admin / 19.10.2018

Сравнение 960 и 970

Тестируем производительность видеокарт Nvidia GeForce GTX 960 в режиме SLI

Наименование
Radeon
R9 290
Radeon
R9 290X
GeForce
GTX 960
GeForce
GTX 970
GeForce
GTX 980
Кодовое имя
Hawaii Pro
Hawaii XT
GM206
GM204
GM204
Версия
GCN 1.1
GCN 1.1
Maxwell 2.x
Maxwell 2.x
Maxwell 2.x
Техпроцесс, нм
28
28
28
28
28
Размер ядра/ядер, мм2
438
438
227
398
398
Количество транзисторов, млн
6200
6200
2940
5200
5200
Частота ядра, МГц
1126
1050
1126
Частота ядра (Turbo), МГц
950
1000
1178
1178
1216
Число шейдеров (PS), шт.
2560
2816
1024
1664
2048
Число текстурных блоков (TMU), шт.
160
176
64
104
128
Число блоков растеризации (ROP), шт.
64
64
32
64
64
Максимальная скорость закраски, Гпикс/с
60.6
64
36
66
72
Максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с
151.5
176
72.1
109.2
144.1
Тип памяти
GDDR5
GDDR5
GDDR5
GDDR5
GDDR5
Эффективная частота памяти, МГц
5000
5000
7000
7000
7000
Объем памяти, Гбайт
4
4
2
4
4
Шина памяти, бит
512
512
128
256
256
Пропускная способность памяти, Гбайт/с
320
320
112.2
224.3
224.3
Питание, Pin
6+8pin
6+8pin
6pin
6+6pin
6+6pin
Потребляемая мощность (2D / 3D), Ватт
-/275
-/290
-/120
-/145
-/165
CrossFire/Sli
V
V
V
V
V
Рекомендованная при анонсе цена, $
400
550
200
300
550
Заменяемая модель
GTX 760
GTX 770/
GTX 780
GTX 780 Ti

Тестовый стенд

Тестирование видеокарт GeForce GTX 960 проходило в составе следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS X99-Deluxe (Intel X99, LGA 2011-3);
  • Процессор: Intel Core i7-5960X 4000 МГц (125 МГц х 32, 1.20 В);
  • Система охлаждения: система водяного охлаждения;
  • Термоинтерфейс: Arctic Cooling МХ-2;
  • Оперативная память: DDR4 Corsair Vengeance 2750 МГц, 4 x 4 Гбайта, (15-15-15-36-1T, 1.65 В);
  • Накопитель SSD: Corsair Force Series GT, 128 Гбайт;
  • Блок питания: Corsair AX1200i Digital, 1200 Ватт;
  • Аудиокарта: ASUS Xonar Essence STX;
  • Операционная система: Microsoft Windows 7 x64 SP1.

Перечень используемых контрольно-измерительных приборов и инструментов

  • Шумомер: Center 320;
  • Мультиметр: Fluke 289;
  • Тарификатор электроэнергии: E305EMG.

Инструментарий и методика тестирования 3D

В части игр, где это возможно, использовались встроенные отрезки теста, при необходимости тестирование дополнялось результатами утилиты Fraps v3.5.99.

Список тестовых приложений:

VSync при проведении тестов был отключен.

Разгон: теория

Несмотря на недавний анонс GeForce GTX 960, у пользователей уже возникают вопросы, связанные с разгоном новинки. Проведем краткий, но информативный курс молодого бойца.

Сохранить BIOS сейчас можно лишь одним способом – при помощи GPU-Z. На этом все подготовительные операции закончены. Далее нам понадобятся две вещи: редактор BIOS и программа-прошивальщик. По сравнению с прошивкой GTX 970/ GTX 980 структура BIOS GTX 960 несколько изменилась: появились промежуточные режимы работы с фиксированным энергопотреблением. Нам они не сильно интересны, необходимая таблица для внесения изменений находится в самом низу.

Зеленым прямоугольником обведено номинальное значение TDP. Что касается остальных параметров, то:

  • Def – это стандартное энергопотребление в заводском виде без манипуляций с разгоном со стороны пользователя. Слева и справа два BIOS: левый – Palit, правый – MSI.
  • Max – максимальное энергопотребление видеокарты (заметьте, не постоянное, а абсолютно максимальное), которое редко достигается в реальных задачах. Модель лишь кратковременно может приближаться к нему.

Красным прямоугольником обведено энергопотребление из 6/8pin кабеля блока питания.

  • Def – количество ватт при нормальной работе. В это значение включен Boost, но не прибавляется запас свыше 100% Power Target и температуры. Другими словами, это типичное энергопотребление видеокарты в любых игровых приложениях.
  • Max – теоретический максимум в ваттах, допустимый при разгоне. Именно этой переменной задается максимальное TDP в утилитах для разгона. Оба значения не могут быть выше номинального TDP.

Как можно видеть, у версии MSI энергопотребление из 8pin кабеля установлено выше номинального TDP, и это означает лишь одно – видеокарта никогда не израсходует заложенный запас из источника питания. Чтобы сбалансировать, надо повысить номинальный TDP. В случае с моделью Palit инженеры, наоборот, перестраховались и занизили потенциал использования 6pin кабеля питания – можно смело повышать до 120-150 Вт. Для 8 pin советую ограничиться 180 Вт. Остальные переменные Power Table можно не трогать.

Осталось записать обновленную прошивку в видеокарту, и с этим дела обстоят гораздо сложнее. С недавних пор Nvidia перестала обновлять NVFlash для DOS, поэтому придется воспользоваться NVWinFlash версии не ниже 5.196. Еще одна степень защиты скрыта в контрольной сумме BIOS. Если она неправильная, то BIOS невозможно прошить. Тем не менее, энтузиасты давно обошли сертификат защиты, и такая версия NVWinFlash легко находится.

Еще одной особенностью прошивания в среде Windows является временное отключение графического ускорителя. Без данного действия BIOS не прошьется. Делается это в диспетчере устройств. Надо предупредить, что после отключения погаснет монитор и придется все делать вслепую. Либо загружайтесь с двумя видеокартами, основной и той, которую будете перепрошивать.

Команды NVWinFlash:

Определение DeviceID при работе с двумя моделями: nvflash.exe —list

Снятие защиты от записи: nvflash.exe –protectoff

Отмена сверки Checksum, Device ID, и принудительная запись образа BIOS.

В итоге после сохранения BIOS, его редактирования и отключения видеокарты в диспетчере устройств последовательность ваших действий следующая: снимаете защиту с BIOS, определяете, под каким номером идет вторая (прошиваемая) видеокарта, прошиваете BIOS следующей командой nvflash.exe —index 1 -4 -5 -6 BIOS.rom

Детальные данные

Для оценки поведения участников обзора в номинальном режиме и при разгоне обратимся к тесту Metro: Last Light, проведенному шесть раз, и параллельно соберем данные, которые затрагивают графическое ядро, память, энергопотребление и температуры. После объединения полученных результатов в единых графиках можно видеть, насколько точно соответствуют заводские характеристики реальным цифрам и что происходит с важными показателями при разгоне.

Частота ядра и стабильность GPU Boost.

После синхронизации частот видеокарт на уровне 1266 МГц они обе трудились без сброса частот. Столь похвальное поведение нельзя не отметить. Загрузка обеих ядер была равномерной и не колебалась на всем тестовом участке.

Вопрос остается лишь в поддержке SLI в самих играх. Если игра оптимизирована и для нее в драйверах есть профиль, то успех паре GeForce GTX 960 обеспечен. В противном случае второй графический ускоритель будет бездействовать.

Частота памяти.

К эффективности использования памяти в случае новинки претензий нет. Частота 2000 МГц не является максимальной, как некоторые могли подумать, и выбрана в обзоре GeForce GTX 960 не для красоты. Ей как раз и ограничен средний разгон. Чуть получше видеопамять разогналась на версии Palit – до 2025 МГц.

Кстати, увеличение частоты на 50 МГц эквивалентно разгону графического процессора GTX 960 на 10-15 МГц, но только для режимов работы с большими текстурами. Пропускной способности 128-битной шины хватает даже на штатной частоте, благо видеокарта очень сбалансирована.

Напряжение vGPU.

Более низкое напряжение vGPU на модели Palit связано с понижением рабочей частоты. Palit GeForce GTX 960 JetStream быстро осознала, что работает на 120 МГц ниже номинала, и аккуратно снизила напряжение, чем и вызвано уменьшение энергопотребления. В этой цепочке в выигрыше оказалась и температура видеокарты.

Температура GPU.

Несмотря на замкнутое пространство (видеокарта Palit вплотную подпирала модель MSI в стенде), максимальная температура не превысила 70°C. Скачкообразное поведение MSI GeForce GTX 960 Gaming 2G вызвано периодической остановкой вентиляторов во время теста. Именно так, энергопотребление и тепловыделение GM206 позволяют некоторым графическим ускорителям плавно отключать вертушки даже во время теста.

Обороты вентиляторов.

Что и отмечается на этом графике. Надо отдать должное инженерам MSI, которые создали очень плавную регулировку оборотов вентиляторов. Они раскручиваются плавно и без рывков, не вызывая шок у покупателя. К сожалению, не все вендоры удосужились повторить практический опыт компании MSI.

Результаты Metro: Last Light

Настройки:

  • DirectX 11;
  • Разрешение – 2560х1440;
  • Продвинутый PhysX – выключено;
  • Улучшенная глубина резкости – выключено;
  • Тесселяция – Normal;
  • Качество – Very High;
  • Motion Blur – Normal;
  • Полноэкранное сглаживание – SSAA;
  • Анизотропная фильтрация (AF) – 16x.

Кадры/с
Мин.|Средн.
2560×1440
Включите JavaScript, чтобы видеть графики

По результатам тестирования производительности видеокарт в высоком разрешении неожиданно выявилась масса интересных вещей. Так, Nvidia GeForce GTX 960 стала аутсайдером по отношению к AMD Radeon R9 280/ R9 285. В разгоне она сравнивается с ними, если последние работают на частотах: R9 280 – ~1100-1150/1600 МГц, R9 285 – ~1150-1200/1600 МГц. К сожалению, Radeon R9 285 очень редко поддерживаются утилитами, а без вольтмода угнаться им за частотами GTX 960 невозможно. Поэтому, если вас не беспокоит энергопотребление, шум и нагрев, то смело оставайтесь на R9 280.

Зато при должной поддержке конфигурации SLI пара GeForce GTX 960 творит чудеса в играх. Она быстрее сильно разогнанной GTX 970, немного уступает такой же GTX 980, и сильно превосходит Titan Black! Увы, но борьбу тандему не смогли навязать ни R9 290X, ни разогнанная R9 290. А если мысленно сравнить энергопотребление и шум последних, выбор становится очевидным. Впрочем, перейдем к энергопотреблению – это показательный пример для AMD.

FILED UNDER : Железо

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*