобовского плагина CameraRAW с поддержкой Olympus OM-D E-M1. Этот конвертор работает вполне добротно, а причина того, что мы не использовали фирменный, входящий в состав Olympus Viewer 3, причина проста — фирменный конвертер удаляет из снимка данные EXIF. Странно, но факт. Поэтому, чтобы не появилось недоверие читателей, семплы прошли адобовскую обработку.

Общее примечание к снимкам. Камера очень быстра и работает не хуже зеркалки класса Canon 7D или Nikon D300 (с более крутыми аппаратами, врать не буду, у меня нет большого опыта общения). Все достоинства Olympus OM-D E-M1 за время короткого теста, конечно, оценить не удалось, а явных проколов замечено не было. Разве что иногда «мажет» автофокус. Но он и у зеркалок иногда «мажет».

Что касается съемки на высокой чувствительности, единственно, о чем жалею — что не проверил, как камера снимает на ISO выше 16000 (думал, не справится). Но, согласитесь, камера, которая на ISO 16 000 выдает фото, а не «порно» — достойная камера.

При широко открытой диафрагме (F1,8 — F5,6) камера замечательно справляется с художественным размытием фона. Так что все видимые недостатки беззеркалок производителю удалось преодолеть. А оценить качество снимков вы сможете сами: цветопередачу, шумы, «пластику» изображения (знать бы, в чем она измеряется, но такая хараетеристика есть). Такие дела.

Галерея, часть 1

Галерея, часть 2

Семплы для скачивания

Семплы JPG (объем файлов от 3 до 11 МБ)

Галерея, часть 1
ISO 200 ISO 200 ISO 250 ISO 320
ISO 320 ISO 400 ISO 500 ISO 800
ISO 1000 ISO 1250 ISO 1250 ISO 1250
ISO 1600 ISO 1600 ISO 2000 ISO 2000
ISO 2000 ISO 2000 ISO 2500 ISO 2500

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*