admin / 21.05.2018

Радеон 4850 характеристики

Отзыв: Видеокарта Asus AMD Radeon EAH 4850 Top HTDI — тянет современные игры на максимальных настройках графики!Стоит 2100 рублей!

Доброго времени суток друзья.
Хочу рассказать вам об одном очень нужном устройстве наших с вами компьютеров.
Это видеокарта. В одном из своих отзывов я обещал написать отзыв о видеокарте которой пользуюсь и вот время пришло. Сегодня речь пойдет о видеокарте: ASUS/RADEON/EAH-4850 Top/HTDI.

Итак, данная видеокарта была приобретена мною в магазине моего знакомого за 6700 рублей 4,5 года назад.
И по случайным обстоятельствам мне попалась карта с припиской «Top».
Как я потом узнал это значит. что данное устройство при необходимости берет дополнительную память из оперативной памяти компьютера (если имеется свободная). Тем самым повышается память видеокарты с 512мб до 1024мб.

От сюда и хорошая производительность, что меня радует. Все игры которые я играл на сегодняшний день EAH-4850Top тянет на максимальных настройках графики и при этом я еще делал захват видео для своих отзывов, а это дополнительная нагрузка на видеокарту.
О некоторых играх вы можете прочитать в моих отзывах.
Еще я работал на этой карте в программе по видео-монтажу Adobe Premiere Pro CS3, CS5, CS6, а так же в EDIUS 6.
Больших проблем не было (немного медленная скорость рендеринга), но это само собой, так как для этих программ нужны целые рабочие станции, а ни какой то там вшивенький 4х ядерный компьютер ).
Где купить:
Тут друзья я хочу вас немного разочаровать.EAH-4850TOP сняты с производства еще в 2011 году и были выпущены в количестве 2-4 тысячи экземпляров отдельным подразделением ASUS. Решение о снятии с производства видеокарты, обосновано тем, что она стала убыточной для компании. Ведь такая производительность не приемлема по такой цене продажи.
Так что друзья, если хотите не дорогую и мощную видеокарту, то поспрашивайте в магазинах своего города (авось завалялась).
Хочу заметить, что видео карта HD-4850 и EAH-4850 это разные устройства, хоть внешне очень похожи, не путайте их.
И не забудьте подсоединить дополнительное питание к карте.

Разъемы под мониторы 2 выхода DVI-I (в основном для жидко кристаллических мониторов), а так же S-video (для подключения к TV).

Лично я пользуюсь двумя обычными мониторами (от них не болят глаза) и для их подключения к этой видеокарте использую переходники. так же можно использовать переходники HDMI (для HD телевизоров и мониторов).

Стоимость на сегодняшний день EAH-4850 не велика, пять месяцев назад она была 2100 рублей. Сегодня думаю дешевле, если найдете.
Технические характеристики:
Для тех кто разбирается, ставлю картинку с моего компьютера, в ней вы можете увидеть характеристики карты EAH-4850. Данные взяты из программы EVEREST Ultimate Edition (те кто разбираются в компьютерах, знают эту программу).

Теперь о минусах:
На фоне низкой цены и хорошей производительности, есть два минуса у этой видеокарты.
1. Как вы читали выше, это трудно найти в магазинах.
2.Radeon EAH-4850 как и многие из семейства ATI, не плохо греется. И хоть у данной видеокарты активное охлаждение (медный радиатор с вентилятором на лицевой стороне платы),

я все же рекомендую летом, если в вашем доме жарко снимать боковую крышку компьютера и ставить вентилятор (чтоб он дул на вашу видеокарту).
Если в доме не жарко, то будет все нормально, но имейте в виду, что блок питания вашего компьютера не должен быть меньше 450 ватт(так как он не только питает вашу видеокарту, но и другие устройства). лучше 500 ватт.
Ну а если вы хотите установить две таких карты через разъем CrossfireX,
то мощность блока питания должна быть минимум 600 ватт, а лучше 800.
Так же друзья, я чистил свой компьютер и снял небольшое видео для вас с демонстрацией данного устройства. Видео не очень хорошего качества. снимал не телефон, но предмет отзыва разглядеть можно ).
Буду рад, если этот отзыв будет кому то полезен.
Всем спасибо за внимание!

Предисловие

До недавнего времени в среднем ценовом сегменте видеокарт стоимостью от 150 до 200 долларов США царствовали продукты компании NVIDIA. К заметно снизившимся в цене GeForce 8800 GT прибавились ещё более дешёвые и несущественно уступающие им по производительности GeForce 9600 GT. Единственный представитель ATi в данном ценовом диапазоне – видеокарта Radeon HD 3870 – в большинстве игр уже не могла составить им конкуренцию, поэтому её стоимость и опустилась ещё ниже, чем у GeForce 8800/9600 GT. Ну а двухчиповая Radeon HD 3870 X2 по стоимости находится далеко за пределами границы в $200.

Вовсе не желая упускать самый массовый сегмент рынка видеокарт, компания ATI, находящаяся теперь «под крылом» AMD, в середине июня текущего года анонсирует новый графический процессор RV770 и две видеокарты на его основе: Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870. Рекомендованная стоимость последней равна 299 долларам США, и уже не позволяет ей включиться в борьбу за средний ценовой сегмент. А вот первая – Radeon HD 4850 – рекомендуется в розницу за скромные 199 долларов США, и, что самое интересное, к сегодняшнему дню уже продается по даже более низкой цене, нежели рекомендованная.

Характеристики нового GPU, а затем и анонс видеокарт на его основе (в первую очередь Radeon HD 4850) оказались столь впечатляющими, что над продуктами компании NVIDIA в данном ценовом сегменте нависла прямая и явная угроза быть поверженными и менее востребованными, чем сегодня. Не зря рекомендованная и розничная стоимость GeForce 9800 GTX, более быстрой чем GeForce 8800 GT / 9600 GT, была не просто снижена, а буквально рухнула до 199 долларов США и ниже. Более того, за резким снижением цены последовал анонс GeForce 9800 GTX+ на модернизированном графическом процессоре G92b с повышенными частотами и рекомендованной стоимостью до 229 долларов США. Новинка выходит 14 июля.

Всё это прямо или косвенно (как угодно) говорит о том, что RV770 удался, и оставить видеокарты на его основе без внимания мы не могли, как и пройти мимо развязывающейся в настоящем сегменте видеокарт ценовой войны. Поэтому сегодня мы представляем вашему вниманию подробный обзор и тестирование первой появившейся у нас видеокарты на основе нового GPU – Radeon HD 4850. Вас ждёт изучение новинки, проверка её температурного режима, оверклокерского потенциала, производительности в сравнении с конкурентами и даже тесты CrossFire. Ну а поможет нам в этом компания HIS, предоставившая для тестирования сразу же две видеокарты HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт.

1. Обзор HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт

Стиль оформления коробок новых видеокарт от HIS не изменился в сравнении с теперь уже старой серией Radeon HD 3870/3850. Всё та же тёмно-синяя гамма и масса исчерпывающей информации на лицевой и оборотной сторонах упаковки:

Внутри оболочки из тонкого картона находится ещё одна коробка только теперь уже из толстого белого картона, а в ней, в свою очередь, пластиковый бокс с отсеками под видеокарту и аксессуары комплекта поставки. Последние выглядят следующим образом:

Перечислю их слева направо и сверху вниз:

  • один переходник 15 pin DVI / D-Sub;
  • один переходник с DVI на HDMI;
  • гибкий соединительный мостик для CrossFire;
  • фирменная универсальная отвёртка-уровень-фонарик;
  • разветвитель с S-Video выхода на компонентный кабель;
  • адаптер-разветвитель DVI-to-HDMI;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты и фирменной утилитой для разгона;
  • инструкция пользователя;
  • голографическая наклейка HIS;
  • купон на бесплатное скачивание игр серии Half-Life 2.

В комплекте поставки, к сожалению, отсутствует кабель для подключения дополнительного питания видеокарты. По всей видимости, в HIS предполагают, что все блоки питания уже оснащены отдельными шестипиновыми коннекторами для дополнительного питания современным видеокарт. А как быть тем, кто решил провести upgrade своей системы и не собирается менять старый корпус или блок питания? Искать кабель? Всё-таки это недостаток комплекта поставки.

Видеокарта HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт референсного дизайна выполнена на текстолите ярко красного цвета, большая часть лицевой стороны которого закрыта системой охлаждения:

Определить, что видеокарта распространяется под маркой HIS можно лишь по наклейке на турбине системы охлаждения. В остальном же это полностью референсный образец, коих в первое время появления Radeon HD 4850 на рынке будет подавляющее большинство.

На оборотной стороне осталась своеобразная backplate системы охлаждения, как и на Radeon HD 3870:

Микросхемы памяти также расположены только с лицевой стороны PCB, поэтому по первому взгляду на оборотную сторону видеокарты отличить её от Radeon HD 3870 довольно сложно (размеры видеокарт одинаковы).

HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт всё так же оснащена PCI-Express x16 интерфейсом версии 2.0, двумя портами DVI-I (dual link) с поддержкой высоких разрешений, а также S-Video выходом:

В верхней части платы находятся два разъёма для объединения двух видеокарт в режим CrossFire или сразу же четырёх в режим CrossFireX:

C первого взгляда на PCB видеокарты кажется, что она пустая и минимально загруженная элементами:

Обратите внимание, что микросхемы видеопамяти теперь расположены в двух линиях сверху и справа от GPU, а пара центральных микросхем в каждой линии сгруппированы (видимо, из-за особенностей разводки платы).

Силовая часть платы также сравнительно простая (это после впечатлений о GeForce GTX 280):

Видеокарта оснащена одним шестипиновым разъёмом для подключения дополнительного питания. Согласно спецификаций, для Radeon HD 4850 512 Мбайт необходим блок питания мощностью в 450 Ватт, а для CrossFire систем из двух таких видеокарт потребуется блок питания мощностью в 600 Ватт.

Новый графический процессор RV770, выпущенный по 55-нм технологии на Тайване, датирован 20-й неделей текущего года (в период с 5 по 11 мая):

Частота работы GPU Radeon HD 4850 составляет 625 МГц. Площадь ядра равна 256 кв.мм, а число транзисторов равно 956 млн. Число унифицированных шейдерных процессоров в графическом процессоре RV770 увеличено до 800 штук, текстурных блоков до 40 штук, а количество ROP оставлено без изменений и равно 16, однако теперь они могут обрабатывать вдвое большее количество пикселей за такт, благодаря чему полноэкранное сглаживание (MSAA) теперь не должно столь резко снижать производительность графического адаптера, как это происходит на RV670 (Radeon HD 3870/3850). Частота работы чипа в 2D-режиме снижается до 500 МГц. Также в настоящее время уже существует софт для редактирования BIOS новых видеокарт и возможность задать для режима простоя и экономии электроэнергии частоту в 160 МГц.

Ширина шины обмена с памятью видеокарты не изменилась и составляет всё те же 256 Бит. Общий объём видеопамяти референсных Radeon HD 4850 составляет 512 Мбайт, которые в случае видеокарты от HIS набраны восьмью микросхемами стандарта GDDR3 производства компании Qimonda:

Маркировка чипов – HYB18H512321BF-10, а их номинальное время доступа равно 1.0 нс при теоретической эффективной частоте работы в 2000 МГц. В то же время, по данным мониторинга видеопамять HIS Radeon HD 4850 функционирует на эффективной частоте в 1986 МГц, что соответствует спецификациям новой видеокарты.

Таким образом, характеристики Radeon HD 4850 выглядят следующим образом:

Теперь рассмотрим систему охлаждения Radeon HD 4850. Однослотовый кулер представляет собой пластину с медным сердечником, который контактирует с графическим процессором через серый густой термоинтерфейс:

Микросхемы памяти и силовые элементы PCB контактируют с металлической (материал определить точно не удалось, но не медь) подложкой кулера посредством термопрокладок.

Пластиковый кожух системы охлаждения без труда снимается (привернут саморезами по периметру):

Под ним скрывается радиатор, набранный из тонких медных рёбер сомкнутых друг с другом:

Сквозь эти рёбра прокачивает воздушный поток небольшая турбина с прямыми лопастями. Причем воздух направлен к задней стенке корпуса системного блока, поэтому для небольшого повышения эффективности работы системы охлаждения и снижения температуры внутри корпуса в целом, я бы рекомендовал снять заглушку в задней стенке корпуса рядом с видеокартой.

Выпущенная в Китае турбина, основана на двух подшипниках качения и потребляет около 4.8 Ватт:

Скорость вращения турбины регулируется автоматически в зависимости от температуры графического чипа.

Поверхность основания, контактирующая с поверхностью графического процессора, обработана довольно сносно:

Теперь проверим эффективность референсной системы охлаждения Radeon HD 4850. Методика тестирования не изменилась и заключалась в десятикратном прогоне бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Все тесты проводились в закрытом корпусе ASUS Ascot 6AR2-B системного блока (конфигурацию вентиляторов в нём вы можете найти ниже в разделе с методикой тестирования). Комнатная температура во время тестирования была равна 24 градусам Цельсия. Так как автор RivaTuner вместо того, чтобы включать поддержку новых видеокарт и драйверов в свою уникальную программу, грелся на солнце с пивом ;), то мониторинг температуры осуществлялся с помощью утилиты AMD GPU Clock Tool версии 0.9.8. Стандартный термоинтерфейс во время тестирования был заменён на высокоэффективную термопасту Arctic Silver 5, нанесённую тончайшим слоем.

В результате, температурный режим графического процессора видеокарты с номинальными частотами и при автоматической работе турбины системы охлаждения оказался неудовлетворительным, а с точки зрения оверклокера и вовсе неприемлемым. Так, в 2D-режиме графический процессор видеокарты прогревался до 72 градусов Цельсия, а под нагрузкой температура достигала 86 градусов. При этом оборотная сторона видеокарты нагревалась так, что палец не выдерживал и секунды касания, а температура внутри корпуса системного блока и центрального процессора, в частности, возрастала на 5-7 градусов Цельсия. Для сравнения добавлю, что такой рост температуры CPU не наблюдался даже при установке в корпус разогнанной GeForce 9800 GTX со штатной системой охлаждения (которая выбрасывает нагретый воздух из корпуса системного блока).

Никчемность штатной системы охлаждения подтверждает также и тот факт, что при замене её на кулер Arctic Cooling Accelero S1 с турбо-модулем температура графического процессора видеокарты в режиме простоя снизилась до 36 градусов Цельсия, а в пике нагрузки не превышала 56 градусов (-30 градусов к референсу). Отверстия по периметру RV770 точно совпадают с оными у RV670, поэтому никаких проблем при установке не возникло:

После замены системы охлаждения оборотная сторона PCB видеокарты даже в нагрузке была чуть тёплой, а температурный режим центрального процессора пришел в норму, даже несмотря на тот факт, что Accelero S1 не выбрасывает нагретый графическим процессоров воздух из корпуса системного блока, а рассеивает его внутри). Также проверена совместимость Radeon HD 4850 с такими кулерами для видеокарт как Thermaltake DuOrb и Zalman VF1000 LED. Охлаждают они немногим хуже, чем Accelero S1, но проблем с совместимостью также не имеется.

Единственным плюсом штатной системы охлаждения, помимо её однослотовости, является очень тихий режим работы при автоматической регулировке скорости вращения турбины. Если же отрегулировать турбину на 60~65 % скорости вращения, то температура ядра видеокарты в пике нагрузки снижается до 77 градусов Цельсия, а при 100 % скорости до 72 градусов. Однако, и в этом случае из двух зол придётся выбирать оба, так как и температура, как вы понимаете, всё ещё довольно высока, и шум от турбины резок и неприятен. Комфортным он остается только при 40~45 % скорости вращения.

Не трудно догадаться, что проверка оверклокерского потенциала видеокарт не проводилась с их референсными системами охлаждения, такие «приключения» с временно предоставленными на тесты семплами мне не нужны, а непосредственные владельцы Radeon HD 4850 сами для себя решат идти на такой в достаточной степени рискованный шаг или нет. Разгон видеокарт осуществлялся с помощью уже упомянутой мною утилиты AMDGPUClock Tool. В результате одну видеокарту удалось разогнать до скромных 695/2150 МГц, а вторая оказалась более удачной в плане оверклокерского потенциала, так как её частоты без потери в стабильности и качестве картинки удалось поднять до 725/2275 МГц:

Температура GPU при этом повысилась, но всё ещё оставалась вполне умеренной по современными меркам:

В простое температура GPU снижается до 39~40 градусов Цельсия.

В завершении данного подраздела статьи добавлю, что BIOS видеокарты HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт вы можете скачать из нашего файлового архива (WinRAR архив, 37.9 Кбайт).

Видеоадаптер ATIRadeonHD 4850 в 2008 году стал достойной альтернативой графическим ускорителям GeForce 9800 GTX и GeForce 8800 GTS. Данный видеоадаптер по своим техническим характеристикам практически ничем не отличается от прямых конкурентов. При этом его стоимость была существенно ниже.

В итоге производитель Nvidia был вынужден пересмотреть свою ценовую политику. Продукция бренда стала более доступной. В результате у пользователей появилась возможность приобрести более мощную видеокарту по доступной цене как от Nvidia, так и от ATI.

ATI Radeon HD 4850: предыстория продукта

После того как вышли графические карты серии Radeon HD 3000 канадская компания ATI практически полтора года не представляла на рынок новую продукцию. К такой затяжной паузе привел экономический кризис 2007 года. В результате спрос на производительные графические решения был существенно снижен. В конечном итоге владельцы были вынуждены продать второго по величине разработчика видеочипов. В качестве покупателя в данном случае выступила компания AMD. Продажи ATI Radeon HD 4850 и более производительного варианта HD 4870 стартовали именно на этой волне. Стоимость устройства на фоне его прямых конкурентов из зеленого лагеря была существенно ниже, а уровень производительности в большинстве приложений устройство демонстрировало практически одинаковый. На чип видеоускорителя был нанесен логотип ATI Radeon HD 4850. Также изначально драйвер «Каталист» имел логотип канадского производителя. Однако затем, по мере обновления программного обеспечения, его заменили на AMD. В конечном итоге продукт стал называться AMDRadeonHD 4850.

ATI Radeon HD 4850: ниша

Построен ATI Radeon HD 4850 на базе одного из наиболее производительных видеочипов 2008 года. Технические спецификации соответственно позволяли ему на тот момент решать практически любые задачи. Он был ориентирован на использование в составе более производительных игровых ПК того времени или графических станций. Теоретически его можно было даже использовать в составе мультимедийных ПК и рабочих станций. Однако в данном случае его возможности использовались далеко не полностью. С экономической точки зрения такой подход был не слишком оправдан. Для таких систем можно было найти и менее производительные продукты по более низкой стоимости.

ATI Radeon HD 4850: комплектация

Комплектация данного продукта была следующей:

— сама видеокарта с системой охлаждения;

— руководство по эксплуатации с гарантийным талоном;

— компакт-диск с дистрибутивами, драйверами и другим программным обеспечением.

Некоторые производители для дополнительного стимулирования продаж данного продукта заменяли привычную картонную упаковку на металлический кейс. Такая упаковка указывала на премиальный статус продукта. Подобная практика не получила большого распространения, однако необходимо все же отметить сам факт.

ATI Radeon HD 4850: режимы работы

Базовый режим функционирования данной видеокарты – как единичная видеокарта в составе ПК. Однако данное решение также поддерживало и фирменную технологию ATI, которая носила название «Кроссфайр». Суть данной технологии заключается в том, что в несколько слотов PCIExpressформата 16x устанавливается несколько графических ускорителей. В таком случае их обычно два или три. Дополнительно они подключаются между собой при помощи специальных переходников. В результате обработка графической информации была разделена сразу между несколькими видео-ускорителями. Это позволяло получить значительный прирост уровня быстродействия.

ATI Radeon HD 4850: параметры графического ускорителя

Кодовым обозначением кремниевого чипа, который лежит в основе видеокарты ATI Radeon HD 4850 является RV770 с индексом PRO. Изготавливается данный чип по технологическому процессу 55 нм. На тот момент данный технологический процесс был не передовым. На этом полупроводниковом кристалле было нанесено 956 млн. транзисторных элементов. В этом случае значение теплового пакета составляло 110 Вт. По сравнению с предыдущими двумя поколениями видеокарт количество процессоров увеличилось более чем в два раза, с 320 до 800. Такое инженерное решение позволило существенно увеличить быстродействие данного чипа. Также была переработана архитектура этих процессоров. Вторым моментом стало увеличение численности блоков текстурирования с 16 до 40. Число блоков операций растеризации осталось прежним. Оно равно 16. В данном случае пропускная способность памяти равнялась 64 Гб/с. Сам видеоадаптер был оптимизирован на работу с шиной PCIExpress в режиме 2.0. Использовать его можно в режиме 1.0, но это значительно снизит уровень быстродействия. В материнской плате с поддержкой 3.0 узким местом является именно сам графический ускоритель. По этой причине оптимально в данном плане выглядит работа графического ускорителя в комбинации с материнской платой, работающей строго в режиме PCI Expressv. 2.0.

ATI Radeon HD 4850: память

ATI Radeon HD 4850 был заточен под использование микросхем оперативной памяти стандарта GDDR3. Чаще всего в комбинации с этим кремниевым чипом можно было встретить объем оперативной памяти 512 Мб. Значительно реже встречались более продвинутые модификации данного решения, которые были укомплектованы всего 1 Гб оперативной памяти. В этом случае разрядность шины памяти равнялась солидным по нынешним меркам 256 битам. Практически идентичные параметры имела и старшая видеокарта данной линейки устройств – HD 4870. Тип памяти в данном случае использовался GDDR5. Это позволяло получить более высокие тактовые частоты памяти и уровень быстродействия. Для сравнения у видеокарты HD 4850 данное значение составляло всего 2000 МГц, а у HD 4870 данное значение составляло 3600 МГц.

ATI Radeon HD 4850: драйвера

При старте продаж сложная ситуация возникла именно с драйверами. Канадские специалисты, судя по всему, не успели их довести до идеального состояния. В результате этого возникали ошибки при запуске требовательных компьютерных игр на компьютерах, оснащенных ATI Radeon HD 4850. В дальнейшем драйвер был доработан. Все выявленные огрехи были устранены. Логотип компании ATI соответственно был заменен на AMD. По мнению пользователей, именно такие модификации обеспечили наиболее стабильную работу графических адаптеров. Причем это касалось всех основных на тот момент версий операционной системы Windows – XP, Vista, 7. Разрядность самого системного софта в данном случае также не играла роли.

ATI Radeon HD 4850: ситуация с разгоном

Разгонный потенциал полупроводникового кристалла был довольно неплохим. Однако для выполнения разгона необходимо было оснастить персональный компьютер мощным блоком питания. Сам графический ускоритель также должен быть укомплектован продвинутой системой охлаждения. По этой причине платы с пассивным теплоотводом и базовой системой охлаждения разгонять не рекомендовалось. Подвергать данной процедуре можно было только продукты с фирменным набором кулеров. В итоге при использовании утилиты ATIOverdrive можно получить вместо комбинации 625 МГц для графического чипа и 2000 МГц для оперативной памяти сочетание соответственно 685 и 2150 МГц. Это дает дополнительно 8-9 процентов быстродействия. Улучшить такой ускоритель еще больше просто невозможно. По существу, если преодолеть предел по частоте 700 МГц, то данный ускоритель становится прямым конкурентомболее старшей модели HD 4870. С точки зрения маркетинга такая ситуация просто недопустима.

ATI Radeon HD 4850: конкурирующие продукты

На момент своего выхода на рынок видеокарта ATIRadeonHD 4850 была прямым конкурентом сразу двух продуктов от компании Nvidia. Это GeForce 9800 GTXи GeForce 8800 GTS. Во втором случае продукт от ATI оказался даже предпочтительнее по быстродействию. Но только в штатном режиме. Решение от компании Nvidia в случае разгона компенсировало отставание, а нередко даже вырывалось вперед. А вот GeForce 9800 GTX с учетом своих технических спецификаций был более производительным видеоускорителем. В результате стоил он дороже. Разница в быстродействии составляла 7-10 процентов. Их не позволял компенсировать даже разгон.

ATI Radeon HD 4850: синтетические тесты

ATI Radeon HD 4850 в штатном режиме в синтетическом тесте PCMARK 2006 выдает 12200 баллов. Если разогнать данное устройство до частот 685 и 2150 МГц соответственно, то можно получить дополнительную тысячу баллов. Его производительность в этом случае можно будет оценить уже в 13200 баллов. GeForce 880 GTS, в свою очередь, даже в базовом режиме выдает уже 13500баллов. Если еще к тому разогнать его до 820МГц/1890 МГц, то получится уже 15000 баллов. В результате решение от «зеленого» производителя в синтетическом тесте выглядит гораздо предпочтительнее. К реальной же производительности эти виртуальные баллы зачастую не имеют отношения. Данные значения только указывают на высокую степень оптимизации программного обеспечения. В этом случае драйвер для видеокарты ATI Radeon HD 4850 просто «не заточен» под данный тест.

ATI Radeon HD 4850: возможности в игровых приложениях

Совершенно иная ситуация складывается с игровыми приложениями в плане производительности у любого продукта линейки ATI Radeon HD 4850. В этом случае драйвера уже играют не настолько важную роль. Рассмотрение начнем с Enemy Territory QuakeWar. По производительности в данной игре герой нашего обзора обгоняет даже модель 9800 GTX. У HD 4850 число выводимых картинок в секунду равняется 86. Для 9800GTX это значение составляет 81, а у 8800GTS – 71.Указанные значения справедливы для режима 1680×1050. Тенденция при увеличении уровня разрешения до 1920×1200 сохраняется. Показатели соответственно будут уже равняться 72, 66 и 58.Похожая ситуация складывается и с «ХалфЛайф 2». Значения для первого режима соответственно будут равны 111, 103, 89, а для второго 88, 82 и 71. В игре Perseus Mandate ситуация немного меняется. Здесь лидером становится решение 9800GTX с показателями 184 (для разрешения 1680×1050)и 149 (для разрешения 1920×1200). Значения для HD 4850 составляют 162 и 127 соответственно. Решение 8800GTS держится наравне – 157 и 129. Практически то же самое справедливо и для игры CallofDuty 4. Значения 9800 GTX в данном случае составляют 82 и 72. Для HD 4850 данные показатели составляют 79 и 67, а для 8800GTS – 72 и 62. В данном случае разница между первым и вторым местом в плане производительности получается довольно незначительной. В вот стоимость этих двух решений существенно отличается. В игре Unreal Tournament 3 ситуация опять кардинально меняется. Лидером снова становится видеокарта HD 4850, которая демонстрирует показатели 121 (для разрешения 1680×1050) и 97 (для 1920×1200). На втором месте в этом случае оказалась 9800 GTX с показателями 117 и 92. На последнем месте с показателями 102 и 80 соответственно оказался 8800 GTS. Подобная тенденция сохранилась в большинстве игровых приложений. HD 4850 чаще всего опережал своего прямого конкурента 9800GTX, пусть и незначительно. Такой расклад справедлив для 70% софта. В оставшихся 30% лидером был уже 9800GTX. При этом необходимо отметить, что разница была не столь существенной. Чип 9800GTX при этом изготавливался по устаревшему на тот момент технологическому процессу 65 нм. Он имел более высокий уровень тепловыделения 156 Вт. Таким образом, получается, что HD 4850на тот момент был наиболее предпочтительной покупкой.

ATI Radeon HD 4850: особое исполнение

Инженеры решили не останавливаться на достигнутом результате. Они выпустили более продвинутую модификацию данного видеоускорителя — ATI Radeon HD 4850 X2. Приставка X2 означала, что в данном случае речь идет уже о двухчиповой карте. Она была оснащена улучшенной системой охлаждения. Ее технологические спецификации даже сегодня позволяют решать большинство существующих задач. На таких продуктах также в обязательном порядке присутствовал 1 Гб ОЗУ. При этом стоимость ускорителя значительно возросла.Единственные недостаток, который у него был после начала продаж, это плохая программная оптимизация. Далеко не все компьютерные игры хотели запускаться на нем. Дальнейшее обновление программного обеспечения инженерами компании AMD смогло решить данный вопрос.

ATI Radeon HD 4850: стоимость

ATI Radeon HD 4850 получился довольно качественным. Его характеристики по-настоящему впечатляют, а результаты тестов указывают на высокий уровень быстродействия. Такой продукт просто не может быть доступным и дешевым. Однако специалисты ATI, даже находясь в непростой экономической ситуации все-таки умудрились соблюсти баланс производительности и стоимости. Они предложили данный акселератор по демократической цене 199 долларов. Но в такую цену была оценена только базовая модификация. В дальнейшем на рынке появились более продвинутые версии. Их стоимость могла достигать 320 долларов. В этом случае пользователь получал улучшенное решение с повышенными частотами и качественным теплоотводом. При этом также оставалась возможность незначительного разгона графического ускорителя.

ATI Radeon HD 4850: отзывы

Слабое программное обеспечение является ключевым недостатком всех решений линейки ATI Radeon HD 4850 Series. Достаточно часто драйвера для данного продукта приводили к тому, что некоторые игровые приложения не функционировали нормально на данном программном обеспечении. Появлялись некоторые зависания и выбросы из игры, хотя сам компьютер при этом работал совершенно нормально. Отзывы пользователей часто указывали на возникновение подобной проблемы. Затем по мере обновления программного обеспечения все проблемы решались сами собой и никаких проблем в дальнейшем не возникало. Аналогичным образом развивался и драйвер Windows 7. Производителем сразу же была представлена сырая версия с некоторыми недостатками, которая была затем доведена до совершенства инженерами компании AMD. Главным преимуществом данного продукта стало соотношение цены и производительности. При стоимости 199 долларов данный продукт вполне мог конкурировать с более дорогими Ge Force 9800GTX и Ge Force 8800GTS.

Radeon HD 4850 512MB — дерзкий новичок?!

После полугодовалого периода застоя AMD наконец-то удачно «выстрелила» с новой линейкой видеокарт серии Radeon HD 4800. Первые ласточки, в лице Radeon HD 4850, после своего появления вызвали настоящий ажиотаж, предлагая при относительно невысокой цене отличный уровень производительности. Наконец-то, эти видеокарты добрались и до отечественного рынка, и мы спешим познакомить вас с этой интересной моделью.
Особенности архитектуры
В новую линейку видеокарт вошли Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870, основанные на одном и том же графическом ядре RV770 и отличающиеся лишь рабочими частотами. Архитектура RV770 была существо переработана относительно предыдущего поколения, что вылилось почти в двукратный рост производительности.


Основную вычислительную мощь графического процессора представляют десять SIMD ядер, в составе каждого из которых по 16 потоковых процессоров, способных выполнять пять инструкций за такт, что в конечном итоге дает право говорить об общем числе стрим-процессоров, равном 800 шт. При этом потоковые процессоры по своей структуре остались прежними, как и в R600. Также было увеличено количество текстурных блоков, которые претерпели некоторые изменения. Так, теперь их 40, по четыре на одно SIMD ядро с собственным кэшем L1. Кэш второго уровня разбит на четыре блока и расположен возле контроллера памяти. В отличие от TMU в R600/RV670, новые блоки стали несколько слабее, но благодаря их возросшему количеству и частоте удельная производительность новых TMU должна подняться.

При значительном увеличении количества шейдерных процессоров и блоков TMU, вызывает недоумение неизменное количество блоков ROP, которых, как и у предшественника, осталось 16. Но зато эти блоки обрабатывают вдвое больше пикселей за такт. Также, в отличие от чипов прошлого поколения, стандартный мультисэмплинг полностью осуществляется за счет аппаратных возможностей ROP. Старые чипы вели соответствующие расчеты при помощи шейдерных процессоров, что выливалось значительным падением производительности в таких режимах. Хотя обработка сглаживания CFAA все еще осуществляется шейдерными блоками.
В новом GPU разработчик отказался от ранее использовавшейся внутренней кольцевой шины, и отдал предпочтение хабовой схеме, при этом четыре 64-битных контроллера памяти расположены возле основных потребителей данных, а менее требовательные подключены к концентратору.

В качестве поддерживаемой памяти, дополнительно к GDDR3, заявлена GDDR5, благодаря которой удалось увеличить ПСП при общей шине в 256 бит. Кроме того, использование такой шины упрощает компоновку и кристалла и разводку платы видеокарты. Однако, памятью GDDR5 частотой 3,6 ГГц будет оснащаться только Radeon HD 4870 (старшая модель новой серии), а Radeon HD 4850 — более простой GDDR3.
Значительное внимание компания AMD уделяет энергоэффективности своих продуктов. Благодаря дальнейшему усовершенствованию технологии ATI PowerPlay, известной по мобильным решениям компании, и позволяющей динамически управлять на аппаратном уровне частотой и питанием GPU в зависимости от нагрузки, удалось еще больше повысить экономичность нового GPU. Потребляемая мощность старшей модели Radeon HD 4870 составляет 160 Вт, младшей Radeon HD 4850 — не более 110 Вт.
Не осталась без изменений и ATI Avivo. Аппаратный видеодекодер Unified Video Decoder получил индекс 2 благодаря значительно расширенной функциональности. Во-первых, это улучшение алгоритмов обработки видеопотока, во-вторых, появилась возможность декодирования сразу двух потоков Full HD (1080p). Также поддерживается декодирование видео форматов H.264 и MPEG2. Вывод изображения осуществляется через интерфейсы HDMI и DisplayPort. Как и все акселераторы AMD, начиная с серии HD 2000, Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850 обладает встроенным кодеком HD Audio.
Видеокарты на базе RV770 поддерживают шину PCI Express 2.0 и режим CrossFireX, позволяющий объединить вместе несколько адаптеров. И, конечно же, DirectX 10.1, который имеет минимум нововведений и поддерживаемый еще с семейства Radeon HD 3000.
Для сравнения новых видеокарт с предыдущими поколениями приводим таблицу с техническими характеристиками:

Видеокарта Radeon HD 4870 Radeon HD 4850 Radeon HD 3870 Radeon HD 3850 Radeon HD 2900XT
Ядро RV770 RV770 RV670 RV670 R600
Число транзисторов, млн. 956 956 666 666 700
Техпроцесс, нм 55 55 55 55 80
Число процессоров 800 800 320 320 320
Число TMU 40 40 16 16 16
Число ROP 16 16 16 16 16
Частота ядра/процессоров, МГц 750 625 775 670 740
Частота памяти, МГц 3600 2000 2250 1660 1650
Шина памяти, бит 256 256 256 256 512
Тип памяти GDDR5 GDDR3 GDDR4 GDDR3 GDDR3
Объем памяти, МБ 512 512 512 256 512
Пропускная способность памяти, ГБ/с 115 64 72 53 105,6
Интерфейс PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 1.1
Поддерживаемая версия DirectX 10.1 10.1 10.1 10.1 10
Энергопотребление, Вт 160 110 105 95 215

Sapphire Radeon HD 4850 512MB
Одной из первых карт на базе RV770, которая попала на тестирование, стала Sapphire HD 4850. Известный своей качественной продукцией производитель часто радует пользователей новинками серии Radeon и в этот раз компания нас не подвела. Хотя, наличие оригинальной упаковки и наклейки с логотипом производителя пока ни на что не влияют, ведь первые видеокарты традиционно являются полными копиями референсных образцов.
Сравнительно небольшая коробка. Довольно дерзкая надпись красуется на лицевой стороне — «Prepare to Dominate». Так ли это, мы выясним ниже.
Комплектация:

  • Переходник DVI/D-Sub;
  • Переходник DVI/ HDMI;
  • Переходник HDTV;
  • Переходник питания с «молекса» на 6-pin;
  • Мостик для соединения видеокарт в CrossFire;
  • Диск с драйверами;
  • Инструкция по установке.

Как было уже отмечено, перед нами типичная референсная карта.


Первое, что бросается в глаза — это довольно скромная система охлаждения, знакомая нам по ATI Radeon HD 3850: все тот же однослотовый кулер с турбиной небольшого диаметра. Зато, в отличие от ближайших конкурентов от NVIDIA, эта карта выглядит не столь «монструозно» и даже слегка миниатюрно.
Общий радиатор контактирует с чипами памяти и с силовыми элементами схемы питания через термопрокладки, с ядром — через термопасту.
Так выглядит плата со снятой системой охлаждения:

На чипе мы видим старый и уже подзабытый логотип ATI:
Судя по маркировке, ядро призведено на 20 неделе (май) 2008 года. Рабочая частота графического процессора составляет 625 МГц, что полностью отвечает эталонным значениям.
На плате распаяны 8 чипов памяти Qimonda общим объемом 512 MB. Время выборки — 1,0 нс, что соответствует рабочей частоте 2 ГГц, но память при этом функционирует на частоте 1986 МГц.
Мониторинг
Количество программных средств, которые можно использовать для мониторинга новой серии графических адаптер, пока ограничено несколькими приложениями, в список которых входит последняя версия утилиты GPU-Z, определяющая и рабочие частоты видеокарты, и температуру со встроенных термодатчиков.
Как видим, при отсутствии нагрузки видеокарта снижает частоты до 500/1400 МГц (чип/память) со стандартных 625/1986 МГц. Хотя и при пониженной частоте чип греется до 80°C. Кроме стандартной температуры чипа можно наблюдать еще и показания трех дополнительных термодатчиков, которым тоже почему-то присвоены имена GPU со своими индексами. Возможно, что чип имеет несколько датчиков, снимающих соответствующие данные с разных блоков кристалла. Обороты вентилятора составляют 1500 оборотов в минуту. В таком режиме он работает довольно тихо, и не слышно на фоне среднестатистического блока питания. Не смотря на то, что на главной вкладке рабочая частота памяти идентифицируется как 993 МГц (эффективная 1986 МГц), на вкладке Sensors она отображается уже как 975 МГц.
А вот под нагрузкой с шумом дела обстоят хуже. Стоит запустить любое 3D-приложение, и становится заметен вой турбины. После таких монстров как Radeon HD 2900 XT гул этой турбины, конечно, не кажется таким уж громким, но все же заметен.
После 10-минутного прогрева карты тестом ATITool температура не поднялась выше 85°C. Но вентилятор при этом раскрутился до 3900 об/мин. Хоть это даже меньше половины возможностей вентилятора, даже на такой скорости гул турбины отлично перекроет шум любого блока питания. Да и плата такая горячая, что к ней не притронешься. А раскаленный общий радиатор скорее не охлаждает, а лишь дополнительно нагревает такие элементы, как память. Ее перегрев вполне может сказаться при попытке разгона и ограничить верхний стабильный частотный предел.
Как видим, небольшая система охлаждения хоть кое-как и справляется со своей задачей, при этом жертвуя тишиной. Насколько эффективнее будет охлаждение такой видеокарты с помощью другой системы охлаждения? Для проверки этого на плату был установлен Zalman VF900-Cu. Этот кулер по нынешним меркам хоть и не отличается выдающейся эффективностью, но до сих пор отлично справляется с такими картами как GeForce 8800 GT.
На минимальных оборотах Zalman VF900-Cu удерживает температуру под нагрузкой на уровне 64°C, на максимальных — на уровне 60°C.
Разгон
Пока что из всех программных средств разгона для данных видеокарт мы можем использовать лишь ATI Overdrive из Catalyst Control Center. Последняя на данный момент версия Riva Tuner 2.09 пока еще не поддерживает видеокарты этого семейства. Максимальные доступные значения в ATI Overdrive ограничены, и 700 МГц для графического чипа это довольно небольшое значение (учитывая родные 625 МГц). Хотя, как оказалось, и этого слишком много. Данная видеокарта стабильно работала без артефактов на частоте чипа 685 МГц, памяти 2150 МГц. Замена системы охлаждения не сильно помогла улучшить результат. Также отметим, что и при 685 МГц было пару зависаний в игре GRID, хотя остальные тесты (даже Crysis) проходились без проблем. Однако, для тестов все же решено было остановиться на значениях 685/2150 МГц. Проверка на артефакты проводилась с помощью теста ATITool.

В процентном соотношении разгон небольшой, 9,6% по ядру и 8% по памяти.
ASUS GeForce 8800 GTS 512MB
В качестве конкурента была выбрана видеокарта GeForce 8800 GTS с объемом памяти 512 MB. Возможно, некоторые зададутся вопросом, а почему не GeForce 9800 GTX, ведь именно с ней сравнивали зарубежные ресурсы новичка от AMD. Но если присмотреться к 9800GTX, оказывается, что это слегка подразогнанный GeForce 8800 GTS. Причем, даже разница по частотам не особо и большая — на 25 МГц выше по ядру и на 260 МГц по памяти. Эти минимальные изменения повысили быстродействие на смешные несколько процентов, которые значительно отразились на стоимости high-end-карты. А вот цена на GeForce 8800 GTS уже опустилась до 220-250 долларов, что соответствует стоимости Radeon HD 4850. Так что, на данный момент именно эту карту стоит рассматривать как конкурента для доступного Radeon HD 4800, а заодно и GeForce 9800GTX.
Видеоадаптер GeForce 8800 GTS 512MB основан на G92, имеет ту же печатную плату, что и карта GeForce 8800 GT, но в отличие от последней графический процессор обладает всеми включенными потоковыми процессорами и блоками TMU, которых насчитывается 128 и 64 шт. соответственно. Номинальная частота GPU составляет 650 МГц, при этом шейдерный домен работает на частоте 1625 МГц. Память стандарта GDDR3 и объемом 512 мегабайт функционирует на частоте 1940 МГц. В остальном — никаких архитектурных изменений по сравнению с видеокартой среднего уровня. В качестве системы охлаждения используется двухэтажный кулер с выхлопом воздуха за пределы системного блока. А для более надежного питания на повышенных частотах и со всеми включенными блоками количество фаз питания было увеличено до трех (в GeForce 8800 GT элементы одной фазы просто не распаиваются).
В качестве представителя GeForce 8800 GTS 512MB на тестирование попала видеокарта ASUS EN8800GTS, которая поставляется в традиционной для этого производителя большой коробке.
Комплектация:

  • Переходник DVI/D-Sub;
  • Переходник HDTV;
  • Переходник питания с «молекса» на 6-pin;
  • Диск с драйверами;
  • Инструкция по установке;
  • Сумочка для CD-дисков.

Сама плата полностью повторяет референсный дизайн:

Большой двухслотовый кулер, накрывающий всю плату, состоит из алюминиевого основания и медного сердечника, который посредством трех тепловых трубок передает тепло от ядра к тонким алюминиевым ребрам. Вся конструкция накрывается пластмассовым кожухом и продувается немного наклоненной турбиной, при этом горячий воздух выводится за пределы корпуса. В месте контакта между чипом и медным основанием используется термопаста, между памятью и силовыми элементами — термопрокладки.
Видеокарта оснащается памятью GDDR3 и работает на референсных частотах — 650/1625/1944 МГц (ядро, шейдерный домен, память). При прогреве ATITool обороты вентилятора не поднимаются выше 700 об/мин, при этом температура не превышает 79°C. Уровень шума в таком режиме минимален.
Графический процессор разогнался довольно таки неплохо и стабильно работал на частотах 820/1890 МГц (ядро/шейдерный домены). А вот разгон памяти явно уперся в ее перегрев, так как со временем она начинала сыпать артефактами. Увеличив обороты вентилятора до максимума, удалось добиться стабильно работы памяти на 2130 МГц, что немного ниже частоты памяти у GeForce 9800GTX (2,2 ГГц), зато с 26% разгоном графического чипа мы значительно обогнали его. Стоит отметить, что на GeForce 9800GTX устанавливается немного более быстрая память, так что у этой карты она разгонится еще больше, а вот потенциал чипа будет примерно такой же.
На максимальных оборотах кулер удерживает температуру чипа в пределах 55°C, при этом уровень шума уже очень высокий. Для разгона и тихой работы этой карты не мешало бы заменить систему охлаждения, но найти эффективный и недорогой кулер будет проблематично. Если прибавить сюда стремительное удешевление GeForce 8800 GTS 512MB, то данная операция вообще теряет смысл.
Сравнительная таблица характеристик видеокарт

Radeon HD 4850 512MB GeForce 8800 GTS 512MB
Кодовое имя процессора RV770 G92
Техпроцесс, нм 55 65
Частота ядра, МГц 625 650
Частота унифицированных шейдерных блоков, МГц 625 1625
Количество унифицированных шейдерных блоков 800 128
Количество текстурных блоков TMU 40 64
Блоков блендинга ROP 16 16
Частота памяти, МГц 1986 1944
Разрядность интерфейса памяти, бит 256 256

Тестовый стенд:

  • Процессор: Core 2 Duo E8400 3 ГГц (разогнанный 4 ГГц, 445 МГц FSB);
  • Кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • Материнская плата: Gigabyte P35-S3;
  • Память: 2х2GB OCZ PC6400 (890 МГц при таймингах 5-5-5-15);
  • Жесткий диск: 320GB Hitachi T7K250;
  • Блок питания: Chieftec CFT-650-14CS;
  • Операционная система: Windows XP SP2, Windows Vista Ultimate;
  • Драйвер видеокарты GeForce: ForceWare 175.16;
  • Драйвер видеокарты Radeon: Catalyst 8.6.

Использовались 32-разрядные операционные системы, поэтому, несмотря на общий объем памяти в 4 ГБ, задействовано было лишь 3,5 ГБ. Тесты проводились в разрешении 1280х1024 и 1600х1200. Тестирование с включением сглаживания использовалось лишь в тех играх, где оно поддерживается непосредственно самим приложением. Принудительное форсирование сглаживания не использовалось, потому как в некоторых приложениях с этим наблюдались проблемы.
Результаты тестирования
3DMark 2006
Как видим, в этом тесте Radeon HD 4850 выглядит неуверенно. Даже с разгоном новичок не может догнать конкурента от NVIDIA. Но синтетика это одно, а в реальных играх все может быть наоборот.
S.T.A.L.K.E.R.
Первым тестом выступает популярный отечественный шутер, которому уже исполнился год.
Все настройки графики на максимум, анизотропная фильтрация включена. Тест проводился на первой локации «Кордон».
Несмотря на возраст игры, положение Radeon HD 4850 выглядит не лучшим образом. GeForce 8800 GTS 512MB оказывается быстрее на 20% в низком разрешении, и на 10% в высоком. С разгоном разрыв лишь увеличивается.
TimeShift
Настройки графики максимальные, включена фильтрация AFx16. Небольшой игровой эпизод переигрывался по три раза, по средним результатам построены итоговые диаграммы.
Еще одна игра, где результаты Radeon HD 4850 ну никак не выглядят разгромными для конкурентов, а скорее наоборот. И снова в высоком разрешении отставание Radeon меньше, чем при 1280х1024. Невысокие результаты разгона, конечно же, оборачиваются тем, что форсированная GeForce 8800 GTS лишь увеличивает отрыв.
Unreal Tournament 3
Популярный сетевой шутер. А движок Unreal Engine также еще и является основой для многих других игр.
Настройки графики максимальные. Тест проводился на уровне ShangriLa без ботов. Для каждого режима тест проводился по три раза.
В низком разрешении с 7% отрывом лидирует GeForce 8800 GTS. В высоком разрешении уже Radeon HD 4850 оказывается быстрее на 2,5%. С разгоном эти соотношения практически остаются неизменными.
Call of Duty 4
Популярный шутер и одна из лучших игр прошлого года.
Тестирование проводилось на уровне WarPig. Данный игровой эпизод отличается множеством ботов, взрывов, дыма в кадре. Для уменьшения погрешности, результаты построены по итогам пятикратного прогона данного игрового эпизода.
После неудачного старта в нашем тестировании, Radeon HD 4850 наконец-то начинает реабилитироваться. В низком разрешении результат новичка на 20% оказывается лучше конкурента, в высоком — на 15%. И даже разгон не позволяет GeForce 8800 GTS догнать карту на базе чипа RV770. Самое приятное, что даже в тяжелом режиме с активацией сглаживания Radeon сохраняет лидерство.
Legend: Hand of God
Diablo-клон с современной графикой.
Все настройки графики максимальные.
Результаты видеокарт примерно идентичны. Своеобразный движок игры почти не реагирует на разгон. Но это видать такая неудачная оптимизация у игры, поскольку и общий FPS не высок, как для такого уровня графики. Без разгона GeForce 8800 GTS все же оказывается быстрее.
Race Driver: GRID
Удачный гоночный автосимулятор на движке Colin McRae Rally DIRT.
Интересная ситуация сложилась с активацией сглаживания в игре. В графе multisampling выбирается уровень сглаживания (например, level 2 или 4), а далее идет список режимов MSAA. Загвоздка в том, что multisampling это и есть режим MSAA, интеллектуальный режим антиалиасинга. Что подразумевается под простыми режимами и режимами MSAA в данной игре не совсем ясно. Можно предположить, что multisampling level это просто общий уровень антиалиасинга, как часто указывается во многих играх, а уровень сглаживания по методу MSAA выбирается уже отдельно Тесты на GeForce 8800 GTS были проведены в максимально доступном multisampling level 4, но как оказалось потом, у Radeon максимально доступный это multisampling level 3. Так что, полученные результаты со сглаживанием, изначально отличаются и соответствуют немного разным режимам, а возможности заново протестировать GeForce, к сожалению, уже не было. Хотя для сравнения эти данные и не очень подходят, но оставлены в качестве наглядности для того, чтобы увидеть сильно ли скажется активация сглаживания на производительности новой видеокарты. В следующий раз мы используем в этой игре лишь активацию профилей MSAA, так как по каким алгоритмам выполняется multisampling level не совсем ясно.
С небольшим преимуществом Radeon HD 4850 оказывается быстрее, и в высоком разрешении отрыв увеличивается. Активация сглаживания в высоком разрешении приводит к существенному падению производительности, хотя в разрешении 1280х1024 падение производительности минимально. Скорее всего, это программная проблема, и AMD возможно исправит ее с новыми драйверами.
Devil May Cry4 DX10
Переходим к тестам под DirectX 10. Хотя первая игра, по качеству рендеринга не сильно отличается от картинки, которую мы можем видеть в DirectX 9. А если быть точнее, то визуально различия заметны лишь в системе освещения, и то иногда, если сильно присматриваться.
Настройки графики Very High. Использовался отдельный предрелизный игровой benchmark.
В этой игре результаты Radeon HD 4850 оказались совсем уж неожиданными. Но несколько повторных запусков бечмарка для проверки показали те же результаты. При активации сглаживания производительность видеокарты увеличивается. Конечно, чудес не бывает, и подобной ситуации не может быть. Тут явно сказывается своеобразный нрав драйверов. Catalyst A.I. был включен. Возможно, увеличение результата происходит из-за отключения неких функций при активации MSAA, например рендеринг с использованием библиотек DirectX 9 вместо DirectX 10, что, в общем, и приводит к росту показателей. А может наоборот, просто у драйверов возникают проблемы с простым режимом, в результате чего эти показатели неоправданно занижены. Как бы то ни было, это лишь предположения. Несмотря на эту непонятную ситуацию видно, что GeForce 8800 GTS начинает уверенно обгонять соперника лишь с разгоном. На дефолтных частотах со сглаживанием Radeon HD 4850 быстрее, если конечно можно сравнивать такие непонятные результаты с вполне логичными и адекватными показателями конкурента.
Assassin’s Creed DX10
Популярная игра.
Тестирование проходило следующим образом: совершалась прогулка по определенному маршруту, включая прогулку по крышам, переулкам и небольшой площади, насыщенной NCP. По троекратным испытаниям получены средние результаты. В высоком разрешении 1600х1200 (реальное игровое разрешение 1600х900) игра просто не позволяет включить сглаживание, поэтому этих результатов для данного разрешения на диаграмме нет. В настройках ползунком задается уровень multisampling, который принимает три дискретных значения. Какой именно режим соответствует максимальному качеству сглаживания не известно.
Radeon HD 4850 оказывается немного быстрее. В самом простом режиме это 2% преимущества, при активации сглаживания 4%, а высоком разрешении уже 8%. С увеличением нагрузки новичок только увеличивает свой отрыв. Хотя в разрешении 1280х720 разгон выводит уже GeForce 8800 GTS в лидеры.
World in Conflict DX10
Популярная стратегия.
Игра довольно требовательная, поэтому мы решили отдельно протестировать ее при включении анизотропной фильтрации и при активации фильтрации со сглаживанием. В виду нестабильных результатов встроенного теста, он повторялся по три раза для каждого режима.
И снова явное преимущество Radeon HD 4850. Причем, самое большое преимущество именно в тяжелых режимах. А ведь с серией 3хх было абсолютно наоборот.
Crysis
Последним тестом выступает самая высокотехнологичная игра современности. Как самый тяжелый тест в DirectX 10 оставили мы ее напоследок.
Для тестов использовался стандартный игровой бенчмарк. Взглянем для начала на результаты видеокарт в DirectX 9.
2% преимущество Radeon HD 4850 в низком разрешении и 3-8% преимущества в высоком. Однако лучший разгон позволяет выйти в лидеры GeForce 8800 GTS.
В DirectX 10 использовалась игра с установленным патчем 1.2.
Расклад сил меняется. Тут уже место лидера остается за GeForce 8800 GTS. Но в высоком разрешении Radeon HD 4850 почти впритык приближается к результатам соперника. Сравнение качества изображения
Разница в качестве картинки между семействами видеокарт GeForce и Radeon всегда порождала много споров. На заре зарождения этих серий, различия действительно были очень большими, и тогда лидерство Radeon в этом плане было неоспоримо. Но время идет, и на данном этапе большинство споров о качестве изображения остается лишь уделом фанатов. Хотя она все еще присутствует. Но говорить о том, что кто-то лучше не совсем правильно. Во многих случаях GeForce обладает более мягкой цветовой гаммой. У Radeon она иногда более насыщенная, что придает визуальной «резкости». Иногда предпочтительнее первый вариант, иногда второй. Да и подобные различия можно компенсировать в настройках драйверов или монитора.
Стоит отметить, что среди всех игр, использовавшихся в тестировании наиболее заметна разница в S.T.A.L.K.E.R. и TimeShift, в которых Radeon показывает более насыщенную по цветовой гамме картинку. В меньшей степени, но данный эффект также заметен и в Call of Duty 4. Ниже приведены скриншоты из некоторых игр.
S.T.A.L.K.E.R.
Изображение на Radeon HD 4850 более насыщенное, преобладают теплые цвета. Картинка даже приобретает некий оранжевый оттенок. Дело субъективное, но для меланхоличной постапокалиптической атмосферы игры изображение на GeForce 8800 GTS кажется более естественным и реалистичным.
TimeShift
Опять же более насыщенные цвета, что отлично видно по темным теням. А если на последних скриншотах обратить внимание дальнюю сетку справа, то можно заметить что на Radeon она четче, чем на GeForce, благодаря более качественной анизотропной фильтрации. Хотя это уже мелочи заметные лишь при детальном изучении скриншотов. А вот яркое цветовое исполнение для такой футуристичной игры выглядит намного приятнее, чем более блеклый вариант на GeForce.
Assassin’s Creed
В данной игре, как и в большинстве других, никакой разницы между видеокартами нет.
Выводы
Новая серия видеокарт AMD получилась довольно удачной. Проведя работу над ошибками, компания смогла избавиться от узких мест старой архитектуры. В частности, наконец-то Radeon показывают минимальное падение производительности при активации сглаживания. Что же касается ближайшего соперника в лице GeForce 8800 GTS на базе G92, то в большинстве игр он уступает новинке от AMD. Особенно заметно преимущество в высоких разрешениях и тяжелых режимах. С другой стороны в разрешении 1280х1024 GeForce 8800 GTS иногда не уступает Radeon HD 4850. Но небольшое преимущество в большей части тестов оборачивается существенным отставанием в таких играх как S.T.A.L.K.E.R. и TimeShift. Также непонятная ситуация сложилась с игрой Devil May Cry4, а точнее с активацией сглаживания. Хотелось бы сказать, что в самых последних ресурсоемких играх Radeon HD 4850 держит однозначное лидерство. Да результаты в Crysis DX10 портят всю картину, хотя под старым API в этой игре все наоборот. В общем, будем надеяться, что будущие драйвера немного увеличат производительность.
Что касается разгона, то он не впечатлил. Хотя, вспоминая первые референсные карты прошлых поколений, можно сказать, что это стандартное явление. Лишь через время можно ожидать волну акселераторов с завышенными характеристиками и лучшим разгонным потенциалом. Для разгона новых Radeon HD 4850 пока еще нет альтернативных программных средств, кроме ATI Overdrive. Есть, конечно, вариант перепрошивки модифицированного BIOS, однако использование новых микросхем на платах чревато несовместимостью с программами прошивальщиками и вероятностью выхода адаптера из строя.
С повышением частот GeForce 8800 GTS в состоянии вернуть себе лидерство, а в целом остается вполне привлекательной для пользователя благодаря более эффективному кулеру и хорошему потенциалу. Но на стороне Radeon HD 4850 имеются плюсы в виде меньшего энергопотребления и высокоэффективных энергосберегающих технологий. Правда, в отличие от конкурента, система охлаждения у карты оставляет желать лучшего: температура чипа поддерживается в разумных пределах за счет высоких оборотов вентилятора, который создает ощутимый шум.
Как бы там ни было, AMD хоть и не сделала революцию на рынке 3D-акселлераторов, но выпустила достойное решение. Самое главное, что выход новых видеокарт по невысоким ценам наконец-то расшевелил NVIDIA, которая зажралась в последнее время и занималась лишь переименованием видеокарт, зарабатывая деньги почти на пустом месте. При этом главными конкурентами одночиповых решений оставались ее же видеокарты предыдущего поколения. Но мощный пинок от AMD вынудил калифорнийского гиганта снижать цены, да и на помощь идет обновленный GeForce 9800GTX+ на 55-нм чипе G92b. Новый техпроцесс даст очередные возможности для разгона. Такая видеокарта, вероятно, уже будет не «по зубам» Radeon HD 4850. Но и разогнанные версии Radeon HD 4850 тоже не за горами.
Ну а мы ждем нового витка борьбы на рынке и новых снижений цен, которое нам, потребителям, только на руку.
Благодарим следующие компании за предоставленное тестовое оборудование:

  • DC-Link, в частности Александра aka Punisher’а, за предоставленные видеокарты и блок питания;
  • Магазин STORM за предоставленный процессор и память.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*