admin / 15.10.2018

Panasonic dmc gh4

Достоинства:

  • Удобство, эргономика аналогичная зеркальному фотоаппарату
  • Превосходное качество сборки; корпус из магниевого сплава с защитой от брызг и пыли
  • Превосходное качество изображения и производительность при высоких ISO для формата Micro Four Thirds
  • Потрясающий динамический диапазон для своего класса, улучшившийся по сравнению с предшественником
  • Очень быстрый автофокус
  • Минимальный лаг затвора
  • Высокая скорость серийной съёмки (~ 12 к/с в полном разрешении)
  • Глубокий буфер для JPEG
  • Хорошая глубина RAW-буфера (хотя может меняться с типом карты)
  • Много опций для обработки изображений в камере (шумоподавление, насыщенность, контрастность и т.д.)
  • Выносливость батареи выше среднего уровня для системного фотоаппарата (CSC)
  • Хороший диапазон действия вспышки (17м при ISO200)
  • Ресурс затвор рассчитан на 200 000 циклов
  • Электронный вариант затвора
  • Яркий и лёгко читаемый электронный видоискатель (EVF)
  • Сенсорный, чёткий, легко читаемый при ярком солнечном свете OLED-дисплей с переменным углом наклона и высоким разрешением
  • Встроенная вспышка
  • Встроенный модуль Wi-Fi и NFC
  • Много элементов для физического контроля и настройки параметров
  • Блокировка переключателя режимов
  • Запись 4K-видео в режимах: Cinema 4K (4096х2160) и Ultra HD/4K (3840х2160)
  • Очень высокое качество видео с прекрасной детализацией, цветопередачей и динамическим диапазоном
  • Высокий битрейт видео (100 Мбит/с для 4К, до 200 Мбит/с для Full HD)
  • Функции видео профессионального уровня
  • Минимальный эффект роллинг шаттера (rolling shutter) при 1080/60p и 30p видео (небольшой эффект роллинг шаттера при 1080/24p)
  • Переменная частота кадров видео: slo-mo и semi-timelapse (96 к/с и меньше до 2 к/с в разрешении 1080p)
  • Чистый выход HDMI, 4:2:2, 8 бит или 10 бит

Недостатки:

  • Производительность при высоких значениях ISO не так хороша, как в некоторых моделях APS-C, качество изображения резко падает от ISO 3200 и выше
  • Автоматический баланс белого и режим лампа накаливания дают слишком тёплый эффект в помещении при искусственном освещении
  • Вялая очистка буфера от RAW-файлов
  • Замедляется серийная съёмка в сопровождении непрерывного автофокуса (хотя это хороший уровень ~ 7 кадров в секунду)
  • Один слот для карт памяти
  • Визуальный дефект роллинг шаттер заметен в 4K-видео при 30p и 24p
  • Запись 10-битного 4:2:2 видео только с интерфейсным блоком; без него пишется видео 8-бит 4:2:0
  • Корпус не так компактен, как у других беззеркальных фотокамер; он скорее сопоставим с небольшим зеркальным фотоаппаратом
  • Вращая кольцо вокруг 4-позиционного навигационного блока можно случайно нажать на одну из клавиш по четырём направлениям
  • Высокая стоимость интерфейсного блока DMW-YAGH около 2000 долларов.

Благодаря новому четырёхъядерному процессору обработки изображения впечатляет серийная съёмка и производительность буфера. Даже в сопровождении непрерывного автофокуса серийная съёмка с GH4 остаётся на достойном уровне – 7 кадров в секунду. Без непрерывной автофокусировки серийная съёмка достигает 12 к/с.

Располагая большим буфером, который способен обрабатывать более 100 JPEG или до 40 изображений в формате RAW (при обработке RAW-файлов очистка буфера замедляется) GH4 становится достойной фотокамерой для съёмки быстро движущихся объектов, если непрерывное слежение не в приоритете.

Конечно, GH4 это настоящий гибрид фото- и видеокамеры в одном устройстве. GH3 совершила, можно сказать, прорыв на рынке видеозаписи и эти положительные тенденции в ещё большей степени развились в GH4, которая предлагает улучшенные функции для записи видео с повышенным качеством изображения. Наибольшее внимание привлекает функция 4K-видео. Системный фотоаппарат GH4 из коробки готов к записи видеороликов в ультра высоком разрешении: Cinema 4K и Ultra HD/4K. Формат Full HD также получил значительный прирост качества изображения с тремя вариантами битрейта (200, 100 и 50 Мбит/с), множеством характеристик профессионального уровня в виде функции focus peaking, «зебра», настройки уровня чёрного и освещённости, др.

Видео впечатляет высокой степенью детализации, качественной картинкой и отличным динамическим диапазоном. Хотя по умолчанию изображения получаются с немного тяжеловатым контрастом, но GH4 позволяет легко настроить стиль изображения, тональность, резкость и контрастность по своему вкусу или в соответствии с потребностями.

Один из самых больших недостатков GH4 это размер датчика. Сенсор Four Thirds просто не способен к аналогичной производительности на высоких ISO при съёмке в тусклом освещении, как большинство фотокамер формата APS-C в этом ценовом диапазоне. Качество изображения существенно снижается, начиная от ISO 3200, и отстаёт от некоторых фотокамер с большими датчиками, но находится на одном уровне с лучшими моделями Micro Four Thirds на момент написания статьи.

Другой потенциальный недостаток (хотя по общему признанию довольно субъективный) заключается в физических размерах. В конструкции беззеркальных фотокамер отсутствует зеркало, поэтому они имеют возможность отличиться компактностью, по крайней мере, значительно меньшим корпусом, чем у зеркалок. Однако Panasonic GH4 по-прежнему довольно крупная фотокамера, сопоставимая по размерам и эргономике с небольшой зеркалкой вроде Canon EOS 700D или Nikon D5300. Это означает, что GH4 всё же гораздо меньше и легче, чем, к примеру, фотоаппарат Canon 5D Mark III, с которым он конкурирует в видеоспецификациях, но на его фоне Panasonic имеет значительное преимущество в размерах и в весе. И, конечно, объективы Micro Four Thirds меньше, чем полнокадровые объективы для формата APS-C.

Если вы привыкли к съёмке зеркальным фотоаппаратом и хотите обзавестись беззеркальной фотокамерой, которая предоставит вам аналогичную эргономику и удобство в использовании классической зеркалки, то GH4 фотокамера для вас. Если вы в поисках более портативного устройства, которое повсюду сможете носить с собой, то GH4 не сможет вас порадовать, если только вы не готовы везде носить с собой фотосумку.

В целом, Panasonic GH4 наследует выдающиеся характеристики и производительность GH3, но поднимает их на ступеньку выше. Фотоаппарат предлагает увеличенную скорость серийной съёмки, ускоренный автофокус и разнообразные видеоориентированные функции, 4K-видео, Full HD с высоким битрейтом, функции focus peaking и зебра, множество настроек изображения и чистый несжатый выход HDMI. GH4 оправдает ожидания не только профессиональных фотографов, но и опытных видеооператоров.

Несомненно, Panasonic GH4 одна из лучших системных фотокамер формата Micro Four Thirds на сегодняшнем рынке.

Panasonic GH4, GH5 Использование родных объективов

Объективы Panasonic. Обзор

Объективы Panasonic | Обзор

Сегодня мы говорим о родных объективах с фиксированным фокусным расстоянием для GH4

Объективы могут быть разделены на две главных категории – фиксированные и объективы с увеличением масштаба изображения. Фикс — это объектив с единственным фокусным расстоянием (например, 50 мм), в то время как зум-объектив показывает возможное фокусное расстояние.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обычно и называются их фокусным расстоянием. Например, 25 мм, 35 мм, 50 мм и 85 мм — все общие фокусные расстояния объектива с фиксированным фокусным расстоянием.Теперь, когда Вы знаете, что такое объектив с фиксированным фокусным расстоянием, давайте поговорим о том, почему Вы должны снимать фикс-объективами

Простота фикс-объектива

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием имеет более простую конструкцию и меньше движущихся частей, чем зум-объективы. Это делает их менее восприимчивыми к таким проблемам, как хроматическая аберрация, окаймление и блики.

Внимание на съемку

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием не обременяют Вас горой вариантов, при принятии решения, как скомпоновать кадр. С единственным фокусным расстоянием, вам не нужно тратить время на определение того, насколько вы должны увеличить или уменьшить масштаб.

Перемена фокусных расстояний, что может отвлечь вас при съемке. С фиксированным объективом, вы можете сосредоточиться на том, что бы делать отличные снимки.

Маленькие объективы

Родные линзы для GH4 — небольшие, но меньше компонентов и более простая конструкция означают, что родные объективы могут быть действительно маленькими и легкими. Например, 20-миллиметровый объектив-блинчик легко помещается в Ваш карман и объектив настолько легок, что Выможете про него забыть. А есть ли он там?!

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием с широкими апертурами как f/1.4 и f/1.8 довольно распространены. Некоторые из них быстры* (светлы) так же как f/0.95 и f/1.2!

Эти большие апертуры делают объективы с фиксированным фокусным расстоянием идеальным выбором,для съемки при недостаточной освещенности и достижения маленькой глубины резкости.

*Понятие «быстроты» (Светлости) в данном случае относится к максимальному раскрытию диафрагмы, на которое способен ваш объектив (чем шире диафрагма, тем больше света пропускает объектив). Быстрые объективы дают вам огромное преимущество в ситуации, когда вам нужно снимать на короткой выдержке в условиях слабого освещения.

Фиксированные объективы сделают фото лучше

Некоторые могут полагать, что единственное фокусное расстояние ограничивает в съемке, но объектив с фиксированным фокусным расстоянием, фактически помогает Вам быть более творческим и находить разные решения для своей задачи.

Наличие фокусного расстояния зум-объектива облегчает вашу задачу, который Вы хотите реализовать, но фикс-объектив даст Вам только один вариант, таким образом, Вы учитесь искать новые углы и перспективы, Вы исследуете различные возможности, Вы учитесь двигаться.

Проще говоря, объектив с фиксированным фокусным расстоянием помогает Вам вырасти как режиссеру.

Лучшие объективы с фиксированным фокусным расстоянием для GH4

Есть много родных объективов с фиксированным фокусным расстоянием, доступных для GH4. Вот список рекомендуемых родных объективов с фиксированным фокусным расстоянием:

Olympus 12mm f/2.0 — широкофокусны и быстрый.
Panasonic 14mm f/2.5 — доступный широкоугольный объектив-блин
Panasonic 15mm f/1.7 — светлее, чем 14 мм Panasonic, но также и более дорогой
Olympus 17mm f/1.8 — обеспечивает поле зрения на GH4, аналогичное популярному 35-миллиметровому фокусному расстоянию.
Voigtlander 25 мм f/0.95 II — сумасшедший светосильный объектив и сделан «как танк» . Отлично подходит для низкой освещенности и малой глубиной резкости
Olympus 25mm f/1.8 — доступный светлый объектив с универсальным фокусным расстоянием.
Panasonic 42.5mm f/1.2 — светосильный для среднего телеобъектива. Отлично подходит для интервью и портрета.
Olympus 45mm f/1.8 — Даёт хорошее органическое изображение.
Olympus 60mm f/2.8 Macro — резкий объектив, идеально подходит для макросъемки.
Olympus 75mm f/1.8 — телеобъектив, который обеспечивает наилучшее качество изображенияиз многих доступных.

Если Вы должны были выбрать только один родной объектив с фиксированным фокусным расстоянием, многие рекомендуют Olympus 25mm f/1.8. Это — доступная линза, но ее универсальное фокусное расстояние и широкая апертура позволят Вам получать лучшие результаты во множестве съемочных ситуаций (например, пейзажи, интервью, и т.д.).

Самые светосильные в системе MFT объективы, все топовые линзы с лучшими характеристиками и хорошим автофокусом:

От участника форума: Andrew Placid

Видеосъемка фотоаппаратом. Panasonic DMC-GH4

Более года назад мы изучили первую доступную на рынке потребительской электроники камеру, снимающую в режиме 4K. Назвать ее полноценным инструментом, к сожалению, не получится — это экшн-камера. Однако данную камеру вполне можно считать первым звоночком, пробным. Теперь, спустя довольно долгий срок, мы встречаем второй 4K-звонок. Но уже диаметрально противоположный по своему весу, поскольку речь идет о недешевой фотокамере профессионального назначения.

  • Конструкция, технические характеристики
  • Видеосъемка
  • Программное обеспечение
  • Сравнительное тестирование
  • Выводы

Конструкция, технические характеристики

Поступившая для тестирования фотокамера имеет в комплекте USB-кабель с нестандартным мини-разъемом, подключаемым к порту фотоаппарата, зарядное устройство, основное руководство пользователя на английском языке и компакт-диск с ПО и полными версиями руководств на разных языках.

В «нагрузку» к фотокамере компания Panasonic предоставила также объектив H-HS35100, батарейную рукоятку DMW-BGGH3 и модуль интерфейсов AG-YAGHG.

По правде, рассматриваемую камеру можно — и правильней — называть не DMC-GH4, а AG-GH4U. Таковы жесткие условия маркетологов Panasonic: камера GH4 в поставке с модулем интерфейсов AG-YAGHG называется AG-GH4U, а без такого модуля этот же аппарат зовется иначе — DMC-GH4 (фирменные индексы видеооборудования Panasonic: DMC — бытовой сектор, AG или AJ — профессиональный сектор). Но мы не станем вносить сумятицу и будем рассмотривать именно бытовую версию камеры под именем DMC-GH4, поскольку для тестирования модуля интерфейсов требуется специальное оборудование, которым мы не располагаем (а и вообще, что там изучать? Надежность коммутации?).

Фотоаппарат, водруженный на данный постамент, выглядит более чем внушительно. Именно поэтому было решено остановиться на такой фотографии.

Следует отметить, что конструкция интерфейсного модуля не позволяет откинуть дисплей камеры так, как хочется — мешает входной блок, соединяющий HDMI-выход фотоаппарата с внутренней видеоразводкой интерфейсного модуля.

Дисплей камеры имеет поворотную конструкцию, его можно развернуть в любом направлении, как вперед, так и вниз. В том числе зафиксировать в корпусе фотоаппарата в положении «экраном наружу».

Управляющих элементов на корпусе аппарата более чем достаточно для быстрой активации того или иного режима/функции. Но тут, конечно, требуется хорошая мышечная память или большая практика съемки данной фотокамерой, чтобы не разглядывать корпус всякий раз при необходимости что-либо включить — очень уж мелки эти кнопки, расположенные рядышком друг с другом и часто утопленные в корпус.

Слот для карт памяти находится сбоку — очень хорошо, не нужно снимать камеру со штатива, если потребуется заменить карту.

Кстати, о картах. Несмотря на то, что камера поддерживает стандартные типы карт формата SD/SDXC, работа в некоторых режимах с такими картами не гарантируется — аппарату требуется более скоростное хранилище. Рекомендуемая карта памяти маркируется как microP2, а следующая табличка отображает общие требования к носителям информации.

Ввиду большого риска получить неработающий кирпич вместо 4K-камеры, мы попросили предоставить вместе с фотоаппаратом требуемую карту памяти. Обратите внимание на количество контактов в этой карте (о ее стоимости лучше не знать, нервы надо беречь):

Конечно, мы проверили работу камеры с несколькими другими картами памяти, имеющимися в наличии стандартными SDHC объемом до 32 ГБ (более емкие карты покупать нет смысла, все они одинаково ненадежны).

В режиме AVCHD никаких проблем замечено не было, что неудивительно. Зато выяснилось, что съемка в высокобитрейтных режимах на обычные карты памяти даже 10-го класса — дело рискованное. Не исключены долгая и часто безуспешная финализация файлов, самопроизвольная остановка записи через несколько секунд после старта, зависания аппарата и, возможно, иные негативные последствия, нами не виденные. Систематизировать все эти отказы, свести их в отдельную табличку, выявив причинно-следственные связи между типом отказа и классом карты, ее объемом, производителем или номером партии — теоретически это сделать можно, но никак не в рамках данной статьи.

Батарейная рукоятка — довольно удобный способ удвоить количество носимой энергии (аккумулятор в камере + аккумулятор в батарейной рукоятке). Помимо этого, здесь имеется несколько органов управления, дублирующих основные, находящиеся на корпусе аппарата. По всей видимости, без такого аксессуара, пусть и недешевого, профессионалу не обойтись.

Гораздо более узкую специализацию имеет другой аксессуар — недавно анонсированный модуль интерфейсов. Здесь, в отличие от батарейной рукоятки, нет аккумулятора, а питание требуется подавать стационарное. Зато пользователь с помощью такого «довеска» получает 2 XLR-порта, возможность записи на внешний рекордер видео 4K с битностью 4:2:2 + таймкод.

Светодиодные индикаторы уровня стереозвука, регуляторы уровня и переключатели микрофонных входов Три стандарта винтовых штативных креплений Два XLR-аудиовхода, вход питания 12V, вход таймкода, четыре SDI-выхода Полноразмерный HDMI-выход

Данный модуль интерфейсов позволяет организовать следующие типы записи и трансляции:

Основные технические характеристики рассматриваемой фотокамеры приведены в следующей таблице:

Датчик изображения, процессор LiveMos 17,3×13 мм 16,05 Мп, Venus Engine IX
Носитель карта памяти SDXC/SDHC/SD
Время работы от батареи, входящей в комплект Н/Д (программное ограничение: макс. время записи одного видеоклипа — 29 мин. 59 сек.)
Форматы видео В тексте статьи
Формат фото JPEG, RAW
Интерфейсы
  • Micro-HDMI (полная функциональность в рассматриваемом экземпляре камеры, см. текст статьи)
  • USB 2.0 (обмен данными, нестандартный порт)
  • Wi-Fi (трансляция на мобильное устройство или DLNA-устройство, управление, обмен данными)
  • NFC (быстрое соединение с мобильным устройством)
  • порт Remote
  • «горячий башмак»
  • микрофонный вход
  • выход на наушники
Прочие характеристики
  • поворотно-откидной сенсорный OLED-монитор 3″ 1040K точек
  • электронный видоискатель 2360K точек
  • система стабилизации в объективе
  • Фокус пикинг
  • Переменный фреймрейт
  • Зебра
  • Master Pedestal
  • киногамма «Cinelike Gamma» (ДД пленки)
  • Синхро-скан
  • Центральный маркер
  • Тестовый звук 1 КГц
  • Цветные полосы (SMPTE / EBU / ARIB, Стандартная)
  • Таймкод (совместимость с SMPTE)
  • Корректировка уровня освещенности
  • Бесшумный режим
  • Управление светами/тенями
Габариты, масса (Ш×В×Г) 133×93×84 мм, 560 г (с аккумулятором и без объектива)

Видеосъемка

Для начала следует разобраться с режимами записи, которых в нашем фотоаппарате превеликое множество. Имеющийся на тестировании экземпляр позволяет переключать системную частоту, на выбор предоставляется три: 59,94Hz (NTSC), 50Hz (PAL) и 24Hz (Cinema). В зависимости от выбранного режима, становятся доступны соответствующие форматы и разрешения кадра. Так, запись с максимальным размером кадра 4096×2160 доступен только в системе 24Hz (Cinema). Полный список доступных разрешений можно увидеть в следующей таблице (а в качестве бонуса здесь же приведено сравнение с режимами, доступными в предыдущей версии фотоаппарата, GH3):

В следующей таблице приведены участки стоп-кадров и оригинальные видеоролики, снятые в одном из имеющихся видеоформатов, а именно — в MOV. Перед съемкой аппарат был переключен на системную частоту 24Hz (Cinema) с тем, чтобы получить возможность съемки в максимальном режиме, 4096×2160. Снять во всех имеющихся режимах, конечно, было несложно, однако ввиду крайне высокого битрейта видео мы не в состоянии снабдить данную статью таким количеством материала — всего лишь десять этих роликов продолжительностью десять секунд каждый уже занимают 1,3 гигабайта. Кстати, по этой же причине (нецелесообразности закачки столь больших объемов данных) многие видеоролики и стоп-кадры в данной статье не сопровождаются ссылками на оригинальные видеофайлы. Но не страшно: если вас заинтересует какой-то конкретный файл, обратитесь к автору в почту либо изъявите данное желание в обсуждении статьи, а мы что-нибудь придумаем. Не простаивать же расплодившимся облачным хранилищам, пусть поработают.

По щелчку на миниатюре можно увидеть полный стопкадр. Методом сравнения приведенного материала можно составить впечатление о качестве записи с тем или иным размером и частотой кадра. Здесь же доступны к скачиванию оригинальные видеофайлы.

4096×2160 25p 100 Мбит/сек, MOV 3840×2160 25p 100 Мбит/сек, MOV
1920×1080 50p 200 Мбит/сек, MOV 1920×1080 50p 100 Мбит/сек, MOV
1920×1080 50p 50 Мбит/сек, MOV 1920×1080 25p 200 Мбит/сек, MOV
1920×1080 25p 100 Мбит/сек, MOV 1920×1080 25p 50 Мбит/сек, MOV
1920×1080 25p (96 fps), MOV 1920×1080 50p 28 Мбит/сек, MTS

Нужно отметить наличие в фотоаппарате довольно полезной функции — изменения частоты кадра. Такая функция доступна лишь в нескольких режимах: MOV и MP4 1920×1080 25p 100 Мбит/сек, а также AVCHD 1920×1080 50i 24 Мбит/сек. Выбрав один из этих трех режимов, пользователь может перейти к настройке частоты кадров, с которой будет вестись съемка. Доступны значения от 2 до 96 кадров в секунду (за исключением AVCHD-режима, где диапазон доступных значений составляет 2—50 кадров в секунду).

Полученный файл, снятый в таком режиме, будет иметь стандартную частоту кадров, соответствующую характеристикам выбранного формата, просто при воспроизведении мы увидим либо замедленную, либо ускоренную смену кадров:

Такой режим будет полезно использовать при съемке длительных или быстротечных событий. Но нужно помнить, что детализация в этих файлах с измененной частотой кадров отличается от детализации видео, снятого со стандартной частотой. В случае ускоренного FPS разрешающая способность серьезно падает:

Что касается оптимального выбора режима для вашей съемки — ответ полностью зависит от предъявляемых требований. Но в любом случае, если частота кадров для вас не критична, то предпочесть следует режим 4K, без вариантов. Только не его Cinema-версию с нестандартным соотношением сторон и размером кадра 4096×2160, а 3840×2160 25p либо 30p, в зависимости от установленной системной частоты. Однако для большей части съемок, результаты которых будут приведены ниже, мы выбрали режим с размером кадра, максимальным из возможных — 4096×2160.

Настала пора высказать жалобу в адрес объектива, с которым тестировался аппарат. Объектив, несомненно, хороший (возможно ), но только по фотографическим меркам. Его фокусное расстояние составляет 35—100 мм, или 70—200 мм в эквиваленте 35 мм. Да, угол маловат — о видеосъемке в помещении нечего и думать (если это не спортзал). В довесок к узкоугольности имеем также минимальное расстояние фокусировки почти в метр. Это означает, что объекты, находящиеся ближе, чем на 85 сантиметров от объектива, никогда не окажутся в фокусе (данный параметр здорово мешал при тестировании, особенно при съемке в стационарных условиях — таблицы и прочие объекты снимаются с расстояния максимум в полметра). Эти факторы не дают оснований рассматривать данное «стекло» в качестве универсального; для полноценной работы пользователю понадобится еще несколько объективов с разными характеристиками, дабы охватить хотя бы часть параметров, характерных для видеокамер (небольшая дистанция фокусировки, широкий угол обзора, высокая кратность зума).

Хорошо одно: данный объектив оснащен системой оптической стабилизации. По крайней мере, на его корпусе находится соответствующий переключатель с надписью Power O.I.S. Однако, памятуя об особенностях фотоаппаратных стабилизаторов, повременим радоваться. В следующем ролике демонстрируется работа стабилизатора объектива при съемке из движущегося автомобиля, при ходьбе и при зуммировании с рук. Честное слово — камера удерживалась так бережно, как только можно, а во время зум-съемки по-снайперски задерживалось дыхание. Однако несмотря на все старания…

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Фотографический стабилизатор, предназначенный для фотосъемки, для устранения микроскопической дрожи от рук фотографа, не справляется с выравниванием картинки в видеорежиме. А если учесть, что съемка ведется с размером кадра 4K, то результат получается вчетверо хуже, чем если бы съемка велась в разрешении Full HD.

Допускаем, что, по меркам фотографа, этот стабилизатор показывает неплохой результат. Но увы, помимо фотоаппаратных стабилизаторов в мире существуют также видеокамерные. Сам факт существования которых не позволяет назвать такой фотостабилизатор сколь-нибудь подходящим для видеосъемки. Сделать фотоснимок? Пожалуйста! Размазывание объекта стабилизатор предотвратит (до определенных выдержек, конечно). Снять видео? Дайте подумать… А к «подумать» дайте-ка лучше хороший штатив, самый тяжелый и самый устойчивый из имеющихся. Хотя в некоторых случаях и штатив не поможет, если съемка ведется, например, в помещении с деревянным полом и большим количеством людей в кадре.

Взглянем трезво — все мы отдаем себе отчет в том, что рассматриваемая камера не предназначена для простого свадебщика-«поливальщика» и уж тем более для обычного домашнего пользователя. Аппарат явно требует эксплуатации в других условиях, киношных, тепличных — риги, стедикамы, краны, тележки, ассистенты, режиссер в свитере с мегафоном в одной руке и сигаретой в другой…

О зуме в нашем случае говорить вряд ли имеет смысл, фотообъективы не могут похвастаться высокой кратностью (за исключением редких и очень дорогих). Так и наш объектив, имея кратность 2,85х, позволяет лишь чуток «приблизиться» к снимаемому объекту, если ногами подойти к нему не получается.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Треск вместо звука в приведенном выше ролике — не ошибка оператора или программы кодирования. Предоставленный на тестирование фотоаппарат, снимая в режиме MP4 4069×2160, почему-то не сохраняет звук — скорее всего, недоработка прошивки, поскольку камера эта является тестовым образцом. Когда данный факт был вскрыт, мы немедленно перешли на съемку в формате MOV, где звук сохраняется, однако в обзоре могут быть встречены MP4-ролики с дефектным звуком.

Следующая проблема (то есть тема) — автофокус. Здесь мы не увидим ничего нового — автофокус рассматриваемой спарки камера/объектив традиционно фотоаппаратный, «приторможенный» в видеорежиме, изредка шустрый, если в кадре имеется контрастный объект. Огромным плюсом механизма автофокусировки является низкий уровень издаваемого шума. Точнее, почти полное отсутствие лишних звуков. Услышать слабый отзвук передвигаемых внутри объектива подвижных элементов можно, лишь приложившись к камере ухом.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Никакого вердикта выносить не требуется — наверное, каждому понятно, что не стоит надеяться на адекватную работу автофокусировки во время видеосъемки важных сюжетов, какой способ фокусировки ни выбирай (всего их пять). Иногда возникает ощущение, что автофокус заснул, особенно если съемка ведется в условиях плохого освещения. Даже несмотря на наличие в кадре ярких объектов, автофокус просыпаться ни в какую не желает.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Конечно, аппарат можно сфокусировать и до старта записи — известный спуск полунажатием (но очень осторожно, иначе этот спуск сработает как кнопка REC). Только это, увы, не всегда получается — фотоаппарат, ухватив фокус, вдруг почему-то его вновь теряет, сколько ни используй полунажатие. При старте записи аппарат иногда вдруг быстро находит фокус. Либо не находит — как повезет. Нет уж, оставим это любителям гадать на ромашке. Регулировать фокуса вручную надежнее и даже нагляднее, поскольку в режиме ручной фокусировки включается двойной помощник (об этом ниже).

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Наконец, затронем вопрос роллинг шаттера (подробнее о нем можно прочитать в материале Rolling Shutter (роллинг шаттер) в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения. Этот дефект, присущий в той или иной степени всем современным камерам, имеющим CMOS-датчик с построчным считыванием, довольно трудно «выловить» и тем более как-то подсчитать. Имеется способ определить степень наклона вертикалей, и сделать это максимально точно. Например, с помощью вот такой несложной установки:

Важнейшая ее особенность — постоянная неизменяемая скорость вращения диска, на котором расположено полотно с вертикальной линией. В нашем случае эта скорость составляет ровно 78 оборотов в минуту, именно столько дает привод, взятый от старинного электрофона (кстати, поражаешься качеству, с которым сделан этот привод — ему более полувека, а работает, словно новенький). Сделав несколько съемок в разных режимах, мы получили следующий результат:

О чем могут сказать эти линии и градусы? Разве что об уменьшении степени роллинг-шаттера вместе с увеличением частоты кадров (за исключением режима 4K 24p — здесь используется бо́льшая площадь матрицы, поэтому и роллинг шаттер выражен более ярко). Впрочем, данные результаты ясны и понятны любому: чем выше скорость опроса матрицы, тем менее выражен эффект роллинг шаттера. Но, когда мы провели через этот тест несколько других видеокамер, то с удивлением обнаружили, что наклон вертикальных линий в них такой же или похожий, как в рассматриваемом фотоаппарате. Но позвольте, как такое может быть? Видео, снятое фотоаппаратом, имеет ярко выраженный эффект «желейности», в то время, как видеокамерное видео такого дефекта лишено, хотя наклон линий у них почти такой же, как у фотоаппарата. В чем тут дело?

Скорее всего, в том, что желейный эффект проявляется вследствие сочетания нескольких факторов, а горизонтальный сдвиг вертикалей — лишь один из параметров. Такими факторами могут являться совмещенное вертикальное и горизонтальное движение, плюс беспорядочная непредсказуемая тряска. Как добиться идеально повторяемых результатов в тестировании, чтобы точно зафиксировать степень «желейности»? Да никак. Только случайность и только психовизуальная оценка случайного результата. А для этого придется зарядить аккумуляторы нашего электромобильчика. Никуда мы, похоже, не денемся от суровой несинтетической действительности.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

4K 1080 50p 1080 96p

Все как обычно: с таким роллинг шаттером камеру перемещать либо не следует вовсе, либо, если уж приспичило — делать это о-о-очень медленно и плавно. Что вновь заставляет вспомнить риги, краны, тележки…

В фотоаппарате имеется выбор предустановок сцен, они доступны в меню быстрых настроек. Состав пресетов следующий:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Стандарт Яркий Естественный
Монохром Пейзаж Портрет
Пользовательский Дин. диап. с эф. кино Видео с эф. кино

Эти предустановки — неплохой способ быстро переключить аппарат в режим, наиболее отвечающий снимаемой сцене. Пользуясь случаем, проведем еще одну съемку в нескольких режимах, вместо надоевшей улицы взглянем через камеру на скромный пейзаж:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Стандарт Пейзаж Видео с эф. кино

Жаль. Жаль, что не пришло еще время широкого распространения средств просмотра такого видео, телевизоры с подобным разрешением все еще являются недешевой диковинкой. Ну, хоть на стопкадры полюбоваться — а они вполне могут составить конкуренцию фотографиям, которые сняты недорогими фотоаппаратами.

Нельзя не заметить очередную пощечину видеокамерам в части динамического диапазона, который в рассматриваемом фотоаппарате, несомненно, выше, чем в любой бытовой видеокамере. Один из следующих стопкадров взят из видео, снятого нашей фотокамерой в Full HD режиме, другой же стопкадр принадлежит видеокамере, новинке, обзор которой готовится к публикации. Подписывать стопкадры мы не стали — думается, это излишне. Считайте это немножко провокацией.

Кадры, снятые при недостатке освещенности, наверняка интересуют читателя не меньше, чем яркие дневные съемки. Мы решили не ограничиваться автоматическими параметрами, а снять одинаковый сюжет с разным уровнем чувствительности (ISO). Диафрагма при съемке была максимально открыта — F2,8, величина выдержки — 1/60 с.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

Ниже приведены небольшие участки из стопкадров, в которых можно оценить количество шума при разных значениях ISO. Полноразмерные стопкадры доступны по щелчку.

ISO 200 ISO 400 ISO 800
ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400

В данных конкретных условиях оптимальным значением ISO можно назвать 1600, поскольку при бо́льших значениях цветной шум становится слишком назойливым.

Программное обеспечение

Во-первых, о непрерывной съемке. Эта тема касается только фотоаппаратов — они, в отличие от поставляемых в Россию видеокамер, обычно имеют ограничение в 29 минут 59 секунд непрерывной записи. По достижении этого времени запись останавливается, и кнопку Rec приходится нажимать вновь, самостоятельно. В руководстве к рассматриваемой камере имеется упоминание о похожем ограничении, которое, однако, не касается режимов записи 1920×1080 в форматах AVCHD (MTS) и MOV. Остальные режимы — MP4 и разрешение 4K любого формата — имеют известное ограничение 29 минут 59 секунд, если верить инструкции. На деле же мы таких ограничений не увидели, что, вероятно, объясняется происхождением рассматриваемого экземпляра фотокамеры.

На прилагаемом к камере компакт-диске имеются дистрибутивы трех программ:

  • PhotoFunStudio — каталогизация, печать и несложная обработка изображений, просмотр видео
  • Silkypix — конвертирование и обработка RAW файлов, снятых камерами серии Lumix
  • LoiLoScope — 30-дневная пробная версия несложного видеоредактора, задействующего в работе архитектуру Nvidia CUDA ()

Как уже говорилось, наш экземпляр фотокамеры имеет разблокированный, абсолютно работоспособный HDMI-выход. Такой, какой имеется во всех видеокамерах. Однако это, увы, не означает, что, приобретя в магазине данную модель, вы обнаружите такой же разблокированный выход. Ведь наша камера, во-первых, является тестовым образцом, а во-вторых, образцом, предназначенным для японского рынка. Вывод: если для вас данный фактор жизненно важен, перед покупкой обязательно проверяйте работоспособность видеовыхода.

Программное обеспечение камеры работает шустро, информационные блоки и пункты служебного меню мгновенно отвечают на нажатие механических кнопок либо на команды сенсорного экрана.

Ввиду неуверенной работы автофокуса (это было показано выше) при съемке частенько приходится пользоваться ручной фокусировкой. Делать это, ориентируясь на небольшой дисплей, затруднительно. Но здесь на помощь придет двойной помощник по фокусировке, имеющийся в фотоаппарате: цветное оконтуривание резких границ плюс увеличение центральной части кадра на дисплее.

Полное изображение доступно по щелчку

Разумеется, все остальные «плюшки», необходимые профессиональному видеооператору, здесь также в наличии, включая «зебру» и гистограмму.

Чтобы представить информационное наполнение экрана и состав служебного меню камеры, приведем несколько его снимков, сделанных с помощью устройства захвата (благо, незаблокированный HDMI позволяет это сделать):

Режим с максимумом информации Компактный режим (отображение уровня, сетки и элементов управления можно отключить в меню) Блок быстрых настроек параметров съемки (на дисплее камеры отображается в полноэкранном виде)
Служебное меню (на дисплее камеры отображается в полноэкранном виде) Быстрая подстройка отдельных параметров съемки (на дисплее камеры отображается в полноэкранном полупрозрачном виде)

Для управления камерой по Wi-Fi используется мобильное приложение ImageApp, стандартное для камер производства Panasonic. В нашем фотоаппарате довольно удобно организован процесс создания нового подключения — достаточно сфотографировать смартфоном QR-код, возникающий на дисплее камеры, и соединение установится автоматически. Хотя, если смартфон оснащен передатчиком NFC, то соединение и вовсе устанавливается простым касанием корпусов.

Последовательные шаги, отображаемые на дисплее камеры
Быстрое и удобное соединение мобильного устройства с камерой посредством NFC либо с помощью QR-кода, отображаемого на дисплее камеры Режим просмотра и управления камерой, задержка в передаче видеосигнала составляет 0,5 с В мобильном приложении предусмотрены все доступные в камере настройки

Камера может передавать по Wi-Fi потоковое видео в режиме DLNA на телевизор, если он поддерживает данную технологию, либо передавать изображения с карты памяти на мобильное устройство. Обмен этими данными осуществляется с помощью мобильного приложения ImageApp.

Сравнительное тестирование в одинаковых условиях

Данное тестирование проводится согласно опубликованной методике в целях установления чувствительности видеокамеры в неизменяемых условиях, а также для определения относительной четкости выдаваемой картинки.

Видео, 700 люкс Видео, 260 люкс
Видео, 20 люкс Видео, 5 люкс

Видео,

Мы намеренно не вмешивались в процесс съемки, включив программное управление экспозицией. Можно видеть, как сцена, где освещенность составила 700 люкс, выглядит более темной по сравнению с 260-люксовой. Повторив съемку несколько раз с разными параметрами, включая ручные настройки, мы все же решили оставить этот результат как наиболее характерный, показывающий особенность работы автоматики в условиях слабого освещения. Этот результат говорит о том, что в таких условиях нельзя полагаться на автоматику. Что, в общем-то, лишь подтверждает назначение камеры — она не для любителя, не для житейских съемок в духе «включил-нажал-записал».

Разрешающая способность камеры в режиме 4K достигает 1400 условных (двойных) линий, а то и 1500, если поиграться с уровнем резкости картинки, чуток ее «подшарпить». Отличный результат, сражающий наповал неподготовленного пользователя. Но есть тут и ложка дегтя — в режиме 1080p разрешающая способность оказывается сравнимой с разрешающей способностью недорогих любительских видеокамер — всего 800 условных линий.

Режим 4096×2160 Режим 1920×1080
Видео Видео

Наглядно увидеть эту разницу можно в следующем сравнении.

Обидно? Еще как. Такое ощущение, словно нас заставляют снимать в 4K-режиме, даже если нам требуется всего лишь Full HD.

Выводы

Сведем воедино плюсы и минусы, полученные в ходе знакомства с аппаратом. Наиболее существенными негативными факторами видятся ненадежный автофокус камеры и практическое отсутствие стабилизатора. Первое обстоятельство требует существенной доработки, хотя таковая вряд ли возможна без увеличения глубины резкости и фокусировки объектива (что, в свою очередь, малоосуществимо с таким размером кадра). Выход, как уже говорилось, один — не полагаться на автоматику и в большинстве случаев регулировать фокус вручную.

Если с первым минусом можно как-то бороться, то слабую стабилизацию не улучшишь. Она, увы, не «лечится» никак. Для решения данной проблемы необходим некий кардинальный сдвиг, переход на иную технологию стабилизации, которую мы предложить не можем (и, похоже, никто не может). Ну а пока, с нынешним стабилизатором, единственный способ получить не дрожащий кадр — это забыть о видеосъемке с рук и использовать специальные инструменты, удерживающие камеру в относительном покое. Что никак не вяжется с любительской съемкой.

Если же оператору удастся хотя бы иногда победить оба указанных выше отрицательных фактора, то полученные кадры будут являться бесценным приобретением — настоящая ожившая фотография!

Благодарим копанию Panasonic
за предоставленное на тестирование оборудование

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*